Бишкекская община Русской Православной Старообрядческой Церкви Московской Митрополии получила своё официальное признание в середине 80-х гг. XX в.
На территории Кыргызстана старообрядцы никогда не имели церковного пристанища, но тем не менее в продолжение послевоенных десятилетий наши христиане поддерживали между собой братскую любовь и постоянное общение.
В силу нерасположенности и притеснений со стороны власти на молитвенное служение собирались тайно в доме то у одного, то у другого из единоверцев. Последним местом приюта был маленький низкий домик Фирсовой Устиньи Петровны, расположенный недалеко от Центрального рынка.
В 1981 г. по настоянию духовного отца Антония Зайцева, проживающего в г. Алма-Ате, были собраны необходимые документы и переданы в Исполнительный комитет для регистрации общины. Целый год бумаги исправлялись, переписывались и, в конце концов, затерялись. С приездом в г. Бишкек (ранее г. Фрунзе) в 1982 г. инспектора Совета по делам религии из Москвы, казалось, луч света прорезал темноту бюрократии, но лишь на миг. По-прежнему шли недели, месяцы.
Вновь составляются все бумаги, и более энергичные люди, решившие стоять до конца, то есть получить разрешение или отказ, настойчиво проходят все инстанции. На это ушло три года.
Наконец, в апреле 1985 г. пришло извещение о регистрации общины органами московской и местной властей. Воодушевленная этим решением, теперь уже официальная община христиан-старообрядцев, под председательством Замараева Леонида Павловича, общими усилиями и с помощью доброхотных пожертвований единоверцев из других городов приобретают дом в районе Восточного автовокзала и переоборудуют его под молитвенные цели.
В Лазареву субботу, в апреле 1986 г. по благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Никодима, новая церковь освящается священноиереем Антонием Зайцевым в честь Введения Пресвятыя Богородицы. Торжественно и благоговейно прошла эта служба в собрании всех членов общины и гостей. Милосердием и заботой к далеким киргизским христианам отозвались почти все приходы митрополии Московской и всея Руси. Помогли финансовыми средствами, иконами, служебными книгами. С братской благодарностью был отслужен молебен «За творящих милостыню». Так на киргизской земле засветился алтарь истинного Богопочитания.
Численность общины была не велика — 35-40 человек, в основном люди престарелого возраста. За 18 лег существования коллектив общины значительно помолодел, почти полностью обновился (осталось 6 человек из числа основателей общины) и насчитывает около 70 человек.
С 1993 г., в связи с болезнью о. Антония, общину стал окормлять отец Глеб Казаченко (г. Усть-Каменогорск, Казахстан). В это же время образуется Сибирская епархия, и преосвященнейший владыка Силуян посещает свою паству в никому дотоле не ведомом Бишкеке. Он назвал бишкекскую церковь «прекрасным оазисом», и святительским служением зажёг в сердцах христиан божественные струны радости.
В 1999 г. силами общины под руководством Макаровой Клавдии Леонидовны (председателя общины) было выстроено новое здание бишкекской церкви на месте старого помещения, большей площадью и объёмом (в 2 раза) с элементами храмовой постройки (свод, амвон, паперть). Купол, к сожалению, не установлен, общинные средства не позволяют, а спонсорскую помощь решили не просить.
В 2002-2007 гг. приход окормлял молодой священник отец Вячеслав Акентьев, наместник почившего в 2002 г. свящеиноиерея Антония Зайцева из г. Алма-Аты (Казахстан). Братские приходы Бишкека и Алма-Аты расположены на расстоянии 250 км друг от друга. Но митрополит Корнилий посчитал наиболее востребованным его местом служения в городе Воронеж (Россия), поэтому с 2007 г. приход г. Бишкек стал вновь окормлять священноиерей Глеб Казаченко из города Усть-Каменогорска (Казахстан). Несмотря на пережитые трудности при смене духовного отца, община г. Бишкека также находится под духовным управлением владыки Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири.
Попечением преосвященнейшего владыки Силуяна Кыргызстан и Казахстан не остаются без духовного окормления и благодарственные молитвословия и здесь единодушно возносятся горе.
Н. Макарова
Источник: Сибирский старообрядец, №2 апрель 2008, стр. 8.