Буньков Яков Иванович — один из некогда многочисленных старообрядцев с. Ая в Алтайском крае.
История старообрядчества
История Бишкекской старообрядческой общины
Бишкекская община Русской Православной Старообрядческой Церкви получила своё официальное признание в середине 80-х годов XX столетия.
К истории Томской старообрядческой общины — Н.А. Старухин
История томского старообрядчества уходит своими корнями в самые первые десятилетия существования раскола.
К вопросу о поисках Беловодья в сочинениях сибирских старообрядцев XIX в. — Н.Н. Стахеева
Одним ярких примеров «бедственного жития» странников в Сибири является история старообрядческих поселений бегунов на юге Алтае. Алтайские каменщики — бухтарминцы восприняли мифическую идею странничества об уходе из мира и долгое время пытались найти спасительную пустынь…
Общественно-политическая жизнь старообрядцев в начале XX в. (на примере сибирских белокриницких общин) – Н.А. Старухин
Участие старообрядцев в общественно-политической жизни России в начале XX в. всё больше привлекает внимание исследователей.
Старообрядческие общины Солонешенского района в первой трети XX в. — И. В. Куприянова
Территория современного Солонешенского района являлась одной из наиболее густо населенных старообрядцами частей как степного, так и горного Алтая. Здесь они образовывали многочисленную этноконфессиональную группу, состоявшую из различных течений, характерных для сибирского старообрядчества в целом.
К характеру полемики между представителями отдельных конфессиональных групп Алтая в конце XIX в. — Н.А. Старухин
Полемика, являясь предметом интеллектуальной борьбы противопоставленных после раскола русской церкви сторон, новообрядцев и старообрядцев, показала глубинные корни этого раскола, различия в характере их духовной культуры.
К истории старообрядчества Нижнего Причарышья — Н.А. Старухин
Старообрядчество Причарышья представляет собой одну из ярких, но вместе с тем малоисследованных страниц истории данного региона. Между тем именно этот район стал одним из первых в освоении Алтайского края, и именно в нем были образованы первые на Алтае старообрядческие села.
Отец Антоний Андрианович Пучков (1868 — 1938)
Один из активных священноиереев Сибирской епархии, пятнадцать лет прослуживший настоятелем барнаульской старообрядческой Крестовоздвиженской общины, — о. Антоний Пучков мученически пострадал от безбожной власти, а спустя 20 лет был реабилитирован.
Государственно-правовое регламентирование функционирования староверческих молитвенных домов на территории Томской губернии в XIX — начале XX в.
Вопрос функционирования старообрядческих молитвенных домов на территории Томской губернии в XIX в. Авторы подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу, а также изучили специфику его реализации на местном уровне.
Старообрядчество Сибири: старообрядцы Сибири в панораме веков
О кержаках в Сибири, «каменщиках» или «бухтарминцах» на Бухтарме, «двоеданах», о «семейских» в Забайкалье, «поляках» на Алтае, о староверах-переселенцах в Якутии и на Дальнем Востоке пишет исследователь истории забайкальского старообрядчества Фирс Федосович Болонев.
Оттиски печатей и штемпелей старообрядческих общин Алтая начала XX в. (по документам Государственного архива Алтайского края)
Публикация правительственных указов «О свободе совести» от 17 апреля 1905 г. и «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 г. стала отправной точкой для официальной регистрации старообрядческих общин на территории Алтайского округа. Томская губерния в дореволюционный период являлась одной из самых старообрядческих в составе Российской империи.
Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин
В статье генеалога и краеведа Б.В. Бабарыкина приводится обзор комплексного генеалогического исследования старообрядцев рубежа XIX-XX вв. на примере двух старообрядческих общин белокриницкого согласия: Крестовоздвиженской г. Барнаула и Вознесенской д. Бажево (современный г. Новоалтайск).
Последние годы жизни Ф.Е. Мельникова
На тему о вкладе известных старообрядческих деятелей в общерусскую культуру пишет Леонте Иванов (Румыния), который открыл неизвестные сведения о последних годах жизни крупного старообрядческого писателя Ф.Е. Мельникова.
Старообрядчество Алтая как феномен культуры – Л.С. Дементьева
О старообрядчестве говорят и пишут давно и много, начиная с XVII века, часто давая этому явлению неравнозначные оценки. В XX веке старообрядчество стали изучать как явление, принесшее в современность и хранящее в ней многие черты древней русской культуры, всех ее аспектов: духовно-содержательного, морфологического, институционального. У XX века много вопросов к прошлому.
Алтайские старообрядцы: история, традиции, лингвокультурологические особенности, «картина мира»
1. Алтайские старообрядцы представляли до последнего времени относительно замкнутую группу населения (22-23 деревни в Восточно-Казахстанской области и несколько деревень в Республике Алтай) – на юге прежней Томской губернии.
Судьбы барнаульского старообрядчества в годы революции и гонений на религию
Один из крупнейших центров старообрядчества Алтая находился в г. Барнауле. Он объединил вокруг себя к концу XIX в. общины ряда уездов Алтайского округа. Барнаульский приход Крестовоздвиженской церкви играл заметную роль в церковно-приходской жизни образованной в начале XX в. Томско-Алтайской епархии.
К истории борьбы российской власти и церкви со старообрядческим расколом на Нижнем Чумыше (XVIII-XIX вв.)
В статье рассказывается о старообрядцах Нижнего Причумышья: деревни Елунина, Шипицина, Язовая, а также повествуется о Шипицинской староверческой часовне и непростых взаимоотношениях с духовными и светскими властями.
Старообрядцы предгорий Алтая в переписке миссионеров РПЦ (начало XX века)
О взаимоотношениях старообрядцев, проживающих в селах предгорной зоны Алтая, с представителями Алтайской духовной миссии по эпистолярным источникам миссионеров синодальной новообрядческой церкви.
История старообрядческой общины с. Залесово Алтайского края
В статье Н.А. Костеревой повествуется об истории Залесовской старобрядческой общины, в общей связи с историческими процессами в России. Автор рассказывает об истории села Залесово, о взаимодействии сибирских старообрядцев с церковными и светскими властями, об общинах в селах: Ново-Глушинка, Шмаково, Залесово, Пещерка.