Русская Православная Старообрядческая Церковь

Старообрядчество Сибири: старообрядцы Сибири в панораме веков

Старообрядцы в Маньчжурии, село Романовка в 1930-е годы

О кержаках в Сибири, «каменщиках» или «бухтарминцах» на Бухтарме, «двоеданах», о «семейских» в Забайкалье, «поляках» на Алтае, о староверах-переселенцах в Якутии и на Дальнем Востоке пишет исследователь истории забайкальского старообрядчества Фирс Федосович Болонев.

Подробнее

Оттиски печатей и штемпелей старообрядческих общин Алтая начала XX в. (по документам Государственного архива Алтайского края)

Печати приходского совета Барнаул. старообр. Крестовоздвиженского храма и прот. Иакова Чучалина

Публикация правительственных указов «О свободе совести» от 17 апреля 1905 г. и «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 г. стала отправной точкой для официальной регистрации старообрядческих общин на территории Алтайского округа. Томская губерния в дореволюционный период являлась одной из самых старообрядческих в составе Российской империи.

Подробнее

Церковный раскол и секуляризация православия – В.Ю. Инговатов

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Вступив во второе тысячелетие своей истории, освященной светом христианского учения, Россия столкнулась с необходимостью решения важнейших мировоззренческих проблем. Среди них задачи нахождения истинных духовных ориентиров, поиска смысла своего существования всемирной истории являются едва ли не самыми болезненными...

Подробнее

Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин

Старообрядческая семья Соловьевых

В статье генеалога и краеведа Б.В. Бабарыкина приводится обзор комплексного генеалогического исследования старообрядцев рубежа XIX-XX вв. на примере двух старообрядческих общин белокриницкого согласия: Крестовоздвиженской г. Барнаула и Вознесенской д. Бажево (современный г. Новоалтайск).

Подробнее

Актуализация историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев в образовательной деятельности музея-усадьбы «Причумышье»

Музей-усадьба «Причумышье» в с. Залесово

В статье рассматривается образовательная деятельность сельского музея с точки зрения социокультурного подхода. Изложен опыт изучения, сохранения сотрудниками музея церковных, семейных, культурных традиций старожилов-старообрядцев Залесовского Причумышья...

Подробнее

Православный церковный старообрядческий календарь на 2019 год: праздники и посты по дням

Православный календарь, 2019 г.

Краткий церковный календарь с указанием больших и средних церковных праздников, постов и постных дней с указанием трапезы, родительских дней (поминовения усопших) на каждый день 2019 года по месяцам.

Подробнее

Жена священника — легко ли быть матушкой? Матушкин крест

Михаил Нестеров. Христова невеста

О том, каково быть женой священника. Рассуждения о том, какие обязанности выполняет супруга батюшки, легка ли роль спутницы священнослужителя и чем их семья отличается от обычной.

Подробнее

Последние годы жизни Ф.Е. Мельникова

Федор Ефимович Мельников с книгой, 1934

На тему о вкладе известных старообрядческих деятелей в общерусскую культуру пишет Леонте Иванов (Румыния), который открыл неизвестные сведения о последних годах жизни крупного старообрядческого писателя Ф.Е. Мельникова.

Подробнее

Старообрядческое церковное пение — Н.Г. Денисов

Крюковая книга «Демественник»

История старообрядческого церковно-певческого искусства заслуживает отдельного большого исследования. Старообрядческая певческая культура, как культура профессиональная и письменная, едина в типологическом отношении.

Подробнее

Акустика колокольного звона: методические аспекты толкования

Барнаул. Колокола на звоннице

Колокола восприняты для православного богослужения много веков назад. С развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов, колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения.

Подробнее

Старообрядчество — духовная крепость русской культуры

Фирс Болонев

Долгое время русская культура в России находилась на положении падчерицы: многие могли безнаказанно глумиться над нею. Шел усиленный процесс нивелировки и унификации, а вернее — постепенного искоренения традиционной культуры...

Подробнее

Старообрядчество Алтая как феномен культуры – Л.С. Дементьева

Старообрядцы д. Кузнецово Семеновского уезда (Керженец)

О старообрядчестве говорят и пишут давно и много, начиная с XVII века, часто давая этому явлению неравнозначные оценки. В XX веке старообрядчество стали изучать как явление, принесшее в современность и хранящее в ней многие черты древней русской культуры, всех ее аспектов: духовно-содержательного, морфологического, институционального. У XX века много вопросов к прошлому.

Подробнее

Кожурин К.Я. Певческая культура старообрядцев и наследие Древней Руси

Книга Октай, осмогласник. Певческая рукопись

Как известно, старообрядцы сохранили и сделали достоянием мировой культуры не только древнерусскую икону, но и певческие традиции Древней Руси. Основой древнерусского и старообрядческого богослужебного пения был так называемый знаменный распев, получивший свое название от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Если древнерусская иконопись справедливо называется «богословием в красках», то древнерусский знаменный распев с не меньшим основанием можно назвать «богословием в звуках».

Подробнее

Алтайские старообрядцы: история, традиции, лингвокультурологические особенности, «картина мира»

Старообрядцы-«поляки» Змеиногорского уезда на Алтае

1. Алтайские старообрядцы представляли до последнего времени относительно замкнутую группу населения (22-23 деревни в Восточно-Казахстанской области и несколько деревень в Республике Алтай) – на юге прежней Томской губернии.

Подробнее

Неделя Антипасхи, о Фоме: проповедь о жертве Христа и об уверении ап. Фомы

Уверение ап. Фомы

Чем для нас радостна и важна Пасха Священная? Радость Пасхи выражается многими высокими словами и эпитетами. Слово «пасха» значит «прохождение».

Подробнее

Виталий Гриханов. Искупитель

Распятие Господа нашего Исуса Христа

Старообрядческий поэт Виталий Петрович Гриханов пишет об Исусе Христе, о Его крестной искупительной жертве. Лирический герой стихотворения следует за Христом с горячим сердцем, прославляя Спасителя, Который явил «безмерный образ любви» и спас Своей смертью всех людей.

Подробнее

Судьбы барнаульского старообрядчества в годы революции и гонений на религию

Фрагмент Барнаульского уезда. Карта Алтайского округа, с указанием старообряд. приходов. 1910

Один из крупнейших центров старообрядчества Алтая находился в г. Барнауле. Он объединил вокруг себя к концу XIX в. общины ряда уездов Алтайского округа. Барнаульский приход Крестовоздвиженской церкви играл заметную роль в церковно-приходской жизни образованной в начале XX в. Томско-Алтайской епархии.

Подробнее

Дорога к храму будет всегда: размышления после выставки «Архитектура и религия» (1996)

Алексей Афанасьевич Синельников. Барнаул

В 1996 г. в Москве на базе Росстройэкспо проходила выставка и конференция «Архитектура и религия». Среди участников выставки был Алексей Афанасьевич Синельников, который у стенда Московской Митрополии РПСЦ представлял разработанный им для общины г. Барнаула проект храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Подробнее

Старообрядчество в интернете
HotLog