Русская Православная Старообрядческая Церковь

Ильин В.Н. Государственная политика репрессивного воздействия на активистов старообрядчества Томской губернии в XIX веке

Губернское Управление, проводящее политику против старообрядцев. Томск

По мнению представителей светских и церковных властей, «томский раскол силен своими духовными руководителями». В своих рапортах и официальных записках служители синодальной церкви и мелкие чиновники регулярно указывали на наличие так называемых «расколоучителей», требуя принятия решительных и действенных мер по пресечению их деятельности.

Подробнее

К юбилею образования Томско-Алтайской епархии

Съезд старообрядцев Томско-Алтайской епархии. 1911 год

Как в дореволюционной, так и современной России, белокриницкая иерархия являла собой крупнейшее объединение среди староверия. Ее возникновение явилось прямым следствием традиционно-репрессивной политики правительства в 1830-40-е гг. в отношении, прежде всего, к переходящему из господствующей церкви священству. Значительное распространение влияния старообрядческой Церкви в России, после того как Божиим смотрением к ней был присоединен митрополит Амвросий и восстановлена трехчинная иерархия, начинается с 1850-х гг..

Подробнее

Из истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви

Поднятие куполов на старообрядческой церкви в Барнауле. 1915 год

В очередной раз обратиться к истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви заставил юбилей ее строительства, удивительным образом совпавший с 90-летием образования Томско-Алтайской епархии. История ее – это, прежде всего, история барнаульской общины, в которой как нельзя полно отразилось непростое бытование по бурным волнам житейского моря старообрядческого движения. История же общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви.

Подробнее

Ильин В.Н. Государственная регламентация семейно-брачных отношений старообрядцев в XIX в. на примере Томской губернии

Семья староверов на реке Мана в начале XX в/

Старообрядчество – как христианское православное исповедание – не признавалось ни светскими, ни церковными властями. Поэтому староверы были жестко ограничены в своих правах. В частности, государственная концепция «борьбы с расколом» имела характерное воплощение в брачном законодательстве.

Подробнее

Поучение к родителям и чадам христианским – cвящ. Самуил Никитин

Школа древнерусская. Миниатюра

Благочестивые христиане–старообрядцы всегда заботятся о том, чтобы дать своим детям достойное звание христианина воспитание и научить их чтению и разумению Божественных книг.

В родительском сердце – разные надежды, и в уме – светлые мечты. Сын или дочь растет, а с этим вместе возрастает и усиливается забота родителей о будущности своих чад. Сколько волнений приходится испытать родителям, когда наступает время серьезного воспитания и обучения детей.

Подробнее

Знаменный роспев: история, теория, эстетика – Т.Г. Казанцева

Стихера Благовещению (рукопись)

Знаменный роспев – величайшее достояние нашей культуры. До середины XVII в. он был не только основной и единственно возможной формой богослужебного пения Русской Церкви, но и единственной сферой профессиональной деятельности отечественных музыкантов – исполнителей (певчих) и композиторов (распевщиков).

Подробнее

Морозовский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре

«Морозовский хор» в Московской консерватории

В 80-е годы прошлого столетия советская фирма «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старинные записи Морозовского хора. Рассказ об этом хоре и его истории – в данном материале.

Подробнее

Что такое старообрядчество – «Кто мы и откуда, и куда идем?»

Боярыня Морозова Сурикова

Что сегодня знает современный человек о старообрядчестве? В лучшем случае – немного: картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», отшельников Лыковых (знаменитая Агафья Лыкова — прим. ред.), двуперстие, суровых бородатых мужчин да женщин в русских сарафанах, иногда пренебрежительно-обидное «кержаки»…

Не стоит, наверно, винить людей в незнании истории, из которой многое было вымарано. Хочется лишь посетовать на то, что не любопытны люди, погрязшие в устройстве личного комфортного бытия, редко задающие себе простой вопрос: «Кто мы и откуда?».

Подробнее

К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 1917–1920 гг.

Cъезд Томско-Алтайской епархии в Барнауле

Отношение старообрядчества к государству как институализированной форме власти, составляло одну из стержневых проблем раскола. После начала церковных реформ патриарха Никона достаточно быстро появляется обширная литература сторонников традиционного обряда, в которой делается попытка обоснования неизбежности гибели русского государства вследствие измены православию. В глазах защитников старины идеология и методы проводимых реформ поставили под сомнение чистоту православной веры и христианские основания российской государственности.

Подробнее

«Староверцы» или «старообрядцы»? – Михайлов Д.Д.

Инок Корнилий Выговский

События второй половины XVII века привели к печальному разделению русской православной церкви.

На сторону реформ Никона стала вся высшая власть, как светская, так и духовная. Им легко было обвинить хранителей древлеправославной веры в грехе раскола церкви и за это назвать их «раскольщиками».

Подробнее

Польза православного поста. Чем полезен пост для здоровья?

Хлеб - постная пища

Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.

Подробнее

О грехе брадобрития — как решиться и отрастить, отпустить бороду

Бритье бороды при Петре I Великом

В первых книгах Библии, а именно – в книге «Левит», Господь дает заповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей». Тем самым Господь строго заповедует, чтобы всякий верующий, всякий благочестивый человек, если он мужчина, непременно носил (то есть не брил) свою бороду. А почему, собственно говоря, это должно быть так?

Подробнее

Введение линейной нотации в Российском государстве в XVII в. — Катаев П.Г.

«Сказание о пометках». И.А. Шайдуров

Со времени крещения Руси вместе со всеми проявлениями богослужения из Византии было перенято и церковное богослужебное пение. Но, восприняв старовизантийскую нотную систему, более чем за полтысячи лет русский народ развил ее и преобразовал со своими интонационно-мелодическими особенностями и православным миропониманием. В результате был выработан свой тип нотации и стиль пения.

Основу русского богослужебного пения составляет столповой знаменный распев. Мелодическая структура знаменного распева обусловлена применением восьми гласов и попевок.

Подробнее

Из истории томского и сибирского старообрядчества: епископы и обители

Архиепископ Саватий

Старообрядчество, представленное ныне несколькими направлениями, имеет давнюю традицию, своих лидеров и свои духовные центры. Память о своей истории в старообрядческой среде хорошо сохраняется.

В Томске бывали авторитетные деятели старообрядчества; томские обители были известны далеко за пределами Сибири; а деятельность местных лидеров старообрядчества оставила след не только в нашей локальной истории, но и в истории урало-сибирского региона.

Подробнее

Слово на День Святой Троицы

Протоиерей Никола в Покровском храме г. Барнаула

На Праздник Святой Троицы в храмах очень красиво: все стоят с цветами, кругом трава, березки. Таков древнехристианский обычай: на праздник Святой Пятидесятницы, Сошествия Святаго Духа храмы украшать цветами, травой.

Подробнее

Памяти Ларисы Сергеевны Дементьевой (10.08.1946 — 13.12.2014)

Л.С, Дементьева

В недавние советские времена была весьма популярной жестокая по своему смыслу фраза «незаменимых людей не бывает».
Когда ушла из земной жизни Лариса Сергеевна Дементьева, мы, знавшие и общавшиеся с ней, сразу же почувствовали, как нам ее не хватает: не хватает ее советов, замечаний, тонкого и острого пера редактора, таланта литератора, историка и искусствоведа, а сыновьям – мудрой и терпеливой матери…

Подробнее

О. Никола: «Циничный человек все знает, но ничему не верит и ничего не боится…»

В Покровском старообрядческом храме в Барнауле, 1994

В июне 2012 года в еженедельнике «Аргументы и Факты» № 24 вышло интервью корреспондента газеты «Аргументы и факты» с настоятелем храма Покрова Богородицы протоиереем Николой Думновым.

Современные старообрядцы - какие они?

Подробнее

Старообрядцы Алтая – Т.Г. Казанцева, Н.С. Мурашова и др.

Старообрядцы Алтая. Бухтарма

История алтайского старообрядчества, теснейшим образом связанная с освоением Сибири русскими переселенцами, широко освещена в научных исследованиях. Учеными создана большая фактологическая база по материалам сибирских летописей, государственных документов, статистических данных, литературных памятников. Полученные сведения раскрывают разнообразные проблемы: появление старообрядцев в регионе, их приспособление к новым условиям жизни, миграционные процессы, обычно-правовые отношения, семейно-бытовой уклад, культурные традиции и т.д.

Подробнее

О.Никола об алтайском старообрядчестве: откуда пришли старообрядцы, староверы, кержаки на Алтай?

О. Никола, настоятель старообрядческого храма Покрова в Барнауле

В чем заключается феномен старообрядчества? Кто же они — старообрядцы, староверы, кержаки?

Об истории появления старообрядчества на Алтае рассказывает протоиерей Никола Думнов, настоятель барнаульского храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Подробнее

Строительство храма во имя Воздвижения Креста Господня в Барнауле

Дореволюционный старообрядческий храм в Барнауле

К тому времени, как на Алтае появились первые православные храмы, русское культовое зодчество уже прошло более чем семивековой путь, который был учтен местными строителями при проектировании и возведении православных храмов на территории не только Алтая, но и всего Кузнецкого горного округа.

Интенсивное заселение Алтая началось на рубеже XVII-XVIII вв. Люди прибывали из европейской части, из Приморья, из Перми, из Тобольска и с территорий, на которых сейчас находятся Новосибирская, Томская и Кемеровская области.

Подробнее

Календарь
Старообрядчество в интернете
HotLog