Русская Православная Старообрядческая Церковь

Последние годы жизни Ф.Е. Мельникова

На тему о вкладе известных старообрядческих деятелей в общерусскую культуру пишет Леонте Иванов (Румыния), который открыл неизвестные сведения о последних годах жизни крупного старообрядческого писателя Ф.Е. Мельникова.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Старообрядчество Алтая как феномен культуры - Л.С. Дементьева

О старообрядчестве говорят и пишут давно и много, начиная с XVII века, часто давая этому явлению неравнозначные оценки. В XX веке старообрядчество стали изучать как явление, принесшее в современность и хранящее в ней многие черты древней русской культуры, всех ее аспектов: духовно-содержательного, морфологического, институционального. У XX века много вопросов к прошлому.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Алтайские старообрядцы: история, традиции, лингвокультурологические особенности, «картина мира»

1. Алтайские старообрядцы представляли до последнего времени относительно замкнутую группу населения (22-23 деревни в Восточно-Казахстанской области и несколько деревень в Республике Алтай) – на юге прежней Томской губернии.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Судьбы барнаульского старообрядчества в годы революции и гонений на религию

Один из крупнейших центров старообрядчества Алтая находился в г. Барнауле. Он объединил вокруг себя к концу XIX в. общины ряда уездов Алтайского округа. Барнаульский приход Крестовоздвиженской церкви играл заметную роль в церковно-приходской жизни образованной в начале XX в. Томско-Алтайской епархии.

Алтайский старообрядец

Подробнее

К истории борьбы российской власти и церкви со старообрядческим расколом на Нижнем Чумыше (XVIII-XIX вв.)

В статье рассказывается о старообрядцах Нижнего Причумышья: деревни Елунина, Шипицина, Язовая, а также повествуется о Шипицинской староверческой часовне и непростых взаимоотношениях с духовными и светскими властями.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Старообрядцы предгорий Алтая в переписке миссионеров РПЦ (начало XX века)

О взаимоотношениях старообрядцев, проживающих в селах предгорной зоны Алтая, с представителями Алтайской духовной миссии по эпистолярным источникам миссионеров синодальной новообрядческой церкви.

Алтайский старообрядец

Подробнее

История старообрядческой общины с. Залесово Алтайского края

В статье Н.А. Костеревой повествуется об истории Залесовской старобрядческой общины, в общей связи с историческими процессами в России. Автор рассказывает об истории села Залесово, о взаимодействии сибирских старообрядцев с церковными и светскими властями, об общинах в селах: Ново-Глушинка, Шмаково, Залесово, Пещерка.

Алтайский старообрядец

Подробнее

О кержаках и староверах с. Усть-Пристань (по воспоминаниям старожила)

Рассказ о заселении села Усть-Пристань, о первых поселенцах, кержаках, о переселении староверов на Алтай по воспоминанию жительницы села, А. Г. Черных.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Иконописец из старообрядцев В.Ф. Балыкин

Об уникальном иконописце-старообрядце Викуле Федоровиче Балыкине, наиболее видном представителе из числа мастеров алтайской иконописи, оставившем заметный след в написании икон на Алтае. По рассказам очевидцев и архивным документам прослеживается его жизнь, а также описываются некоторые из икон его творчества.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Старообрядцы Тальменского района — Н.А. Старухин

В статье историка и исследователя старообрядчества Н.А. Старухина рассматриваются старообрядцы, их взаимодействие с церковными и гражданскими властями, а также распространение белокриницкого согласия и открытие храмов на территории современного Тальменского района до 1920-30-х годов.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Старообрядческие монастыри на Алтае — Л. С. Дементьева

В статье Л.С. Дементьевой затрагивается бытование иночества в старообрядчестве, аскетический подвиг монашества, условия существования старообрядческих монастырей и скитов в Царской России после раскола, а также в советское время. Рассматриваются староверские женские скиты, существовавшие на Алтае: Белорецкий монастырь и Убинская обитель.

Алтайский старообрядец

Подробнее

История старообрядческих согласий Алтайского района

В работе рассмотрены старообрядческие поселения Алтайского района в составе Алтайского края: очаги староверия, история старообрядческих приходов разных согласий, взаимодействие с миссионерами, видные центры белокриницких старообрядцев: села Ая, Каянча, Платово, Тайна, Половинка, Никольское и другие.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Документы по истории религии Усть-Коксинского района

История Усть-Коксинского района тесным образом связана с историей заселения ее территории старообрядцами. Какие вероисповедания прослеживались в истории по документам в этом районе? Какие молитвенные дома, храмы и часовни, а также школы существовали в исторической перспективе? Ответы на эти и другие вопросы с цитатами из архивных документов — в данной статье историка и архивариуса Т.Г. Мальцевой.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Из истории старообрядчества и старообрядческих согласий Залесовского района

История старообрядчества и старообрядческих согласий на территории Алтайского края. Сохранившиеся источники как нельзя лучше свидетельствуют о былой силе и влиянии старообрядчества, его драматической истории, насыщенной внутренней жизни, в которой вопросы сохранения веры и благочестия предков играли первоочередную роль. На территории современного Залесовского района старообрядцами был основан ряд сел.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Ликвидация старообрядческих общин Алтая в конце 1920-х — середине 1930-х гг.

В работе И.В. Куприяновой отражены особенности адаптации старообрядческих общин в период богоборческой политики советского государства в период коллективизации — в конце 1920-х — середине 1930-х гг.; показаны попытки их борьбы против закрытия культовых зданий и прекращения старообрядческой богослужебной практики. На конкретных документальных примерах рассмотрены процедура ликвидации общин и переход старообрядческих согласий к традиционным для них способам сохранения вероисповедания в условиях гонений.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Куприянова И.В. Иконостас старообрядческого Крестовоздвиженского храма в Барнауле

Сразу после выхода в свет правительственных установлений 1905–1906 гг., разрешающих старообрядцам регистрировать свои общины и строить культовые сооружения, барнаульские белокриничане стали ходатайствовать перед городской думой об отведении им места под строительство храма.
Белокриницкий Крестовоздвиженский храм, построенный известным барнаульским архитектором Носовичем, стал наиболее значительным культовым сооружением старообрядцев Алтая.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Ильин В.Н. Государственная политика репрессивного воздействия на активистов старообрядчества Томской губернии в XIX веке

По мнению представителей светских и церковных властей, «томский раскол силен своими духовными руководителями». В своих рапортах и официальных записках служители синодальной церкви и мелкие чиновники регулярно указывали на наличие так называемых «расколоучителей», требуя принятия решительных и действенных мер по пресечению их деятельности.

Алтайский старообрядец

Подробнее

К юбилею образования Томско-Алтайской епархии

Как в дореволюционной, так и современной России, белокриницкая иерархия являла собой крупнейшее объединение среди староверия. Ее возникновение явилось прямым следствием традиционно-репрессивной политики правительства в 1830-40-е гг. в отношении, прежде всего, к переходящему из господствующей церкви священству. Значительное распространение влияния старообрядческой Церкви в России, после того как Божиим смотрением к ней был присоединен митрополит Амвросий и восстановлена трехчинная иерархия, начинается с 1850-х гг..

Алтайский старообрядец

Подробнее

Из истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви

В очередной раз обратиться к истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви заставил юбилей ее строительства, удивительным образом совпавший с 90-летием образования Томско-Алтайской епархии. История ее – это, прежде всего, история барнаульской общины, в которой как нельзя полно отразилось непростое бытование по бурным волнам житейского моря старообрядческого движения. История же общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Старообрядчество в интернете
HotLog