Многие люди просят меня рассказать о быте и кухне Агафьи Карповны Лыковой. Как живет Агафья в наши дни, чем занимается. Для того чтобы это рассказать, конечно же, недостаточно приехать к ней на один день или даже на неделю. Нашему искушенному сознанию быт Агафьи покажется очень простым, незатейливым, можно даже сказать, убогим.
Маленькая избушка с одним оконцем, над которым она расположила аналой со старинными иконами и книгами. Большую часть избы занимает русская печь, которую Агафья сама сложила из камней и глины. Здесь же к печи приделаны деревянные нары, на них разложена шкура от козы и все Агафьины вещи в узелках. На этих нарах спит Агафья и кошки, которых у нее обычно очень много. Сама Агафья, по гуманным соображениям, котят не убирает, ждет, когда кто-нибудь их заберет. Бывает, забирают дикие звери или птицы, а бывает и кто-то из гостей берет себе подарок от отшельницы.
Вернемся в избу и увидим между окном и печью стол: плотничает Агафья также сама. Из всех нововведений нашего века Агафья приняла только железную печку (буржуйку), она стоит тут же у окошка. Ее Агафья постоянно подтапливает для тепла, около нее и сидит с молитвой. Встает она рано, затапливает печурку: для этого надо достать угли из русской печи, которые лежат в загнете под золой со вчерашнего дня. А если угли потухли, то добывает огонь из кремня, кресалом обычно служит старый кусок напильника. Долго проваренный гриб трутовик хорошо сушит, затем теребит его до состояния ваты. И вот на это падает искра – через минуту огонь горит в печурке.
Помолившись полунощницу, Агафья выкладывает хлеб в формы и затапливает русскую печь. Хлеб она печет бездрожжевой, закваску готовит сама.
Закваска для хлеба
Для приготовления закваски потребуется сырая картошка среднего размера, мука и вода. Картошку нужно потереть на терке, затем добавить муки 1:1 и добавить воды – столько, чтобы получилась жидкая кашица; поставить ее нужно обязательно в теплое место. На второй или третий день закваска поднимется шапкой, и можно заводить хлеб. Если учитывать, что хлеб поднимается 1:3, то нужно взять посуду побольше, переложить в нее закваску, добавить 1 литр теплой воды, 1 столовую ложку соли и 1 кг муки. Все это очень хорошо размешать, так, чтобы получилось густое тесто. Размешивая эту массу, Агафья обычно читает молитву: «Богородице Дево, радуйся…» – 25 раз. Вечером заводит тесто, а утром выкладывает хлеб в формы.
Пока топится русская печь, Агафья идет управляться с козами и курами и наизусть читает 12 псалмов. Козам дает сено зимой, или ветки талины летом. Выпустить коз на свободный выпас там нет возможности, так как рядом в тайге находятся дикие звери: волки, медведи, рыси. Кур кормит толченой картошкой, добавляя в нее только отсевы от муки.
Пока управлялась, прогорела печь – можно загребать угли в загнету и ставить хлеб; тут же ставит и себе какую-либо кашу или картошку. Хлеб стоит в печи 1 час 20 мин, за это время Агафья молится каноны по уставу и псалтырь за умерших. Она молится сорокоуст по псалтыри за своих родных и близких. Надо сказать, что кухня у Агафьи тоже очень простая: либо каша, либо картошка. Она строго держит монастырский устав: сказано в нем, сухоядение – значит сухари с водичкой.
В субботу или воскресение, если пост, то добавляет в кашу молочко из кедровых орехов. Для этого истолчет в ступе горсть орехов и заливает их теплой водой, размешивает и сливает, процеживая в кашу.
Иногда в праздник, только чтобы угостить меня: для себя она особо не старается, – Агафья готовила холодец. Но это не то, о чем вы подумали.
Холодец из картошки
Холодец из картошки по Агафьиному рецепту: варим картошку, как для пюре. Режем репчатый лук очень мелко и толчем его вместе с картошкой. Добавляем туда ореховое молочко, все это хорошо размешиваем и выкладываем это пюре в неглубокую форму. Охлаждаем и подаем к столу нарезанными кусочками, политыми сверху кедровым маслом – его Агафья также делает сама.
Суп из сушеного творога
Если поста нет, то Агафья готовит очень вкусный суп из сушеного творога. Постом, если доится коза, она сушит творог. Для этого творог нужно хорошо отжать и разложить тонким слоем на противень, затем поставить его в почти остывшую печь на ночь. Там он хорошо подсыхает, а затем хранится в берестяных туесках. Чтобы сварить суп, нам потребуется: картошка, вода, морковь и сухой творог, соль по вкусу. Сначала надо сварить картошку кусочками и морковку, тертую на терке, затем добавить сухой творог: он варится минут 10.
Садится обедать Агафья обычно часа в три дня, а бывает и позже. Когда прилетают к ней гости, она оставляет молитву и идет общаться с гостями. Гости улетели – Агафья заканчивает свое молитвенное правило, а затем только к вечеру вкушает свой обед.
После обеда – дневные дела: если лето – это огород, или покос, или поход за ягодами и грибами. Зимой – заготовка дров; если непогода, то Агафья сама шьет себе одежду, вяжет варежки, носки. Иногда достает с чердака ткацкий станок «красна» и ткет половички – дорожки. Еще любит ткать на плашках пояски с молитвой или именные: их она обычно готовит в подарок кому-либо.
Свет в ее избушке – только от масленки, а если нет масла, то лучина. Ее Агафья заготавливает специально, только из ровноколкой березы, только зимой и только на убывающий месяц. Сначала хорошо сушит полешки на печи, а затем уже – щиплет их тонким ножом. Последнее время активно пользуется фонариками, но не всегда есть батарейки к ним.
Спать Агафья ложится очень поздно, если вообще ложится, а то и просидит всю ночь с молитвой возле печурки.
Не раз слышала от людей, такое мнение об Агафье: дескать, что это столько внимания уделяют этой неграмотной старушке? Приведу в пример несколько слов, которые характеризуют ее в другом свете.
Во-первых, Агафья в 7 лет уже читала псалтырь и каноны. И воспитали ее так, что молитва – это и есть главная работа, все остальное – второстепенно.
Во-вторых, в 1977 году в семье Лыковых закончилась пасхалия, на 1978 год они не знали, когда будет пост, когда Пасха. Агафья собрала все псалтыри: их оказалось несколько в семье, – и рассчитала по ним: сначала пасхальный круг, а затем и Пасху на 1978 год. Старшие в семье сомневались в правильности, но делать нечего, никто не мог предложить что-то другое. В этом же 1978 году и нашли геологи семью Лыковых, и первый вопрос, который был задан главой семьи к геологам: «Когда в этом году была Пасха?». И когда геологи назвали число, которое совпало с тем, что рассчитала Агафья, тогда и вся семья стала относиться к младшей с большим уважением.
Еще приведу пример, который поразил меня лично. Когда мы с Сергеем вышли от Агафьи, то вопрос о присоединении к Церкви для нас встал во главу угла. И мы стали искать литературу, в частности о восстановлении Белокриницкой Иерархии в старообрядческой Церкви. Милостивый Господь дал мне в руки книгу Арсения Уральского, 1 том. Честно сказать, я смогла осилить только первую часть книги, в которой еп. Арсений рассказывает свой путь прихода в Церковь. Его поиск и доводы об истинности восстановления Иерархии меня убедили. На этом я успокоилась, и с чистой совестью мы пошли в храм, присоединились к Церкви и повенчались. А книгу Арсения Уральского я отправила посылочкой Агафье. Через некоторое время мы узнаем, что Агафью тоже довершили и приняли в нашу Церковь. А еще через год мне предложили слетать в гости к Агафье. Первое, что я заметила, когда вошла в избу к отшельнице, – это книгу епископа Арсения, которая лежала у нее в изголовье. Книга лежала открытой; и что меня поразило, вся книга была проложена закладочками, и каждая строчка подчеркнута карандашом. Кто читал эту книгу, хорошо меня поймет, ведь книга написана не для среднего ума (это я о себе говорю). А Агафья всю ее проштудировала, это и поразило меня, при всем ранее уважении к ней.
Автор: Надежда Усик
Фото Сергея Усик и автора.
Источник: Вестник «Алтайский старообрядец». Выпуск №3, 2017.