История томского старообрядчества уходит своими корнями в самые первые десятилетия существования раскола.
Традиционно, одной из отправных точек распространения старообрядчества в Сибири исследователи считают «неистовую» проповедь протопопа Аввакума. В значительной степени усиливали сибирское старообрядчество и преследования властей в европейской части страны, особенно кровавые в первые десятилетия существования раскола, вызывавшие массовые миграции старообрядческого населения. В любом случае, уже к концу XVII столетия Сибирь представляла собой крупнейший старообрядческий центр.
Один из немногих добросовестных синодальных исследователей томского старообрядчества профессор Томского университета протоиерей Д.Н. Беликов справедливо отмечал: «...Он (раскол) умножался теми людьми, которых изгоняла из Руси не материальная нужда ..., а причины, лежащие в высшей сфере духовных интересов». Можно привести множество примеров жесткого и трагического противостояния старообрядцев с властями, наблюдаемого в самые разные годы. Так, случай крупного «раскольнического саможигательства» отмечался в Томске еще в 1690-м году. В 1730-е гг. Тобольский митрополит Антоний (Стаховский) писал о томском крае, что здесь «самое дно раскольничества содержится». Значительное распространение старообрядчества как в Томске, так и в его окрестностях отмечалось в различных исследованиях.
Не имея возможности подробно осветить этот период, остановимся на более поздних, но не менее замечательных этапах истории томского староверия.
До восстановления полноты трехчинной иерархии, сибирские старообрядцы вообще, и томские старообрядцы в частности, зачастую окормлялись переходящим в старообрядчество из господствующей церкви священством. Как известно, в 1820-30-е гг. в Томске проживал перешедший в старообрядчество о. Иоанн (т.н. Грузинский). Службы совершались в большой моленной, устроенной в доме купца Мыльникова. Моленная служила духовным центром не только для томских, но и для старообрядцев практически всей губерний, включая отдаленные старообрядческие поселения на Алтае. В архивных делах сохранилось множество доносов синодальных пастырей на о. Иоанна, жаловавшихся на его «безчинства».
В 1870-е гг. христиан духовно окормлял о. Иеремия. В 1880-е — настоятель одного из скитов иеромонах о. Феофилакт. В 1891 г. в томскую, уже тогда, Успенскую церковь, был рукоположен о. Никита Седых. До 1910 г. священником служил о. Иоанн Степанович Черноусов, происходивший родом из томских мещан.
В марте 1910 г. в должности настоятеля храма губернское правление утвердит о. Трифона Сухова — будущего Томско-Алтайского епископа Тихона. Происходил он родом из крестьян Нижегородской губернии Балахнинского уезда Катунской волости д. Котельниц. Рукоположение его было совершено в 1908 г. епископом Иоасафом. 25 сентября 1916 г. общее собрание томской общины примет решение об избрании в сане диакона крестьянина Пермской губернии Игнатия Ермиловича Юркова. Рукоположен в диаконы он был несколько ранее — 14 декабря 1913 г. также томским епископом Иоасафом. В ноябре 1921 г. во иереи рукоположат о. Павла Афанасьевича Морозова, репрессированного, как и многие другие, в 1930-е гг.
До дарования религиозных свобод в 1905-06 гг. молились по домам, с походными церквами. В 1880-90-е гг. моленные устраивались и в жилых домах. В разные годы власти делали неоднократные попытки закрыть их. С 1898 г. была устроена моленная по ул. Солдатской (Красноармейская), вскоре к ней пристроили флигель с жилыми помещением для священника и псаломщика. В 1902 г. сделали иконостас.
Томскую общину зарегистрируют в губернском управлении 21 февраля 1907 г., спустя немногим четыре месяца после выхода указа Сенату о порядке регистрации старообрядческих общин. Деятельность общины распространялась на г. Томск, д. Батурино, Светленькую Спасской волости, д. Александровку Семилуженской волости, д. Еловку и Ельцовку Тальской волости, и ст. «Тайга» Сибирской железной дороги. Через некоторое время число приходов возрастет. Томск станет не только епархиальным, но и благочинным центром.
22 марта Томское губернское управление утвердит список членов избранного общиной церковного совета. В совет вошло 6 человек: о. Иоаким Черноусов, И.Н. Шашев, М.К. Зуев, Я.И. Тимофеев, Г.Г. Косолапов, А.И. Наумов. 22 июня того же года Томская городская Дума единогласно примет решение об отводе старообрядческой общине для постройки церкви и училища участка городской земли в количестве 1200 квадратных сажень по ул. Алексее-Александровской (Яковлева). В 1909 г. будет совершена закладка храма. Несмотря на дарованные правительством свободы, городские власти, под давлением властей церковных, запретят даже крестный ход. 14 мая 1912 г. — на новый храм поднимут кресты; 14 сентября 1913 г. — колокола, а на следующий год, 22 сентября 1913 г. — состоится освящение храма. Чин освящения совершал томский епископ Иоасаф, в сослужении 8 священников, диакона, и 4-х стихарных (Церковь. 1912. № 23; Церковь. 1913. № 47). К сожалению, на сегодняшний день можно считать утерянной проектную документацию. Можно только догадываться об имени архитектора, строившего церковь по типовому для того времени проекту. Тем не менее, это нисколько не умаляет, а скорее подчеркивает архитектурные достоинства церковного здания, в самом деле, являющегося еще далеко не оцененной жемчужиной города, сохраненной для нас Божиим промыслом. Очень печально, что история церкви, история общины, известна пока только ограниченному кругу лиц, и как бы выпадает из истории города. Хочется надеяться, что данный пробел со временем будет восполнен.
Автор: Н.А. Старухин, ныне канд. ист. наук.
Источник: Сибирский старообрядец, апрель 2002, с. 5.