21 апреля, в Неделю пятую Великого поста в Покровском храме Барнаула протоиерей Никола произнес проповедь о подвижничестве преподобной Марии Египетской.
«Уже прошли пять недель Великого поста. Каждый может подвести некие итоги, как он духовно потрудился в этот пост. Какие добрые дела совершил.
Сегодня мы вспоминаем память преподобной Марии Египтяныни. Церковь из великого множества преподобных мужей и жен сугубо отмечает память преподобной Марии Египетской (память ее 14 [1] апреля и в Неделю пятую Великого поста). Почему именно её? — За её величайший подвиг, подвиг покаяния и служения Господу.
О подвиге преподобной Марии мы неоднократно слышали в ее житии, которое читается на службе «Мариино стояние». Житие это просто изумляет. В уме не укладывается: как красивая и молодая, полная сил, амбиций и жизненных планов, — все оставила и ушла в пустыню?! Что такое пустыня? — Это различные звери, суровые природные условия тех мест, где и воды нет толком, не говоря уже о пище и крове. Когда преподобный Зосима спросил её, сколько лет она подвизалась в пустыне, она ответила: «Мню, яко сорок семь лет». 47 лет величайшего подвига!
Если попытаться применить хотя бы в малой степени к нам, привыкшим к благам цивилизации: когда нам на какое-то время отключают подачу воды в водопроводе, — это большой стресс для нас. Ведь как без воды? В пустыне у преподобной не всегда была возможность попить воды, не говоря уже о том, чтобы умыться, постирать...
Скудная пища. Мы говорим, в пост тяжело: то печенка болит, то почки не принимают: «Батюшка, не могу есть постную пищу, мне нужно обязательно молочную!» Некоторые обращаются с такой просьбой: «Молочную врачи рекомендуют, иначе помру». А иной бабушке уже за 80 лет, и врачи говорят ей: «Помрешь, если не будешь есть молочную пищу». Мария Египетская прожила 67 лет. Какая пища была у нее? Говорит: «Зелие ела». Пустынной травой питалась (не всякая трава, наверное, съедобна, но какую-то есть можно). — Как такое возможно? — Не укладывается в уме.
Постоянная молитва. Какие страшные искушения: бесовские обольщения, блудные стремления и прочие! Она же великой блудницей была, как она сама рассказывает. Как она боролась со всеми представлениями, со всеми плотскими страстями, и с Божьей помощью победила! Ходила нагая (одежда истлела от ветхости): а в той местности и заморозки бывают, и обильные осадки зимой. — Все это не укладывается в уме.
Когда авва Зосима ее встретил и увидел, что она через Иордан перешла как по земле — это его очень удивило. А потом, когда он предложил ей помолиться, она на локоть приподнялась от земли (примерно на полметра). Он видел, что перед ним не просто человек, а ангел во плоти.
Все эти примеры адресованы нам. Более того, эти жития — упрек нам. Когда мы ропщем, за то что где-то что-то у нас не получается. Это Божий упрек: «Посмотрите, как люди жили. Такие же люди, такую же плоть носили. Как они жили, как они терпели все и не роптали. И молились, и зло побеждали». — Это нам упрек.
Нам, людям, нужно просыпаться. У неверующих людей из под ног уходит земля, потому что и войны кругом, и эпидемии; там — наводнения, там — землетрясения. От всего этого без веры можно сойти с ума или прийти в отчаяние. Верующий же человек знает, что этому всему надлежит быть (Мф. 24:6). Поэтому верующие не паникуют, а спокойно воспринимают и благодарят Бога за всё: «и за скорбь, и за радость».
Дорогие братья и сестры, будем укрепляться духовно. Молитесь за своих родных, чтобы и им укрепиться. С каждым годом будет все интереснее и печальней. Оставим всякую ложную надежду, а будем готовиться к испытаниям, чтобы Господь укрепил нас преодолеть эти испытания.
Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и вовеки веком».