Русская Православная Старообрядческая Церковь

К истории Томской старообрядческой общины

История томского старообрядчества уходит своими корнями в самые первые десятилетия существования раскола.

Традиционно, одной из отправных точек распространения старообрядчества в Сибири исследователи считают «неистовую» проповедь протопопа Аввакума. В значительной степени усиливали сибирское старообрядчество и преследования властей в европейской части страны, особенно кровавые в первые десятилетия существования раскола, вызывавшие массовые миграции старообрядческого населения. В любом случае, уже к концу XVII столетия Сибирь представляла собой крупнейший старообрядческий центр.

Один из немногих добросовестных синодальных исследователей томского старообрядчества профессор Томского университета протоиерей Д.Н. Беликов справедливо отмечал: «...Он (раскол) умножался теми людьми, которых изгоняла из Руси не материальная нужда ..., а причины, лежащие в высшей сфере духовных интересов». Можно привести множество примеров жесткого и трагического противостояния старообрядцев с властями, наблюдаемого в самые разные годы. Так, случай крупного «раскольнического саможигательства» отмечался в Томске еще в 1690-м году. В 1730-е гг. Тобольский митрополит Антоний (Стаховский) писал о томском крае, что здесь «самое дно раскольничества содержится». Значительное распространение старообрядчества как в Томске, так и в его окрестностях отмечалось в различных исследованиях.

Томск. Церковь Успения Богородицы, 2001
Старообрядческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Томск, 2001 г.

Не имея возможности подробно осветить этот период, остановимся на более поздних, но не менее замечательных этапах истории томского староверия.

До восстановления полноты трехчинной иерархии, сибирские старообрядцы вообще, и томские старообрядцы в частности, зачастую окормлялись переходящим в старообрядчество из господствующей церкви священством. Как известно, в 1820-30-е гг. в Томске проживал перешедший в старообрядчество о. Иоанн (т.н. Грузинский). Службы совершались в большой моленной, устроенной в доме купца Мыльникова. Моленная служила духовным центром не только для томских, но и для старообрядцев практически всей губерний, включая отдаленные старообрядческие поселения на Алтае. В архивных делах сохранилось множество доносов синодальных пастырей на о. Иоанна, жаловавшихся на его «безчинства».

В 1870-е гг. христиан духовно окормлял о. Иеремия. В 1880-е — настоятель одного из скитов иеромонах о. Феофилакт. В 1891 г. в томскую, уже тогда, Успенскую церковь, был рукоположен о. Никита Седых. До 1910 г. священником служил о. Иоанн Степанович Черноусов, происходивший родом из томских мещан.

В марте 1910 г. в должности настоятеля храма губернское правление утвердит о. Трифона Сухова — будущего Томско-Алтайского епископа Тихона. Происходил он родом из крестьян Нижегородской губернии Балахнинского уезда Катунской волости д. Котельниц. Рукоположение его было совершено в 1908 г. епископом Иоасафом. 25 сентября 1916 г. общее собрание томской общины примет решение об избрании в сане диакона крестьянина Пермской губернии Игнатия Ермиловича Юркова. Рукоположен в диаконы он был несколько ранее — 14 декабря 1913 г. также томским епископом Иоасафом. В ноябре 1921 г. во иереи рукоположат о. Павла Афанасьевича Морозова, репрессированного, как и многие другие, в 1930-е гг.

До дарования религиозных свобод в 1905-06 гг. молились по домам, с походными церквами. В 1880-90-е гг. моленные устраивались и в жилых домах. В разные годы власти делали неоднократные попытки закрыть их. С 1898 г. была устроена моленная по ул. Солдатской (Красноармейская), вскоре к ней пристроили флигель с жилыми помещением для священника и псаломщика. В 1902 г. сделали иконостас.

Томскую общину зарегистрируют в губернском управлении 21 февраля 1907 г., спустя немногим четыре месяца после выхода указа Сенату о порядке регистрации старообрядческих общин. Деятельность общины распространялась на г. Томск, д. Батурино, Светленькую Спасской волости, д. Александровку Семилуженской волости, д. Еловку и Ельцовку Тальской волости, и ст. «Тайга» Сибирской железной дороги. Через некоторое время число приходов возрастет. Томск станет не только епархиальным, но и благочинным центром.

Томск. Епископ Евфимий (Дубинов) в храме Успения Богородицы, 2017
Томск, на праздник Успения Пр. Богородицы. 2017 г., на фоне старого иконостаса, бывшего в Томской моленной. Фото: И. Шайдоров

22 марта Томское губернское управление утвердит список членов избранного общиной церковного совета. В совет вошло 6 человек: о. Иоаким Черноусов, И.Н. Шашев, М.К. Зуев, Я.И. Тимофеев, Г.Г. Косолапов, А.И. Наумов. 22 июня того же года Томская городская Дума единогласно примет решение об отводе старообрядческой общине для постройки церкви и училища участка городской земли в количестве 1200 квадратных сажень по ул. Алексее-Александровской (Яковлева). В 1909 г. будет совершена закладка храма. Несмотря на дарованные правительством свободы, городские власти, под давлением властей церковных, запретят даже крестный ход. 14 мая 1912 г. — на новый храм поднимут кресты; 14 сентября 1913 г. — колокола, а на следующий год, 22 сентября 1913 г. — состоится освящение храма. Чин освящения совершал томский епископ Иоасаф, в сослужении 8 священников, диакона, и 4-х стихарных (Церковь. 1912. № 23; Церковь. 1913. № 47). К сожалению, на сегодняшний день можно считать утерянной проектную документацию. Можно только догадываться об имени архитектора, строившего церковь по типовому для того времени проекту. Тем не менее, это нисколько не умаляет, а скорее подчеркивает архитектурные достоинства церковного здания, в самом деле, являющегося еще далеко не оцененной жемчужиной города, сохраненной для нас Божиим промыслом. Очень печально, что история церкви, история общины, известна пока только ограниченному кругу лиц, и как бы выпадает из истории города. Хочется надеяться, что данный пробел со временем будет восполнен.

Достопримечательность Томска. Храм Успения Богородицы, 2018
Храм Успения Богородицы в декабре 2018 года. Фото: И. Шайдоров

Автор: Н.А. Старухин, ныне канд. ист. наук.
Источник: Сибирский старообрядец, апрель 2002, с. 5.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете