О старообрядчестве говорят и пишут давно и много, начиная с XVII века, часто давая этому явлению неравнозначные оценки. В XX веке старообрядчество стали изучать как явление, принесшее в современность и хранящее в ней многие черты древней русской культуры, всех ее аспектов: духовно-содержательного, морфологического, институционального. У XX века много вопросов к прошлому.
Как известно, старообрядцы сохранили и сделали достоянием мировой культуры не только древнерусскую икону, но и певческие традиции Древней Руси. Основой древнерусского и старообрядческого богослужебного пения был так называемый знаменный распев, получивший свое название от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Если древнерусская иконопись справедливо называется «богословием в красках», то древнерусский знаменный распев с не меньшим основанием можно назвать «богословием в звуках».
1. Алтайские старообрядцы представляли до последнего времени относительно замкнутую группу населения (22-23 деревни в Восточно-Казахстанской области и несколько деревень в Республике Алтай) – на юге прежней Томской губернии.
Старообрядческий поэт Виталий Петрович Гриханов пишет об Исусе Христе, о Его крестной искупительной жертве. Лирический герой стихотворения следует за Христом с горячим сердцем, прославляя Спасителя, Который явил «безмерный образ любви» и спас Своей смертью всех людей.
Один из крупнейших центров старообрядчества Алтая находился в г. Барнауле. Он объединил вокруг себя к концу XIX в. общины ряда уездов Алтайского округа. Барнаульский приход Крестовоздвиженской церкви играл заметную роль в церковно-приходской жизни образованной в начале XX в. Томско-Алтайской епархии.
В 1996 г. в Москве на базе Росстройэкспо проходила выставка и конференция «Архитектура и религия». Среди участников выставки был Алексей Афанасьевич Синельников, который у стенда Московской Митрополии РПСЦ представлял разработанный им для общины г. Барнаула проект храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковный календарь с указанием православных церковных праздников, постных дней и постов, дней поминовения усопших (родительских суббот) на каждый день года по месяцам.
Проповедь протоиерея Николы, настоятеля храма Покрова Пресвятыя Богородицы, на праздник св. славнаго и всехвальнаго апостола, девственика, и наперсника, и возлюбленника, евангелиста Иоанна Богослова.
В статье рассказывается о старообрядцах Нижнего Причумышья: деревни Елунина, Шипицина, Язовая, а также повествуется о Шипицинской староверческой часовне и непростых взаимоотношениях с духовными и светскими властями.
19 августа в Церкви установлено празднование Святого Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В этот день в Барнаульском храме прошла Божественная литургия.
О взаимоотношениях старообрядцев, проживающих в селах предгорной зоны Алтая, с представителями Алтайской духовной миссии по эпистолярным источникам миссионеров синодальной новообрядческой церкви.
В статье Н.А. Костеревой повествуется об истории Залесовской старобрядческой общины, в общей связи с историческими процессами в России. Автор рассказывает об истории села Залесово, о взаимодействии сибирских старообрядцев с церковными и светскими властями, об общинах в селах: Ново-Глушинка, Шмаково, Залесово, Пещерка.
Рассказ о заселении села Усть-Пристань, о первых поселенцах, кержаках, о переселении староверов на Алтай по воспоминанию жительницы села, А. Г. Черных.
«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» - поется в церкви на богослужениях Честному и Животворящему Кресту Господню. Для чего мы поклоняемся Кресту Христову и почитаем? Как отвергнуться себя и последовать за Христом?
О принесении христианской жертвы Богу и постном подвиге, о важности таинства причащения для каждого христианина и о празднике Торжества Православия рассказывает в своей проповеди протоиерей Никола.
Автор Епископ Михаил Семенов. . Категория Проповеди
Ограничение в питании или воздержание от страстей, улучшение мышления вместе с укреплением воли или ступень к нравственному совершенствованию? В статье блестящего духовного публициста епископа Михаила Семенова даются ответы на вопросы о смысле и значении христианского поста для человека в физическом и духовном плане.