Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • Проповеди
  • О храме Божием — духовном опорном пункте и духовной борьбе христианина. Проповедь протоиерея Николы

Протоиерей Никола о духовном опорном пункте и борьбе христианина с искушениями

Назидательное слово в неделю вторую и третью Петрова поста, сказанное протоиереем Николой, настоятелем старообрядческого Покровского храма города Барнаула.

Протоиерей Никола читает проповедь. Барнаул
Проповедь

В прошлое воскресенье в Горно-Алтайске было торжественное историческое событие — освящение храма. Съехалось много гостей, было очень торжественно и благолепно.

Среди речей была высказана одна мысль, которая запала мне в душу. Храм сравнили с неким духовным «опорником». Военные люди понимают, что опорный пункт — это оборудованное место, где наиболее сосредоточены и командный состав, и связь, это более укрепленный участок, который трудно взять. Такой духовный «опорник», опорный узел появился в Горно-Алтайске. Как правило, враг старается ополчиться против духовного опорного узла. И мы, например, на себе это чувствуем, как враг нападает, все силы бросает, чтобы этот духовный опорный «острог» или крепость духовную сокрушить, подвинуть, поколебать.

Все чувствуете? — Кто в беспечности пребывает, может быть, и не всегда ощущает. А кто пребывает в духовном трезвении, тот замечает, как враг старается навредить человеку даже через его ближних: находит людей слабых, немощных, и через них начинает действовать, и иногда имеет успех.

Таким образом, опорный духовный пункт как будто заявляет свои права на окружающую местность, говорит всем этим вражинам: «Это моя территория, это мое место. Не трогайте, не вмешивайтесь, здесь мои люди». — Люди прибегают в эту церковь, где обитает благодать Божия и где сам Христос обитает, и укрываются под защиту церкви — духовного опорного пункта.

Без защиты, без помощи Божией невозможно спастись. Кто-нибудь скажет: «Я буду где-нибудь в глуши спасаться, в деревне, подальше. Зачем мне церковь?» — Тем самым он льет воду на мельницу врага, врага рода человеческого. Невозможно в нынешнее время, без храма Божьего, без Церкви Христовой спастись. Невозможно! Враг вмиг растопчет, «размажет по стенке» любого мнимого подвижника. Поэтому и мы должны это понимать и с тщанием, заботой, со старанием посещать храм Божий, оставив все дела.

Как мы слышали из поучения св. Иоанна Златоустаго, «день седьмой — это день Божий». Это не наш день, не человеческий. Шесть дней нам Бог дал, а седьмой день — это день Божий. И Господь говорит: «Это Мой день, посвяти его Мне» (Исход 20:10). В молитвах, в добрых делах. А тому, кто опять-же говорит: «На дачу поеду в воскресенье, больше времени нет», — Господь может ответить: «Нет, дорогой Мой, можешь не доехать», — или на даче что-нибудь случится, или ещё что-нибудь. И случается.

Дорогие братья и сестры, давайте хотя бы день воскресный посвятим Богу.

Смотрите, что творится на наших юго-западных рубежах. Теперь уже и на Российской стороне какие-то военные мятежи. Все это страшно. А все оттого, что люди пребывают в беспечности. Поэтому наша задача, отбросив все: суету, леность и прочее, — стараться приходить в храм Божий. Здесь молиться усердно, здесь умолять Бога и Божию Матерь, за себя, за город, страну и за мир.

Мы понимаем, что не готовы сейчас к большим испытаниям. Все мы в страхе и каком-то смятении и смущении. Хотя знаем, все эти события должны быть: войны, катаклизмы, болезни, эпидемии, — все это знаем! — А в то же время не готовы [1].


Коль скоро мы понимаем, что храм — это некий опорный духовный узел, духовный острог, который заявляет, что здесь Божия территория, то и нам в свою очередь приходится держать оборону. Изо всех сил. Надо признать, не всегда нам удается держать эту оборону удачно. Иной раз мы терпим поражения.

Враг нас борет иногда даже на каких-то простых вещах и мелочах. На лености, когда порой не хочется сопротивляться и духовно бороться. Когда мы выбираем на диване полежать. Или телевизор посмотреть. Или в интернете какой-нибудь ролик развлекательный посмотреть. И это уже, надо признать, поражение.

Когда мы раздражаемся по любому случаю — это тоже неудача с нашей стороны. Это тоже враг пробил нашу оборону.

Когда мы завидуем чему-либо: «Вот, у соседа появилась новая машина, а у меня — старый уазик гнилой», — тоже терпим поражение.

А если добились каких-то успехов, то мы тотчас начинаем тщеславиться, гордиться: «Вот смотрите, как у нас хорошо получается, какие мы ловкие, умелые!» — И это тоже проигрыш врагу!

В наш духовный зачет мы получаем поражения. Однажды эту зачетную духовную книгу мы предъявим, а там — сплошь все «неуды». Это надо признать. Иногда бывает, конечно, духовные «троечки» тоже проскакивают. Что же делать в этой ситуации?

Враг иногда начинает бороть нас унынием. Он применяет сильное оружие поражающего действия — уныние. И с ним нужно бороться всеми силами. Да, конечно, мы такие слабые, какие есть, но мы Божии! И надо просить Бога: «Господи, дай нам сил бороться со всеми искушениями, со всеми страстями, которые нам в жизни встречаются».

А еще нужно научиться благодарить Бога. Когда мы приходим в храм, в молитвах мы зачастую только просим. «Дай, дай! Дай здравие тому нашему родственнику или мне. Помоги мне в том, в другом…» — всё просим. А нужно научиться ещё и благодарить Бога: «Слава Богу, что я пришел в храм своими ногами! Слава Богу, что я еще и хожу своими ногами!» За все надо благодарить Бога. Мы начнем благодарить, а уже Господь за нашу такую подчас скупую благодарность пошлет нам все необходимое для нашего спасения.

Дай Бог, чтобы всем нам хватило сил, мужества, духовной христианской воли, чтобы преодолеть и победить себя, свои страсти, свои немощи в этой тяжелой, изнурительной духовной борьбе [2].

Записано с проповедей, сказанных в Барнауле 25 июня 2023 г. [1] и 2 июля 2023 г. [2].


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете