Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • Культура
  • Актуализация историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев в образовательной деятельности музея-усадьбы «Причумышье»

Актуализация историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев в образовательной деятельности музея-усадьбы «Причумышье»

В статье рассматривается образовательная деятельность сельского музея с точки зрения социокультурного подхода. Изложен опыт изучения, сохранения сотрудниками музея церковных, семейных, культурных традиций старожилов-старообрядцев Залесовского Причумышья (Алтайский край, Россия). Описаны формы популяризации традиционных ценностей и смыслов, их трансляции в социокультурное пространство посредством музейно-педагогических программ, образовательная функция которых рассматривается как инструмент педагогического воздействия на музейную аудиторию. Показано, что цикл музейно-образовательных мероприятий для обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, соответствует основам государственной культурной политики, разработан с учетом региональной специфики, возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста, способствует сохранению исторической, культурной памяти подрастающего поколения, формирует духовные основы личности экскурсантов.

Музей-усадьба Причумышье
Музей-усадьба «Причумышье»

Происходящие в последние десятилетия глобальные изменения во всех сферах жизни открывают для современного российского общества новые возможности и перспективы. Вместе с тем, эти изменения порождают негативные явления социокультурного порядка: нивелируются традиционные ценности, исчезают, складывающиеся веками, культурно-исторические пространства, происходит утрата исторической памяти, культурной преемственности. «Переформатирование» социокультурных общественных основ осуществляется посредством культурной экспансии, вестернизации общества [1; 2], проявляется в «пассивном медиапотреблении» как основном показателе досуга значительной части населения [3, с. 20]. В итоге, эти негативные процессы ведут к утрате национальной идентичности.

Как справедливо замечает С.В. Лебедев, «любая страна стоит на определенной национальной идентичности, базирующейся на религии, языке, исторической памяти, исторических традициях… но все же национальная культура в широком смысле слова является основой национальной идентичности. Собственно, уцелеют в современном мире только те нации, которые имеют свою культурную альтернативу» [4, с. 256].

Деформация традиционного уклада жизни привела к практически полной утрате естественного механизма передачи народных традиций между поколениями. Вместе с тем, в современных потребностях общества запрос на актуализацию, ретрадиционализацию национальной культуры все же сформирован. Так, в указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» подчеркивается актуальность «сохранения исторического и культурного наследия и передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [5].

На протяжении веков исконные обычаи русского народа (религиозные, обрядовые, фольклорные), технологии народных ремесел на территории своего традиционного проживания в неизменном виде сохранялись представителями старообрядческой культуры, отличавшимися глубокой исторической памятью. Поэтому является оправданным возрастающее внимание общества к национальной культуре и, в частности, «к наследию старообрядческой цивилизации, которое… остается в практическом отношении совершенно невостребованным» [2, с. 221], а в региональном аспекте – к старообрядческой культуре Алтая, являющейся «феноменом локальной региональной культуры» [6].

Наиболее естественным образом реализовать задачу сохранения национальной культуры возможно благодаря взаимодействию музея и системы образования (школы) в музейном пространстве, не просто хранящем экспонаты, но воссоздающим порядок, свойственный региональной народной культуре. И здесь на помощь музейным сотрудникам приходит музейная педагогика, так как её возможности позволяют реализовать образовательный потенциал музеев [7, с. 124; 8, с. 66].

В с. Залесово Алтайского края на базе музея-усадьбы реконструкции быта старожилов-старообрядцев Залесовского Причумышья реализуется цикл музейных культурно-образовательных мероприятий. Музей-усадьба «Причумышье» располагается в доме, который был на протяжении более чем ста лет родовым «гнездом» 6 поколений семьи старожилов-старообрядцев Кадниковых [9, 10]. В усадьбе сохранилась аутентичная коллекция домашней утвари, мебели, орудий труда, обуви. Некоторые предметы переданы в дар музею местными жителями.

Сотрудниками музея практикуются разные формы музейной работы с посетителями, как традиционные – экскурсии, музейные праздники, музейно-педагогические программы для подрастающего поколения, так и инновационные методы работы – мастер-классы, событийные праздники с элементами театрализации музейного пространства, «гастрономические» экскурсии с возможностью продегустировать блюда русской кухни, приготовленные в настоящей русской печи.

Кузьминки в музее-усадьбе Причумышье
«Кузьминки», или день святых святых Козьмы и Дамиана. С 14 ноября традиционно начинался забой кур и домашней птицы

Для обучающихся муниципальных образовательных организаций села сотрудники музея разработали образовательные программы в виде экскурсий-уроков, интерактивный формат которых является действенным способом осуществления межпоколенческого взаимодействия, передачи обычаев, опыта, образа жизни, картины мира старожилов-старообрядцев. Образовательный феномен музея сотрудниками музея-усадьбы рассматривается в русле ведущих научных тенденций музейной педагогики, как «живое пространство культуры, которое способно создать неповторимую эмоционально-эстетическую атмосферу, способствующую более глубокому погружению в культурно-исторический контекст и обладающую особым воздействием на личность» [7, с. 122].

Уроки-экскурсии носят общеобразовательный характер, дифференцируются по возрасту: для учащихся старших классов – с историко-краеведческой тематикой («Из истории быта старожилов Залесово», «Матушка – Русская печь»), для учащихся младших классов – уроки-экскурсии («Русский самовар, или русское чаепитие», «В гостях у прабабушки») в рамках школьного предмета «Окружающий мир». В течение 2018 года посетителями музея стали обучающиеся 2–8 классов Залесовских общеобразовательных школ № 1, № 2, Залесовской общей образовательной школы и дети из филиала Комплексного центра социального обслуживания населения Тальменского района.

Угощение детей в музее-усадьбе Причумышье
Угощение детей пирогами на одной из экскурсий

На музейном уроке «Из истории быта старожилов Залесово», разработанном для учащихся 5–8 классов, экскурсоводы акцентируют внимание детей на вопросах по истории села, особенностях сельской архитектуры, этническом составе населения, проживающего на территории района, жизнедеятельности крестьян в рамках аграрного календаря.

На музейном уроке «Матушка – русская печь», цель которого – знакомство детей с особенностями сельской домовой архитектуры, обучающимся рассказывается о центральном элементе любого крестьянского дома, выполнявшем большую конструктивную нагрузку – глинобитной печи. Экскурсовод иллюстрирует свой рассказ примерами этнографического характера. Например, прикреплённая к печному стояку большая полка, делившая избу на хозяйственную и жилую часть, называлась «полица, поличка», «грядка». Т.К. Щеглова, известный сибирский учёный-историк и этнограф, описывает случай, когда приезжих, не усвоивших местного названия этой полки, поиски кухонного противня увели на огородные грядки [11, с. 99].

Музейные уроки для обучающихся 2–4 классов отличает высокая степень наглядности, которая является наиболее привлекательной формой усвоения знаний о родном крае, материальной культуре старожилов Причумышья. Во время музейного урока «В гостях у прабабушки» дети перемещаются по пространству музея «по маршруту»: подклет–крыльцо–сени–куть–горница–светлица, получая представление об устройстве избы в зримых образах, с небольшими вербальными комментариями экскурсовода. Поскольку урок проходит в интерактивной форме, дети активно пользуются возможностью залезть на полати и печку, попрясть на прялке, познакомиться с устройством деревянной маслобойки и другой бытовой утвари. Знакомство детей с музейными экспонатами, например, таким, как люлька сопровождается загадками («между небом и землей висит град лубяной, в нем царь нем») и поговорками. Музейный урок сочетается с рекреацией (дети пьют чай из самовара с пирогами, испечёнными в музейном экспонате – русской печи) и развлечением (игровые методы). Большой интерес дети проявляют к богослужебным книгам, подручнику, лестовке. Кроме того, участники музейного урока могут примерить на себя рубаху «с подоплёкой», женский сарафан с «лягушкой», моленный сарафан-горбач, надеть головной убор замужней женщины – «шамшур» (шашмура – прим. ред. «АС»), и, примеряя на себя музейные экспонаты, узнать от экскурсовода, что ткацкое мастерство настолько ценилось в крестьянском быту, что хорошая ткачиха считалась лучшей невестой.

Таким образом, в музее дети извлекают знания об окружающем мире из первоисточников – музейных экспонатов, делают выводы на основе собственного практического опыта, что соответствует образовательным задачам урока–экскурсии. Благодаря тому, что экскурсии-уроки создавались с учетом особенностей детской психологии, ребенок является не пассивным наблюдателем, а активным участником музейной коммуникации.

В летний период форма занятий с детьми в музее остается групповой, но постоянный состав групп (учащиеся одного класса) меняется на временный, разновозрастной в связи с тем, что летом музей посещают приехавшие на отдых в село горожане с детьми. Количество детей на интерактивных уроках-экскурсиях меньше, но зато повышается интенсивность посещения музея. Поэтому востребованность образовательных программ летом не снижается. При этом дети часто приходят вместе со своими родителями, формируя, таким образом, семейную аудиторию музея. В этом случае к экскурсионной практике добавляется творческая: дети вместе с родителями осваивают искусство изготовления народной куклы-сувенира, традиционной русской народной вышивки и плетения поясов, принимая участие в мастер-классе по традиционным русским ремеслам и рукоделию «Мастерская Марьи-искусницы».

Рассмотренные выше примеры музейной коммуникации позволяют сделать ряд выводов. Посредством экспозиций, уроков, проводимых в пространстве музея, и праздников, основанных на аграрном и православном календарях, образовательная деятельность музея способствует формированию у обучающихся во многом утраченного предыдущим поколением умения видеть себя в рамках родной культуры, а у детей-горожан – уважения к самобытной культуре и истории села. Несмотря на то, что «кажется, нет ни одного исторического или краеведческого музея, в котором не было бы старообрядческих памятников» [12, с. 34], музей-усадьба «Причумышье» имеет индивидуальные черты, особый стиль работы, отличающийся гостеприимством и семейным радушием. Анализ деятельности музея-усадьбы «Причумышье» по сохранению и актуализации историко-культурного наследия старожилов-старообрядцев отражает современные процессы формирования и трансляции регионально-локальной идентичности в социокультурном пространстве и может служить примером эффективного взаимодействия музея и муниципальных образовательных учреждений села.

Библиографический список

  • 1. Федотова В.Г. Вестернизация. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Москва, 2010.
  • 2. Куприянова И.В. Традиционализм старообрядчества против апостасийной вестернизации. Преобразование Сибири: от реформ П.А. Столыпина до современности. Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2012.
  • 3. Оленина Г.В., Фролова А.С. Актуальные социально-экономические аспекты формирования организованного досугового пространства жителя отечественной сельской территории. Учёные записки, 2018; 1: 17 – 31.
  • 4. Лебедев С.В. Глокализация и «возврат этничности» в век глобализации. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 255 – 256.
  • 5. Об утверждении основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 . Available at: http://base.garant.ru/70828330/
  • 6. Дементьева Л.С. Старообрядчество Алтая как феномен культуры. Available at: https://altaistarover.ru/articles/history/87-staroobryadchestvo-altaya-kak-fenomen-kultury-l-s-dementeva
  • 7. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Образовательный феномен музея. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. Экскурсионная работа. Барнаул, 2012.
  • 8. Полякова Е.А. Педагогический потенциал коммуникативной деятельности церковных музеев (на примере Музея истории православия на земле Кузнецкой). Региональные особенности культуры в евразийском пространстве. Учёные записки. 2017; 1 (11): 62 – 67.
  • 9. Щеглова Т.К. Очерки по сельской архитектурно-застроечной среде. Залесовское Причумышье. Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004: 130 – 133.
  • 10. Баумтрог Н.Н. В Залесово открывается музей-усадьба Фонда по сохранению традиций русского народа «Причумышье». Available at: https://altaistarover.ru/news/rpsc/310-zalesovo-muzej-usadba-russkogo-naroda
  • 11. Щеглова Т.К. Внутреннее убранство избы алтайских крестьян в первой половине XX века: по полевым исследованиям 1993-1995 гг. Этнография Алтая. Материалы II научно-практической конференции. Барнаул, 1996.
  • 12. Юхименко Е.М. Старообрядчество – «исконная ветвь русского православия». Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. Москва: Государственный исторический музей, 2005

Авторы:
Н.Н. Баумтрог, канд. филол. наук, аналитик, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул
В.Э. Баумтрог, канд. физ.-мат. наук, доц., Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Барнаул
Д.А. Петров, директор, Фонд «Сохранение традиций русского народа», с. Залесово, Алтайский край

Источник: Мир науки, культуры, образования. № 6 (73) 2018.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете