Русская Православная Старообрядческая Церковь

К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 1917–1920 гг.

Cъезд Томско-Алтайской епархии в Барнауле

Отношение старообрядчества к государству как институализированной форме власти, составляло одну из стержневых проблем раскола. После начала церковных реформ патриарха Никона достаточно быстро появляется обширная литература сторонников традиционного обряда, в которой делается попытка обоснования неизбежности гибели русского государства вследствие измены православию. В глазах защитников старины идеология и методы проводимых реформ поставили под сомнение чистоту православной веры и христианские основания российской государственности.

Подробнее

«Староверцы» или «старообрядцы»? – Михайлов Д.Д.

Инок Корнилий Выговский

События второй половины XVII века привели к печальному разделению русской православной церкви.

На сторону реформ Никона стала вся высшая власть, как светская, так и духовная. Им легко было обвинить хранителей древлеправославной веры в грехе раскола церкви и за это назвать их «раскольщиками».

Подробнее

Польза православного поста. Чем полезен пост для здоровья?

Хлеб - постная пища

Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.

Подробнее

О грехе брадобрития — как решиться и отрастить, отпустить бороду

Бритье бороды при Петре I Великом

В первых книгах Библии, а именно – в книге «Левит», Господь дает заповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей». Тем самым Господь строго заповедует, чтобы всякий верующий, всякий благочестивый человек, если он мужчина, непременно носил (то есть не брил) свою бороду. А почему, собственно говоря, это должно быть так?

Подробнее

Введение линейной нотации в Российском государстве в XVII в. — Катаев П.Г.

«Сказание о пометках». И.А. Шайдуров

Со времени крещения Руси вместе со всеми проявлениями богослужения из Византии было перенято и церковное богослужебное пение. Но, восприняв старовизантийскую нотную систему, более чем за полтысячи лет русский народ развил ее и преобразовал со своими интонационно-мелодическими особенностями и православным миропониманием. В результате был выработан свой тип нотации и стиль пения.

Основу русского богослужебного пения составляет столповой знаменный распев. Мелодическая структура знаменного распева обусловлена применением восьми гласов и попевок.

Подробнее

Из истории томского и сибирского старообрядчества: епископы и обители

Архиепископ Саватий

Старообрядчество, представленное ныне несколькими направлениями, имеет давнюю традицию, своих лидеров и свои духовные центры. Память о своей истории в старообрядческой среде хорошо сохраняется.

В Томске бывали авторитетные деятели старообрядчества; томские обители были известны далеко за пределами Сибири; а деятельность местных лидеров старообрядчества оставила след не только в нашей локальной истории, но и в истории урало-сибирского региона.

Подробнее

Скончался архитектор Александр Петрович Долнаков

А.П. Долнаков

19 августа 2015 года ушел в мир иной известный архитектор Александр Петрович Долнаков — прихожанин Новосибирской общины Русской Православной старообрядческой Церкви, автор проектов старообрядческих храмов.

Подробнее

Слово на День Святой Троицы

Протоиерей Никола в Покровском храме г. Барнаула

На Праздник Святой Троицы в храмах очень красиво: все стоят с цветами, кругом трава, березки. Таков древнехристианский обычай: на праздник Святой Пятидесятницы, Сошествия Святаго Духа храмы украшать цветами, травой.

Подробнее

Памяти Ларисы Сергеевны Дементьевой (10.08.1946 — 13.12.2014)

Л.С, Дементьева

В недавние советские времена была весьма популярной жестокая по своему смыслу фраза «незаменимых людей не бывает».
Когда ушла из земной жизни Лариса Сергеевна Дементьева, мы, знавшие и общавшиеся с ней, сразу же почувствовали, как нам ее не хватает: не хватает ее советов, замечаний, тонкого и острого пера редактора, таланта литератора, историка и искусствоведа, а сыновьям – мудрой и терпеливой матери…

Подробнее

О. Никола: «Циничный человек все знает, но ничему не верит и ничего не боится…»

В Покровском старообрядческом храме в Барнауле, 1994

В июне 2012 года в еженедельнике «Аргументы и Факты» № 24 вышло интервью корреспондента газеты «Аргументы и факты» с настоятелем храма Покрова Богородицы протоиереем Николой Думновым.

Современные старообрядцы - какие они?

Подробнее

Старообрядцы Алтая – Т.Г. Казанцева, Н.С. Мурашова и др.

Старообрядцы Алтая. Бухтарма

История алтайского старообрядчества, теснейшим образом связанная с освоением Сибири русскими переселенцами, широко освещена в научных исследованиях. Учеными создана большая фактологическая база по материалам сибирских летописей, государственных документов, статистических данных, литературных памятников. Полученные сведения раскрывают разнообразные проблемы: появление старообрядцев в регионе, их приспособление к новым условиям жизни, миграционные процессы, обычно-правовые отношения, семейно-бытовой уклад, культурные традиции и т.д.

Подробнее

О.Никола об алтайском старообрядчестве: откуда пришли старообрядцы, староверы, кержаки на Алтай?

О. Никола, настоятель старообрядческого храма Покрова в Барнауле

В чем заключается феномен старообрядчества? Кто же они — старообрядцы, староверы, кержаки?

Об истории появления старообрядчества на Алтае рассказывает протоиерей Никола Думнов, настоятель барнаульского храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Подробнее

Строительство храма во имя Воздвижения Креста Господня в Барнауле

Дореволюционный старообрядческий храм в Барнауле

К тому времени, как на Алтае появились первые православные храмы, русское культовое зодчество уже прошло более чем семивековой путь, который был учтен местными строителями при проектировании и возведении православных храмов на территории не только Алтая, но и всего Кузнецкого горного округа.

Интенсивное заселение Алтая началось на рубеже XVII-XVIII вв. Люди прибывали из европейской части, из Приморья, из Перми, из Тобольска и с территорий, на которых сейчас находятся Новосибирская, Томская и Кемеровская области.

Подробнее

История о фундаментных блоках

Блоки при строительстве церкви

Это было в 1996 году, летом. Я был тогда старостой нашей церкви. На месте будущей церкви, на горе возле Телецентра нам была выделена земля. Туда мы вывезли много фундаментных блоков, 5-рки, 6-рки. Помню, что блоков было очень много – несколько «Татр», потому что в них входило больше блоков, чем в «Камаз», они могли по весу вынести больше. Поэтому блоков было много. Помню, архитектор Алексей Афанасьевич Синельников говорил, что среди сосен мы должны поставить Храм Богородицы, где отразилась бы девственная чистота и непорочность, божественный дух.

Затем планы изменились. Неожиданно, благодаря помощи главного архитектора Сергея Боженко, нам дали место в географическом центре города, где сейчас и происходит строительство храма. Я помню, когда по телефону разговаривал с Алексеем Афанасьевичем, он тогда, как и сейчас, жил на Украине.

Подробнее

Старообрядческие духовные стихи: сборник

Духовные стихи. Книга

Духовные стихи — это русские народные стихотворения-песнопения на христианские темы и сюжеты.

Духовные стихи старообрядцев были поэтическим воплощением их истории и учения: осмысление никонианской реформы, разгром и закрытие монастырей, начиная с Соловецкого, «выгонки» в отдаленные места, подвиги и мучения героев и страдальцев — протопопа Аввакума, боярыни Морозовой…

Подробнее

Календарь
Старообрядчество в интернете