«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»
Апостол Павел. Из первого послания к Тимофею (Тим. 2:9-10)
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком...»
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»
Перестук колёс электропоезда погружал в дремоту. В темноте окон всё чаще проскакивали огни пригорода. Невыспавшийся народ заполнял последние места, сгоняя «лежаков» со скамеек электрички. В воздухе витала нервозность от накопленной за неделю усталости и напряжение от предстоящего рабочего дня. Рядом со мной опустились три девушки, окутав купе облачком из смеси тонких духов. Защебетали...
— Мишка вчера учудил. Замуж предложил выйти...
— Вау! — выдохнула подружка с рыжей чёлкой. — И ты согласилась?
— И что я буду делать с этим недоучившимся слесарем? Да на его зарплату раз в магазин сходить!
— Тогда принца жди... На белом коне... На «Мерсе»... — ехидно заметила рыжеволосая.
— Девчонки, — обратилась к подружкам молчавшая красавица с миндалевидными глазами. — За попа надо замуж выходить. Помните, Людка училась с нами в параллельном? Коса у ней ещё была длинная.
— Была такая. Мама её в библиотеке работала...
— Так вот она за попа и вышла. Увёз он её куда-то в провинцию. А жёны у них не работают. На всём готовом живёт. Ни забот, ни проблем...
К алтарю ревновать не станешь
Насколько же беззаботно живётся жене священника? Многие плачут в первое время. Плачут от неожиданного одиночества. Вроде муж и рядом, но заботы у него, прежде всего о других. О других он печалится, о других радуется. Главное, он — священнослужитель. Он приносит бескровную жертву за свой народ, служит Богу. Этим и наполнено его сердце и мысли. Священники не носят обручального кольца — его снимают перед рукоположением как символ того, что отныне сей муж принадлежит уже не семье, но церкви. О священнике говорят, что он обручается своей пастве, но семья-то у него остаётся, и венчанная жена тоже, только вот прав на супруга-священника у неё становится ещё меньше.
Внешнее благочестие
Прежде, до социальных потрясений прошлого века, принимая духовный сан, ставленник обещал, что отныне будет всегда ходить только в духовном платье, И действительно, представителей духовенства видели только в рясе или подряснике, в сапогах. Tax я православные матушки носили особую одежду, по которой их всегда можно было узнать. На старых фотографиях мы видим на них довольно широкие блузы туникой, с длинными рукавами и высоким воротом, поверх которых, в официальной обстановке, во всякую погоду надет удлиненный жакет, свободные длинные юбки. И какой бы живой и весёлый характер не имела жена священника, она не могла явиться затянутой в корсет, с турнюром, открытой шеей, и её невозможно было представить танцующей на балу.
В начале 60-х годов прошлого столетия Хрущёв подписал указ, запрещающий священнослужителям появляться в рясе в общественных местах, то есть вне храма и квартиры. Таким образом, у священников появились костюмы, свитера, туфли. Изменился гардероб и у матушек, но всё же, жёны духовенства и сегодня не позволяют себе легкомысленных туалетов и декоративной косметики.
Прозрачные стены
Жизнь матушки на приходе проходит, будто на подиуме. Её замечают, видят и узнают, но такое внимание совсем не услаждает жизнь, а усложняет её. К тому же матушке надо научиться сразу держать рот на замке. Особенных тайн в личной жизни священника и его семьи нет, но для того, чтобы не было соблазна для прихожан и внешних людей обсуждать эту жизнь, нужна сдержанность. Особое внимание окружающих к дому священника связано чаще не с греховным любопытством, а пример того, как лучше построить свою собственную жизнь. Делать нечего, и семье священника приходится с этим мириться, но как же трудно за такими стенами воспитать детей.
Батюшкиных детей подкармливают сладостями, несмотря ни на какие просьбы и запреты со стороны родителей, потакают в шалостях. Там, где другого ребёнка побранят и накажут, батюшкиному чаду и пальцем не погрозят. В такой атмосфере двойных стандартов со стороны взрослых ребёнок недоумевает, кто же прав, добрые ли прихожане или родители-притеснители. Вообще воспитать ребёнка без ограничений и наказаний невозможно, однако, это дело семейно-интимное, а тут стены прозрачные. Трудность воспитания заключается ещё и в том, что матушке приходится заниматься этим фактически одной. Пример отца в семье священника чаще всего бывает умозрительным. Не лишним будет вспомнить ещё, что духовенство у нас, как правило, многодетное — не редкость семь, восемь и более детей.
Без дверей
Если стены дома священника прозрачны, то можно сказать, что дверей нет совсем. Прежде в России (до Октябрьского переворота) дворянин, чиновник, да и любой человек свободного сословия, будучи в дороге, за неимением постоялого двора во всякое время мог рассчитывать на ночлег в доме священника. Принимать странников всегда было естественной обязанностью духовенства, однако хлопоты все ложились на матушкины плечи. Действительно, гостеприимство, как христианская добродетель, давно уже стала чертой нашего национального характера. Тем более оно присуще духовенству. И опять это воплощение этой добродетели происходит через матушек. Принять, собрать на стол, создать приятную атмосферу — дело хозяйки. Люди приходят исключительно ради общения с батюшкой, а чистить горы картошки, месить тесто для пирогов, жарить котлеты — предоставляется ей. То количество гостей, которое проходит через любой священнический дом, со временем делает его хозяйку профессиональным поваром. В дом священника люди приходят чаще в надежде получить совет, услышать мнение, поучиться. Разговор обычно проходит за столом, о котором заботится матушка, но участия её в беседе не подразумевает. Если же разговор заходит о личном, то матушка на этот момент лишняя и ей нужно удалиться. Она всегда с батюшкой, но всегда только в его тени.
И немножко мама
За советами и разъяснениями к жёнам священников всё же обращаются. Ведь не случайно же их называют матушками. Воспитание детей, хозяйственные премудрости, круг чтения, средства народной медицины, традиции православного быта, церковный этикет — все эти темы могут быть предметом обсуждения с приходской матушкой. Спрашивают ее и о церковной службе, о значении церковно-славянских слов, о правилах молитвы, о жизни святых. Чтобы не попасть впросак и, как говорится, не нести отсебятину, матушкам необходимо много читать и постоянно учиться.
Мастерица
Многие матушки трудятся на благо Церкви. Обычно в том храме, где служит муж. Они руководят или поют на клиросе, реставрируют церковную живопись и церковное облачение, преподают в воскресных школах. При многодетности это непросто. Сегодня любой храм старой постройки нуждается в почти постоянной реставрации. И не удивительно, что многие матушки, чьи мужья — настоятели, разбираются в строительных и отделочных материалах почти на профессиональном уровне. Обычная картина: если нет при церкви поварихи — готовит на престольном празднике и других событиях матушка, некому подмести двор — метла у матушки, нет преподавателя в воскресной школе — матушка готовит и проводит занятия.
Надёжный тыл
Священника традиционно называют отцом или батюшкой. Это не сан или должность, а лишь предполагаемый и предлагаемый образ взаимоотношений с паствой: уважительное напоминание об обязанности заботиться, быть отцом для Христова народа. Точно так же и принятое в православной среде обращение к жене священника «матушка» не является для неё каким-то званием, а лишь напоминает о её положении и ответственности. Слова апостола Петра о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 4) становятся краеугольным камнем всей жизни будущей матушки. А по-другому — никак. Матушка людям важна не игрушечная, не деланная, а настоящая. Она не проповедует о Спасителе, а воплощает Его проповедь в своей жизни, не учит истинам Евангелия, но своими поступками утверждает эти истины.
В описании добродетельной жены, сделанном Соломоном в Ветхом Завете, где всё видимое являлось сенью духовному, кратко изложено всё, что можно сказать на эту тему:
«Добрую жену кто найдёт — цена её выше жемчуга. Сердце мужа её надеется на неё, и не остаётся без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей... Вздумает приобрести себе сад и приобретает его, руками своими сажает виноградник. Понимая, что работа её прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встаёт раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному, и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть тёплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своём и хлеба не ест в праздности. Встают дети её и ласкаются к ней, встаёт муж её и хвалит её. Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их. Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук её и дела да прославят её» (Притч. 31: 10-31).
Так легко ли быть матушкой? На мой взгляд, это самый трудный женский крест — путь жены священника. Он подразумевает собой очень много обязанностей и очень мало прав, требует особого самоотречения. Если этот крест случаен и неосознан, он будет не просто трудным, он станет невыносимым для той девицы в электричке, посчитавшей, что в жизни этой нет «ни забот, ни проблем». Но когда он воспринимается, как благодатная возможность через служение мужу-священнику служить Церкви, он становится источником радости. Ибо о нём сказано:
«Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).
Автор: раб Божий Виктор
Источник: Старовер Верхокамья. Выпуск 2 (51), ноябрь 2017