31 марта, во второе воскресенье Великого поста, в Покровском храме Барнаула после литургии протоиерей Никола произнес проповедь о смерти, которая в книге Откровения называется второй.
«Великие святые: мученики, преподобные, праведные — понимали одну простую вещь. Почему христиане шли на мучения? Ведь были мученики из высшего слоя, из элиты общества. И вдруг они, оставляя всё: честь, славу, имения, и даже свою жизнь, — шли на мучения. Почему они выбирали мученичество? Для чего они шли на мучения? Будучи разного общественного положения и состояния, оставляли все и удалялись в пустыню, и эти страдания растягивалось на длительное время.
Что помогало подвижникам? — У них была крепкая вера, любовь к Богу и понимание того, что смерть земная — смерть биологическая — это только некий рубеж. Они понимали, что за этой смертью есть еще вторая смерть — вечная смерть. И этой вечной смерти они боялись. Не страшились смерти естественной, телесной, которая касается всех людей, и праведников, и грешников. Все через эту смерть проходят!
Все должны умереть однажды. Каждый в своем возрасте. Но есть еще и смерть вторая, которую мученики и преподобные боялись, страшились, потому что та смерть отлучает человека от Бога навечно. Святые понимали, что жизнь земная — это временная жизнь, а еще есть жизнь вечная. И нужно избежать смерти второй, чтобы наследовать жизнь вечную. Движимы этим пониманием, они шли, одни — на пытки и мучения, другие — на подвиг подвижничества.
Дорогие братья и сестры, мы должны понять, что Великий пост устроен ради этого. Христос победил смерть вторую, не первую. Некоторые говорят: «Христос распялся, умер и воскрес, а почему же мы умираем?» — Мы и должны умереть. Но Господь всех верующих людей, всех, кто предан Ему, избавил от смерти второй. Хотя и были такие святые, как пророк Илия, апостол Иоанн Богослов, не вкусившие смерти первой, но участь остальных людей — пройти через горечь смерти либо в жизнь вечную, либо не иметь жизни вечной.
Мы должны с благодарностью принимать смерть Христову, не просто умом, но и сердцем. Для того и трудимся в Великий пост, накладывая на себя ограничения в пище, в каких-то развлечениях, чтобы потрудиться ради Бога, чтобы Ему угодить, чтобы очистить себя. Чтобы быть угодными Богу, а если случится, быть чистыми, дабы наследовать жизнь Вечную.
Ради этого мы и трудимся, ради этого мы и введем невидимую борьбу со своими страстями, с привычками, — со всем тем, что нас постоянно мучит. Мы с этим должны вести борьбу, и дай Бог нам всем быть победителями в этой борьбе! У нас есть главный помощник — Господь, а также Богородица и все святые угодники, которые поддерживают нас. Не будем пренебрегать этой помощью свыше, потому что это заступничество очень сильное, надежное. Кто прибегает к такой помощи, тот не бывает посрамлен.
Помоги нам всем Бог, чтобы мы прошли земную жизнь с подвигом, чтобы наследовать Царство Божие — жизнь вечную».