Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • Проповеди
  • О несении креста народом, исторических испытаниях и отвержении греховного состояния. Слово о. Евгения Гуреева

Иерей Евгений Гуреев о несении креста, противостоянии цивилизаций и отвержении греховного состояния

Воскресная проповедь в неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произнесенная иереем Евгением Гуреевым, настоятелем старообрядческого храма в честь Святителя Николы Чудотворца в с. Залесово Алтайского края.

Иерей Евгений Гуреев произносит проповедь. Залесово
Иерей Евгений Гуреев во время проповеди. Фото: А.Л. Болотов

Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мною» (Мк. 37 зач.). Сам Христос не просто «взял крест», это не фигуральное выражение, Он действительно нес на Себе это Древо, на котором распяли Его, и под тяжестью падал несколько раз. Накануне Своего распятия, Своих крестных страданий, как мы знаем, Он взял трех Своих учеников, и молился усердно к Отцу с такими словами: «Если возможно, да минет Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). И молился с таким напряжением, что, как евангелист пишет, пот у Него как с кровью шёл (Лк. 22:44). По описанию врачей-специалистов, это такая характеристика, когда человек находится в сильном психофизическом напряжении, во время которого буквально лопаются капилляры, и в пот попадают именно капли крови, поэтому пот идет с кровью.

Для нас понятие смерти хотя и чуждо, но привычно, потому что мы находимся во грехе, привыкли ко греху, для нас греховное состояние — обычное наше состояние. Смерть мы видим регулярно, часто, и привыкли к ней. Бог же есть жизнь. Христос — истинный Богочеловек. В Нем соединены неслитно неразлучно нераздельно неизменно Божественная и человеческая природа, поэтому для Него понятие смерти чуждо…

Если отойти от всяких красивых слов и характеристик, что такое крест? — Это всякие неприятности, которых мы обычно стараемся избегать. Всё, что с нами случается нехорошее, с повседневной бытовой точки зрения: болезни, гонения, огорчения разные, — в общем, всё, что нам неприятно, худо. И нам это состояние по призыву Христа, нужно переносить, чтобы оно стало нам привычно. Чтобы мы это состояние взяли и несли его терпеливо, как нес Христос.

Как можно нести крест? Мы неоднократно говорили о том, что такое «нести крест» для каждого человека, какие тяготы выпадают человеку.

Крест выпадает нести не только человеку. Крест может нести народ, страна, поколение. И мы с вами не выбираем, где нам родиться, когда нам родиться, в какой исторический отрезок родиться, в каком месте появиться на свет, — Господь это знает. Всесильный Бог поместил нас в определенный исторический отрезок времени, в определенном географическом месте. Есть французская пословица: «Делай, что должно, и будь что будет», — мне кажется, что это именно христианское состояние, созвучное со следующим: «выполняй заповеди Христовы, неси крест свой и возложи всю надежду свою на Господа».

Как уже сказал, мы не выбираем ни время, ни место нашего рождения. Те люди, которые жили в различные исторические эпохи, страшные с нашей точки зрения, когда были войны, голод, эпидемии (к примеру, сто лет назад были революция, Гражданская война, затем Великая Отечественная война), — это поколение не было чем-то грешнее, чем другие. Просто выпала им такая доля, такой крест. Точно также и нам выпал крест жить в определенную историческую эпоху.

Скажу как историк, действительно, наша эпоха, в которую мы живем, очень интересная. У нас чуть ли не каждый год происходят исторические события. Жить в очень интересные исторические эпохи на самом деле человеку опасно и страшно, с точки зрения обычного простого человека. Лучше всего жить, когда ничего такого исторического не происходит. К примеру, эпоха застоя, когда все относительно тихо, спокойно, никаких политических потрясений. С точки зрения историка, ничего интересного, а с точки зрения рядового человека — как раз такая жизнь, к которой все и стремятся. Но как раз во время такой исторической эпохи нет креста.

Сейчас у нас с вами, действительно, эпоха очень интересная, значимая, и мы тоже своего рода несем крест. Мы должны нести этот крест достойно. Обычно, когда случается что-то неприятное, страшное, то, что будоражит жизнь человеку, — тогда человек обращается ко Христу, обращается к Богу. Вспомним девяностые годы, когда в церковь пришло много народу, а потом люди как-то успокоились. Потекла привычная размеренная жизнь: работа, зарплаты хорошие стали, машины везде появились, — тучные годы, зажиточное состояние; и поток в церковь как будто бы прекратился.

Господь желает всем спасения. Чтобы нас спасти, Господь «биет всякого сына, которого любит», — говорит Писание (К Евреом, зач. 331). Поэтому Господь бу́дит нас, будит, чтобы люди очнулись и пришли к Богу. Сначала ненавязчиво, но если человек не обращает внимание, начинаются различные с нашей точки зрения искушения. Эпидемии сначала, военная операция, которая началась больше полгода назад.

Как мы видим, человек ко всему привыкает. Уже более полугода идут военные действия, но мы настолько свыклись с этой мыслью (где-то там идет, меня не касается), что тихо-мирно основная часть страны жила так, как будто это её не касается. До тех пор, пока не была объявлена мобилизация. Тогда уже очень многих людей коснулось, люди побежали, встали на очередь в Финляндию, Грузию, Казахстан… Это как раз пример, когда люди пытаются избежать креста своего. То, что Господь им дал, те испытания, лишения, — пытаются избежать их, убежать в другое место, надеясь, что как-то минует их эта чаша. В том-то и дело, когда Господь посылает что-то, смысл в нас, как мы это перенесем!

Вспоминается английский историк XX века Арнольд Тойнби, который переводил работы по философии истории. Когда смотришь на его произведения глазами христианина, то возникает как раз представление о Боге. Несомненно, любое гениальное произведение — это когда человека касается Дух Святый. Поэтому человек — творец именно по природе, как созданный по образу Божию. Отсюда любое гениальное произведение отражает некий замысел, некую мысль Божию. В своем произведении А.Тойнби выдвигает такую гипотезу, что каждый народ, каждая цивилизация движется вперед только после того, как ответит на вызов. Понятно, что этот некий вызов есть вызов Божий. Т.е. когда Господь ставит перед определенным народом, перед определенной цивилизацией некую проблему, которую она должна решить. Если она успешно решает эту проблему, она движется дальше. Если не решает, то идет по кругу, второму, третьему, пока не решит, либо пока не уйдет с исторической сцены.

Нам Господь тоже посылает различные исторические испытания. Сейчас мы переживаем одно из них. Очень интересное, но глобальное историческое испытание.

Кто слушал 30 сентября речь Владимира Владимировича Путина, с которой он обратился к народу и миру, — эта речь теперь уже историческая. Я не помню такой речи, которая когда-либо была произнесена с высокой трибуны. Когда были открыты все карты, когда напрямую зло было названо злом, даже в открытую сатанизмом. По сути сейчас наша цивилизация, наша страна, наш народ, в том числе простые люди и чиновники, поставлены перед выбором, какой окоп каждый займет. Главная задача — не прогадать! Чтобы не попасть в окоп противников Христа…

У нас сейчас противостояние не просто цивилизационное, а противостояние традиционных ценностей — те заповеди, которые даны были Богом, не только христианские, но еще и ветхозаветные (вспомним Десять заповедей). Эти традиционные ценности, которые заложены в человека, сейчас вступают в борьбу с «ценностями» сатанинскими, противоестественными человеку и человеческой природе. Все остальное — второстепенно. Надо смотреть в корень противостояния…

Наша задача какая? Нести крест свой, молиться. Очень часто в последнее время пишут: надо объединяться. — Правильно, надо объединяться! — В церкви на молитве! Храмы опять должны быть полными. Вспомните исторические события, ведь история Церкви и история икон Богородичных: Владимирской, Казанской — это повествование как раз о переломных моментах, когда некий враг нападал на страну, и люди объединялись в молитве. Не просто с оружием в руках шли, а в первую очередь сплачивались в молитве, и Господь и Божия Матерь помогали: происходили такие моменты, которые с человеческой точки зрения объяснить невозможно. Ведь Господь может управить так, что все в мгновение ока может поменяться, без каких-либо усилий. Об этом и Священное Писание говорит, и история фиксирует. К примеру, когда войско врагов-ассирийцев осаждало Иерусалим, за одну ночь вследствие эпидемии не стало армии. Также переход через Чермное (Красное) море, когда сильнейшая на тот момент армия мира не могла ничего сделать с фактически безоружными людьми. Вспомним также из отечественной истории Стояние на реке Угре, когда монголо-татарское иго было свергнуто фактически без сражения…

Господь силен по нашим молитвам, по нашей просьбе с верой сделать всё что угодно — дело в нас.

«Отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Что значит «отвергнись себя»? Те ветхие привычки, которые нам стали обыденны, то самое греховное состояние, к которому мы привыкли, в котором мы комфортно пребываем, — на самом деле есть состояние греха, порока…

То состояние греховное — это наше ненастоящее состояние. Наше состояние — это те минуты подъема, молитвы, когда мы находимся с Богом. Мы падаем, но поднимаемся и стремимся к пребыванию с Богом — это наше настоящее состояние. А состояние, когда мы в минуты слабости, в минуты греха отступаем — это неестественное, ненастоящее наше состояние. Это нужно осознать. Апостол Павел пишет: «Бедный я человек! Что хочу, не делаю, а чего не хочу, то делаю» (Рим. 7:19-21).

Надо понять, что это наше греховное состояние — это не мы. Нам нужно действительно понять, что мы должны отвергнуться себя, то есть этого греховного состояния и прийти в себя. Прийти в себя, взять крест свой и следовать за Христом, к чему Господь нас призывает.

Записано с проповеди, сказанной 2 октября 2022 года.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете