Русская Православная Старообрядческая Церковь

Старообрядчество Алтая как феномен культуры

О старообрядчестве говорят и пишут давно и много, начиная с XVII века, часто давая этому явлению неравнозначные оценки. В XX веке старообрядчество стали изучать как явление, принесшее в современность и хранящее в ней многие черты древней русской культуры, всех ее аспектов: духовно-содержательного, морфологического, институционального. У XX века много вопросов к прошлому.

На наш взгляд, одним из перспективных путей изучения старообрядчества в настоящее время является путь «изнутри» самими носителями культурно-бытовых градаций и конфессиональных устоев дораскольного времени. Интересно, что в 1923 году в проект Устава общины барнаульской старообрядческой Крестовоздвиженской церкви был введен параграф о необходимости добровольного исполнения правил, обычаев вероучения, а также научной разработки «относящихся к этой области вопросов».

Проблема изучения старообрядчества на Алтае связана с необходимостью воссоздания объективной истории региональной культуры, т.к. старообрядческая культура - один из важнейших культурных феноменов, участвующих в формировании локальной региональной культуры. В настоящее время появилась возможность показать ее без догматических ошибок и искажений.

Алтай - территория, где встретились культуры многих этнических и конфессиональных групп. Культура старообрядцев развивалась на стыке культурных традиций в условиях диалога культур, и это не могло не сказаться на ее особенностях.

И всё же это – самодостаточная устойчивая культурная система, целостность которой сохраняется благодаря религиозной монологичности.

Старообрядцы деревни Кузнецово Семеновского уезда (Керженец)
Старообрядцы д. Кузнецово Семеновского уезда (Керженец)

Историко-культурологические материалы о старообрядцах Алтая дают представление о наиболее репрезентативных художественных и исторических памятниках различных согласий (часовенного, поморского, белокриницкого), особенно в области традиционной книжности, касающейся, в частности, репертуара старообрядческих библиотек, основанного, прежде всего, на общей для всех согласий дораскольной традиции. Кроме того, характер и уровень бытования литературы определяется догматическими особенностями согласий, полемикой между ними и полемикой с представителями патриаршей церкви, а также с миссионерами. Известны случаи, когда к одному и тому же сочинению автора, не являющегося старообрядцем, проявляли интерес представители различных старообрядческий согласий, например, к сочинениям монаха Арсения Суханова о его путешествиях на Восток и "прениях" с восточными патриархами о вере.

Гораздо чаще старообрядцы различных согласий не просто критично относятся к «не своим» сборникам, а с чувством глубокой личной заинтересованности решают, стоит ли давать на прочтение членам общины то или иное сочинение, тот или иной сборник: не навредить бы, не ввести в соблазн. В этом одна из особенностей, составляющих феномен культуры староверов - их «исторически сложившаяся психология».

У наставника одного из согласий старообрядцев-беспоповцев хранится сборник, условно состоящий из нескольких частей. В первую часть включены сочинения догматического характера с подробным указанием и объяснением ошибок «нового предания» по сравнению с древним. Во второй части помещены следующие сочинения: «Краткое счисление настоящаго века выгорецкаго общежительства»; «Собор в Керженской обители» - список с оригинала из отделения древних рукописей Санкт-Петербургской Императорской Публичной библиотеки, список из Казанской публичной библиотеки, «въ которой находится Соборное Деяние», из Казанской академии «Разборъ Старообрядческой рукописи, списокъ съ рукописи Соловецкой библиотеки», московского Румянцевского музея, Санкт- Петербургской Академии – всё это «Свидетельства» на «новшествы Никоновы» с указанием подписавшихся против них иереев, участников Керженского собора. Затем идет «Копия с присяги, подлинно, 1679 г, Хотящимъ взыти на степень Священства…»; «Чинъ, како приимати от раскольников и отступников къ православной вере приходящихъ…», «Судъ Никона и о его бесчинстве на суде…»; «Семь вопросов Ивана Ивановича Зыкова, данные Московскому братству, на которые не последовало ответов»; «Кафолический символ, показующий скорый конец земнаго мира…, изданный Павлом Онуфриевичем Любопытным»; «Письмо Путешествовавшего в древности иудея къ учителю Аарону о Исусе Христе Спасителе, Римская рукопись» (перевод); «Беседа Маркова с Токаревым о иконе Господа Саваофа въ городе Барнауле Томской губернии» в июле 1911 года (Это уже местный материал: Марков Егор Иванович – миссионер, Токарев Григорий Евдокимов – старообрядец). Последнее сочинение в сборнике – «Биографический простой мотив из былин Реформации Никона и его сотрудников. Рассказ печального старца».

Только содержание одного этого сборника способно опровергнуть домыслы недоброжелателей о якобы «темноте» старообрядцев, особенно провинциальных, сибирских и, в частности, алтайских.

Работа алтайских исследователей над изучением феномена культуры старообрядцев Алтая затруднена отсутствием достаточной материальной базы, отсутствием «на местах», т.е. у самих старообрядцев большей части того, что для них было явлением жизни, в том числе молитвенной, и что многие годы является предметом коллекционирования, собирательства и даже разрушения – икон и книг.

Сохранилась опись имущества барнаульской Крестовоздвиженской старообрядческой церкви, сделанная после революционных событий. Но предметы в ней обезличены, неизвестно, когда и где были они созданы, каковы их характерные особенности. Нет описания предметов культа. Лишь частично сохранилась переписка общины в 1915 году с поставщиком червонного золота для иконостаса и иконописцем, подрядившимся писать для церкви иконы «в стиле новгородском».

Но даже имеющиеся исторические факты и материалы, а также современное состояние старообрядчества на Алтае позволяют говорить, что старообрядческая культура по целям, средствам и результатам своего бытия представляет сложный комплекс социальных, духовных и художественных явлений, религиозных и исторических культурных традиций, являясь феноменом локальной региональной культуры.


Автор: Дементьева Лариса Сергеевна,
Барнаульский государственный педагогический университет


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете