Долгое время русская культура в России находилась на положении падчерицы: многие могли безнаказанно глумиться над нею. Шел усиленный процесс нивелировки и унификации, а вернее — постепенного искоренения традиционной культуры у разных народов СССР, длившийся в течение 70 лет. Рост национального самосознания, обращение к народным истокам в восстановлении своего лица, обращение к традиционной духовности, к своим национальным корням принимают необратимый характер. Осознание того, что «мы не выживем физически, если погибнем духовно» (Д.С. Лихачев), многих заставляет задуматься над нашим бытием. Изучение культуры русского народа в настоящее время приобретает особый смысл и актуальность.
Это тем более важно для народов России, когда им начинают преподносить как образец жизни западную (в частности, американскую) модель. Ориентация на Запад началась еще в XVII в. Начало ей положили реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, приведшие к «великому церковному преступлению, с которого началась гибель России» (А.И. Солженицын). Примечательно то, что противниками реформ оказались простые русские люди, защитники старой обрядности и веры, усмотревшие в религиозных изменениях угрозу развитию старорусских традиций. Они первыми выступили против нововведений Никона и западных влияний.
Следовательно, в сохранении русских духовных традиций особая заслуга принадлежит старообрядцам. Павел Мельников (А. Печерский) видел в образованных старообрядцах «главный оплот будущего России» и был уверен в том, что от них произойдет «восстановление русского духа».
Между тем история староверия в России преподносилась превратно. Негативно оценивалась и роль старообрядцев в истории России. Они в громадном большинстве сочинский как досоветского, так в советского периодов рассматривались как консервативная, фанатичная масса. У многих историков господствовал «примат концепции над фактом». Этот взгляд живуч и до настоящего времени. Их преданность старине рассматривалась как тормоз, как движение назад. Хотя сохранение пережиточных явлений, инерция и стабильность традиционного развития, по мнению французского исследователя А. Леруа-Гурана, составляет основу этнокультурной непрерывности:
«Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам».
Изучение духовной культуры русского народа в советское время было затруднено. Официальные идеологи хотели видеть у народа одну сторону его мировоззрения — его атеизм; религиозность, вера в Бога, преданность христианским идеалам часто преследовались. А отсутствие тематических комплексных объективных исследований духовной культуры не позволяет говорить об устойчивости и крепости христианских ценностей в духовном мире русского народа, исключая старообрядцев. Правда, в последние десятилетия отношение к староверам у значительного ряда историков существенно изменилась. В работах В.Г Карлова, Я.Н Щапова, Н.Н. Покровского, А.И. Клибанова, А.А Амосова, И.В. Поздеевой, Г.Н. Чагина, А.Ф. Замалеева, Н.С. Демковой, К.Г. Мяло, Н.С. Гурьяновой и других осуществлен фактологический подход к изучению старообрядчества и дана более верная оценка этому явлению.
В России давно существует концепция приоритетного развития духовной жизни общества. Пионерами в ее осуществлении были славянофилы: А.С. Хомяков, Н.В. Киреевский, К.С. Аксаков. Затем она была продолжена грудами И.К. Михайловского, В.С. Соловьева и С.Н. Булгакова. С.Л. Франк эту идею выразил следующим образом: «История есть великий драматический процесс воплощения, развертывания во времени и во внешней среде духовной жизни» социума. Эта идея не устарела и ныне. Особенно ярко она просматривается в движении старообрядчества, которое стало еще одной загадкой России.
Споры о «России-загадке, о загадочной русской душе не утихают столетия. Часто в этих дискуссиях превалируют идеологические соображения, что уводит авторов от истины. Кому-то выгодно выставлять напоказ Россию неумытой, а народ ее духовно отсталым. Очернительство ведется «применительно к подлости» и на высоком уровне. Известный иезуит хорват Ю. Крижанич (XVII в.) писал, что жители Московии «суеверно придерживались обрядов, но были полностью невежественны в вопросах теологии». Прозападник епископ Лопатинский (1745 г.) обвинил староверов в том, что они «молятся телом, а не духом», и тоже видел в них «символ теологического невежества». Прозападники окрестили их «праздными ритуалистами». Аввакум Петров и братья Денисовы не в счет. Эта точка зрения дожила и до нашего времени (П. Милюков, Г. Флоренский, Г. Федотов).
Современные западные авторы сходятся во мнении, что новое и старое православие различаются «исключительно обрядностью, но не догматикой». Русская традиционная обрядность воспринимается ими как «неправильное приближение к Богу и препятствует правильному пониманию христианства» (Д. Шеффел).
Противоположной гонки зрения придерживаются Н.И. Костомаров, В.В.Розанов. Последний ставит русский раскол выше реформации Лютера в Германии. Оба высоко оценивают духовный и умственный прогресс русских старообрядцев.
В связи с расколом русской православной церкви духовная жизнь русских людей стала более активной. Нужно было доказывать не только правильность обрядности (старой и новой), но и догматики. В той напряженной обстановке в духовных спорах участвовали не только духовные лица, но и посадские, и крестьяне. Раскол породил заметный подъем духовной активности русского общества, поднял на небывалую высоту народный менталитет. Отсюда исходил «избыток благочестия», или духовная строгость приверженцев старой веры и обрядности, сохранение заповедей, символов старого русского православия, восходящих к византийским прототипам (двуперстие, восьмиконечный крест, иконография, тексты боговдохновенных книг).
Не смотря на то что духовная жизнь сторонников староверия подвергалась всяческим гонениям, она никогда не угасала: то томилась, тлела, теплилась угольками в почти затухающем очаге, то вспыхивала с новой силой с поступлением свежего воздуха. Культура старообрядчества — феномен во многих отношениях примечательный, еще не до конца нами понятый. Старообрядчество — особая духовная крепость веры, оплот нравственности и трудолюбия, скрижаль любви к России, цитадель русской культуры. Часто поставленные в экстремальные условия, эти дюжие люди, а не «праздные ритуалисты» самоотверженно хранят русскую народно-бытовую культуру, старую обрядность, которые являются определяющим этническим признаком, их духовной доминантой.
Автор: Фирс Федосович Болонев, д.и.н.
Источник: Болонев Ф.Ф. Семейская живая старина за Байкалом. Очерки истории, культуры, быта и межэтническое взаимодействие: сб. науч. ст. — Улан-Удэ, 2015. С. 85-88.
Опубликовано по: Духовное наследие народов России и современная культура: тез. докл. науч. конф. (28-29 марта 1996 г.). Новосибирск, 1996. С. 44-46.