Русская Православная Старообрядческая Церковь

Иконопись старого обряда

В конце 2020 года в Государственном художественном музее Алтайского края работала выставка «Православное искусство земли Алтайской», подготовленная совместно с Покровской старообрядческой общиной города Барнаула. Проект приурочен к празднованию в России 400-летия протопопа Аввакума и впервые был полностью посвящен культуре старообрядцев.

О выставке в художественном музее был репортаж на нашем сайте: В Барнауле начала работу выставка «Православное искусство земли Алтайской» — прим. «АС».


Известно, что история Алтая неразрывно связана со старообрядцами-переселенцами, которые не только оказали влияние на процесс освоения сибирских земель, но и, принеся с собой крепкие традиции древнего благочестия, определили развитие духовной культуры региона.

Крест-распятие с предстоящими
Распятие с предстоящими и с праздничными клеймами. Икона с врезанным медным распятием.
Вторая половина XIX века. Паволока, левкас, темпера, медь, литье. Собственность ГХМАК. Фото источника

Чтобы полнее представить особенности старообрядческого искусства, экспозиция была условно поделена на тематические разделы. Самый большой из них был посвящен иконописи старообрядцев, выбравших образцом для подражания древние православные каноны. Предваряла повествование о выставке икона Аввакума — духовного лидера русского старообрядчества, предоставленная из музейной коллекции Покровской общины. На выставке можно было увидеть работы известного алтайского иконописца из старообрядческой среды Викулы Фёдоровича Балыкина (1860-1932). Большинство из них были показаны зрителю впервые. Одиннадцать образов отражали не только разные периоды творчества мастера, но и предпочтения крестьянской старообрядческой среды, заказы которой выполнял мастер. Наряду с аналойными иконами, были продемонстрированы крупноформатная икона со сложным догматическим сюжетом «Троица Новозаветная», написанная, скорее всего, для старообрядческой молельни или церкви, и совсем небольшие, пядничные (с пядь руки) образы, которые брали с собой в дорогу верующие.

Спас Вседержитель. Викула Балыкин
Балыкин Викула Фёдорович (1860 — после 1932). Икона «Спас Вседержитель». Конец XIX-начало XX века.
Село Залесово (Алтайский край). Дерево, левкас, темпера, серебрение. Собственность ГХМАК. Фото источника

Также в экспозицию вошли иконы Сузунского письма, представляющие еще один местный иконописный промысел, трактуемый народной крестьянской иконой, в которой верность православному канону соединилась с фольклорной эстетикой. Творчество сузунских иконописцев, работавших на старообрядцев, было также ориентировано на архаические тенденции русской иконописи. Тем не менее среди устоявшихся немногочисленных иконографий в старообрядческой среде получила распространение икона «Богоматерь Фёдоровская», покровительница русских государей. Уповая на скорый приход справедливого царя и поддержку древних обычаев, приверженцы старой веры возносили ей молитвы. Такая икона кисти сузунского мастера Ивана Крестьянинова наряду с другими его образами была показана в экспозиции.

Архангел Михаил
Крестьянинов И. В.? (1858-1941). «Архангел Михаил — грозных сил воевода». Конец XIX-XX век. Сузун.
Дерево, левкас, паволока, темпера. Собственность ГХМАК. Фото источника

Открытием для зрителя стала крупноформатная икона «Три святителя» барнаульского иконописца Егора Ивановича Маркова (ум.1924). Совсем недавно приобретенная музеем из частного собрания, она представляет собой один из трех известных на сегодня авторских образов. Известно, что мастер принадлежал поморскому согласию старообрядцев, имел в Барнауле иконописную мастерскую, продукция которой расходилась далеко за пределы края. Высокотехничное письмо мастера и стилистические особенности его живописи указывают на московскую школу иконописания, которую прошел автор. Есть и письменное доказательство этому в виде личной подписи иконописца на лицевой части одного из образов, хранящегося сегодня в частном собрании.

Икона Три святителя. Предположительное авторство Е.И. Маркова
Икона «Три святителя». Предположительное авторство Е.И. Маркова. Фото: Е. Боброва

Кроме того, среди икон, бытовавших преимущественно в старообрядческой среде, были распространены культовые произведения, соединяющие элементы живописи и медной пластики. Особое значение они приобрели в Сибири и на Урале в XVIII-XIX веках. Подобная икона-врезка «Распятие с предстоящими и с праздничными клеймами», вошедшая в экспозицию, отнесена к уральскому литью и живописи второй половины XIX века. Крест из металла и живопись сюжетно дополняют друг друга, иллюстрируя главное событие новозаветной истории. Также на иконе помещены иконографии 12 двунадесятых православных праздников. Подобные «живописные врезки» были особенно характерны дни часовенных старообрядцев, которые были многочисленны на Урале. Эти иконы массово привозились на Алтай, где часовенное согласие было тоже широко представлено.

К уральскому иконописанию по визуальным признакам сотрудники музея отнесли и фрагмент живописного походного иконостаса, предоставленный Покровской общиной. Подлинным украшением выставки стали невьянские иконы, которые признаны специалистами вершиной уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Они делались исключительно на заказ. Такие иконы достигли сибирских провинций только в XVIII веке. Писанные по золоту, имеющие усложненную сюжетную композицию и высокое техническое исполнение, они привозились для состоятельных староверов. Восхититься красотой и духовным содержанием невьянской иконы стало возможно благодаря барнаульским любителям и собирателям искусства. Они предоставили на выставку предметы из своих коллекций.

Интересное явление в старообрядческом искусстве показали резные иконы «Голгофский крест» без изображения распятия. Деревянные рельефы покрывали грунтом и красками. Рядом с крестом, как правило, изображали орудия страстей: копье и трость с губкой, внизу — гору Голгофу и символическое изображение головы Адама (череп). Кроме того, они были сплошь покрыты криптограммами-буквами и надписями, иллюстрирующими евангельское событие. Эту традицию принесли на сибирскую землю старообрядцы-беспоповцы. Искусство «икон на рези» было официально запрещено властями, но не только проникло в поморскую среду Сибири, но и бережно ими сохранялось и даже получило развитие. По свидетельству местных собирателей искусства известно, что в алтайских поселениях в XIX веке появились свои мастера, которые резали подобные образы.

Экспонаты музейной коллекции
Экспонаты выставки: распятия, голгофские кресты и походные иконы

Также на выставке можно было увидеть меднолитые иконы, которые оказались более подходящими к условиям постоянного странствования хранителей старой веры, подвергающихся гонениям. Здесь выбор экспонатов пал на памятники меднолитой пластики, созданные в основном в подмосковных Гуслицах — крупном центре искусства старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия. Оно было самым многочисленным на Алтае, и все предметы, показанные в экспозиции, бытовали в нашем регионе. Таким образом, увидев культовые предметы разных старообрядческих согласий, посетителю можно было понять их отличные друг от друга трактовки на православный канон в искусстве.

Общим в сохраняемой староверами древнерусской традиции всегда было отношение к книге. Именно старообрядцами сохранена большая часть старопечатных и рукописных древнерусских книг, дошедших до наших дней. Поэтому наряду с иконописью и предметами декоративно-прикладного искусства в экспозиции была отражена и книжная культура старообрядцев. Это, прежде всего, книга из фондов музея «Памятники старообрядчества XVII века» (1927), одно из первых советских изданий, предназначенных для научного изучения истории старообрядчества, библиографическая редкость. В ней приведена подборка всего литературного наследия протопопа Аввакума.

Покровская старообрядческая община предоставила на выставку свои богослужебные книги: Следованную Псалтырь середины XIX века и крюковую рукопись того же времени. На открытии выставки все желающие могли услышать подробный рассказ о крюковой нотации для записи знаменного распева — древней русской традиции церковного пения. Также древнерусским распевом была исполнена духовная программа Хора Покровского старообрядческого храма.

Более полно представить духовную культуру живших в регионе старообрядцев позволили этнографические старообрядческие молельные костюмы (женский и мужской) из коллекции ГХМАК. Они дополнили богослужебные предметы: лестовки (старообрядческие четки) и подручники (плоские подушечки для земных поклонов).

Также отдельным блоком в выставку вошел фрагмент проекта «Лики старообрядчества», который был организован Александром Холмогоровым, алтайским старообрядцем. Это фотовыставка включает 120 работ фотографов — профессионалов и любителей. Она стала победителем Конкурса НКО 2020 Российского фонда культуры. В сентябре экспозиция демонстрировалась в Христорождественском храме Рогожского духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, а в октябре вернулась на Алтай, неся главный посыл авторов проекта:

«Сегодня как никогда важна деятельность, направленная на сохранение прошлого и одухотворение настоящего, на просвещение молодого поколения и возрождение истинных ценностей, на формирование потребности современного человека в познании, развитии и созидании мира, добра и красоты».

Автор: Евгения Школина,
Государственный художественный музей Алтайского края

Источник: Культура Алтайского края, №1 (41), март 2021, с.20-22.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете