Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • История
  • Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин

Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин

В статье генеалога и краеведа, к.и.н., Бориса Васильевича Бабарыкина приводится обзор комплексного генеалогического исследования старообрядцев рубежа XIX-XX вв. на примере двух старообрядческих общин белокриницкого согласия: Крестовоздвиженского храма г. Барнаула и Вознесенской церкви д. Бажево (современный г. Новоалтайск).

Родословие Барнаульской Крестовоздвиженской и Бажевской Вознесенской старообрядческих общин (конец XIX – начало XX в.). Обзор комплексного генеалогического исследования

Изучение родословных старообрядцев относится к разряду трудоемких и долгосрочных генеалогических исследований. Связано это с общей малочисленностью архивных документов, их фрагментарностью и разрозненностью. Отсутствие «стартовой площадки» – источника или группы документов, сохранивших в себе хоть сколь бы то ни было долговременный учет барнаульских старообрядцев-австрийцев на начало XX в., только усложнило ситуацию.

Первоначальным объектом нашего исследования стала община барнаульского храма во Имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня Русской православной старообрядческой церкви (далее – Крестовоздвиженский храм). Барнаульская Белокриницкая («Австрийская») община была официально зарегистрирована 28 мая 1908 г. Изначально ее деятельность распространялась на деревню Бажеву, Казённую и Конюховскую Заимки и единоверных жителей близлежащих селений. В скором времени в д. Бажевой Белоярской волости возник собственный Вознесенский храм. Подобно тому как Новоалтайск является городом-спутником столичного Барнаула, так и бажевская Вознесенская община стала «спутником» по отношению к барнаульской Крестовоздвиженской. Таким образом, объектами исследования являются две старообрядческие общины, связанные друг с другом «генетически». Предметом исследования стали отдельные родословные семейств прихожан и духовенства обеих общин, а также личности их видных представителей.

Материалы, отложившиеся в фонде 135 «Крестовоздвиженская община старообрядцев Белокриницкого согласия г. Барнаула» Государственного архива Алтайского края (далее – ГААК), к большому сожалению, не могли послужить отправной точкой для начала работы из-за отсутствия репрезентативных документов о составе общины за начальный период ее существования. Дело усугубило и отсутствие «полноценных» анкет сельскохозяйственной переписи 1917 г. по г. Барнаулу – начального источника практически для всех генеалогических исследований на Алтае. В результате чего пришлось сразу перейти ко второму этапу генеалогического поиска – изучению метрических книг церквей. В фонде 144 ГААК хранятся две метрические книги поморской и белокриницкой общин г. Барнаула за 1910–1920 гг. [1] и одна старообрядческая метрическая книга по г. Новоалтайску (д. Бажева) за 1914–1915 и 1918 гг. [2]. В результате работы с этими документами был составлен «стартовый» список старообрядцев Белокриницкого согласия г. Барнаула и д. Бажевой, а также их окрестностей на начало XX в.

Следующим этапом стало повторное обращение к фонду 135, в котором отложились «Книги о присоединившихся Крестовоздвиженской общины г. Барнаула» с 1916 по 1920 г. и метрические книги за 1925, 1926, 1929 и 1931 гг. (подробно состав этих документов описан Н.А. Старухиным [3]), а также «Списки членов общины Барнаульского старообрядческого прихода Белокриницкой иерархии» за 1920–1930-е гг., черновые «Списки постников» и «Исповедные списки» за тот же период времени. Наиболее ценными источниками 135-го фонда следует признать метрические книги и «Списки членов общины». Работа с разрозненными «Списками постников и исповедников», написанными карандашом или угасающими чернилами, хотя и являлась обязательным этапом, но была времязатратной и малорезультативной. Тем не менее не стоит отрицать важность данных источников для историко-генеалогического исследования.

Дальнейший ход работы по каждому из приходов различался. Для д. Бажевой актуальность приобрела проработка материалов сельскохозяйственной переписи 1917 г. [4] и «Посемейных списков», составленных в ходе землеустроительной реформы 1899–1914 гг. [5]. Для Крестовоздвиженской общины г. Барнаула – обширная работа с материалами фонда 52 «Податной инспектор г. Барнаула», по выявлению старообрядцев среди владельцев недвижимости, списков жильцов и арендодателей, а также фонда 144 «Коллекция метрических книг церквей» (выборка по г. Барнаулу) по выявлению случаев перехода из раскола в православие и «скрытых раскольников» среди православных прихожан. Работа с последним видом источников (метрическими книгами) находится на завершающем этапе исследования, ее результаты будут представлять отдельный научный интерес.

Фрагмент записи из метрической книги
Фрагмент записи из метрической книги Петропавловского собора г. Барнаула за 1892 г. о присоединении дочери старообрядца И.А. Черкасова Веры к православной церкви. ГААК. Ф. 144. Оп. 4. Д. 54. Л. 18 об.

В стадии изучения также находится сплошная проработка «Алфавитных списков переселенцев» за 1883–1899 гг. и «Книг актов гражданских состояний» органов ЗАГС за 1920–1923 гг. (фонд Р-1755).

Важнейшими архивными источниками советского периода для изучения родословных старообрядцев выступили материалы различных фондов, содержащие в себе личные дела лиц, лишенных избирательных прав (Р-41, Р-312 и др.), а также личные дела репрессированных, хранящиеся в отделе специальной документации госархива Алтайского края (Ф.Р-2). Из обширной базы данных «Старообрядцы Алтая» была осуществлена адресная выборка наиболее видных старообрядцев, а также старообрядческого духовенства Крестовоздвиженского и Вознесенского храмов. Из личных дел были использованы анкетные данные «лишенцев» и арестованных, сведения о составе их семей, адреса и данные об «избрании меры наказания».

В результате проделанной работы по Крестовоздвиженской общине, прихожанами которой были мещане г. Барнаула, а также барнаульские мещане и крестьяне, проживавшие на Казённой и Конюховской заимках и в некоторых других населенных пунктах, составлено более 170 двух – пяти поколенных родословных росписей семейств: Антроповых, Астраханцевых, Алтынцевых, Афониных, Балакиных, Барабановых, Барышниковых, Безгодовых, Беляевых, Благининых, Бобиных, Бобровых, Богдановых, Бондыревых, Бочкиных, Брагиных, Вагановых, Вахрушевых, Вожжениковых, Волковых, Вороновых, Высыпковых, Гаврилиных, Гаськовых, Городничевых (Градничевых), Гориных, Гусевых, Гусельниковых, Девятовых, Дороненковых, Дрочневых, Загуляевых, Задворновых, Золотухиных, Зыкиных, Ивановых, Игнатовых, Игнатьевых, Инюшовых, Казанцевых, Калининых, Касаткиных, Кашиных, Ковардаковых, Ковиных, Ковровых, Колупаевых, Кондаковых, Копосовых (Копысовых), Коробейниковых, Королёвых, Коротких, Красновых, Красцовых, Кузнецовых, Кунгуровых, Кустовых, Максимовых, Макуриных, Мальцевых, Мартюшевых, Масловых, Маслюковых, Медновых, Мельниковых, Меновщиковых, Михеевых, Мишуровых, Молчановых, Мошевых, Наймушиных, Наумовых, Недоспасовых, Нестеровых, Неустроевых, Новосёловых, Носовых, Ошихминых (Ашихминых), Пенкиных, Перминовых (Перминых), Петровых, Пилюгиных, Поляковых, Попковых, Поповых, Проскуриных, Пушкарёвых, Пятковых, Родионовых, Рябовых, Савенковых, Сазановых, Самохваловых, Семионовых (Семёновых), Сентябовых, Серебрянниковых, Сидоровых, Синицыных, Соколовых, Сорокиных, Стародубцевых, Степановых, Сугатовых, Суслоновых, Сюрсиных, Тарасовых, Терентьевых, Тимофеевых, Тушевых, Узловых, Уставщиковых, Феофилактовых, Филипьевых (Филиповых), Филипповых, Хариных, Ходаковых, Хомутовых, Черепановых, Черкасовых, Чернышевых, Чучалиных, Шампоровых (Шанпоровых), Шишкиных, Шлыковых, Шумихиных, Щепиных, Яковлевых и др. Также учтено несколько десятков семейных пар и одиноких старообрядцев-австрийцев за период с 1910 по 1932 г.

По Вознесенскому приходу д. Бажевой за этот же период составлено более 25 двух – четырёх поколенных родословных росписей крестьян, проживавших в деревне, а именно: Антоненковых, Барановых, Барсуковых, Богоненко, Бутаковых, Галкиных, Давыдовых, Ершовых, Зудиловых, Каргиных, Килиных, Ковалёвых, Маслаковых, Мокрецовых, Напреевых, Пепеляевых, Петуховых, Поляковых, Ранзиных, Романовых, Соловьёвых, Сугатовых, Тарапуновых (Трапуновых), Чистяковых, Шульгиных, Щепочкиных и др. Восстановлено несколько десятков родословных жителей близлежащих сел и деревень, являвшихся прихожанами как Вознесенской, так и Крестовоздвиженской церквей.

В качестве наглядного примера приведем по одной родословной старообрядцев каждого из приходов с кратким описанием конкретной генеалогии и характеристиками знаковых персон.

ЧЕРКАСОВЫ

Барнаульские мещане. Переехали на Алтай на рубеже 50 – 60-х гг. XIX в. Происходят из деревни Костиной Запонорской вол. Богородского уезд. (города Богородского) Московской губ. Прихожане Крестовоздвиженского храма г. Барнаула

Адреса: ул. Партизанская, д. 137 (на 1927 г.), ул. Мамонтова, д. 61 (на 1929–1937 гг.)

1-е поколение

  • 1 Антип Давыдович? Черкасов, р. ~ 1809? – у.? г.
  • Ж. Дарья Петровна Черкасова, р. ~ 1817 – у.? г.

2-е поколение

  • 2-1 Иов Антипович Черкасов, р. ~ 1836(1839?) – у.? г.
  • Ж. Екатерина Александровна, р. ~ 1842 (1846) – у. 20.01.1911 г.
  • 3-1 Епифан Антипович Черкасов, р. ~ 1843 – у.? г.
  • 4-1 Александр Антипович Черкасов, р. ~ 1848 (1846) – у.? г.
  • 5-1 Лукерья Антиповна Черкасова, р. ~ 1846 – у.? г.
  • 6-1 Елизавета Антиповна Черкасова, р. ~ 1846 – у.? г.
  • 7-1 Иван Антипович Черкасов, р. ~ 1860-е гг.? – у.? г.
  • Ж. Вера Ивановна, р.? – у.? г.

3-е поколение

  • 8-2 Феодор Иович Черкасов, р. ~ 1861 – ? у. г.
  • 9-2 Яков Иович Черкасов, р. ~ 1862 – у.? г.
  • 10-2 Иоанн Иович Черкасов, р. 11.04.1860 – у. 14.11.1937 г. Расстрелян.
  • Ж. Акилина (Акулина) Ивановна, р. 10.06.1872 – у. после 1937 г.
  • 11-2 Вера Иовлевна Черкасова, р. ~ 1877 г.
  • 12-2 Наталья Иовлевна Черкасова, р. ~ 1892 – у.? г.

4-е поколение

  • 13-10 Николай Иванович Черкасов, р. ~ 1890 – у. после 1937 г.
  • Ж. Манефа Тарасовна, р. ~ 1896 – у. после 1937 г.
  • 14-10 Лидия Ивановна Черкасова, р. 25.03.1892 – у. после 1937 г.
  • 15-10 Мария Ивановна Черкасова (по мужу Долгих), р. ? – у. после 1937 г.
  • 16-10 Анна Ивановна Черкасова (по мужу Стародубцева), р. ~ 1903 – у. после 1937 г.
  • 17-10 Таисия Ивановна Черкасова, р. 10.10.1910 – у.? г.
  • 18-10 Зинаида Ивановна Черкасова, р. 20.10.1912 – у.? г.

5-е поколение

  • 19-13 Алексей Николаевич Черкасов, р. ~1918 – у. 2.08.1918 г.

Род Черкасовых относится к «ядру» семейств барнаульских старообрядцев Белокриницкой иерархии. Наряду с Афониными и Медновыми, также выходцами из д. Костиной Московской губернии, его представителей следует считать зачинателями белокриницкой общины г. Барнаула. Центральной фигурой семейства выступает Иван Иович Черкасов – член церковного совета, активный участник жизни общины. Член отдела Центрального Всероссийского Союза старообрядцев для участия в выборах в Учредительное собрание, избранного на 5-м епархиальном съезде старообрядцев Томско-Алтайской епархии (20–24 июля 1917 г.). Иван Иович владел заводом по изготовлению свеч, был доверенным лицом общины. В 1929 г. был лишен права голоса. В личном деле лишенца И.И. Черкасова обнаружена автобиография, написанная с его слов и за его личной подписью от 22 января 1929 г., из которой мы узнаем его точную дату рождения, трудовой путь, а также место рождения его отца [6].

В 1937 г. Иван Иович был арестован органами НКВД. На 20.10.1937 его семья состояла из него самого, находящегося на иждивении дочери, жены Акулины Ивановны 67 лет, сына Николая 42 лет, бухгалтера, неизвестно где находящегося; дочерей: Лидии 45 лет, работавшей в белошвейной мастерской НКВД, Анны Стародубцевой, трудившейся в райпотребсоюзе, и Марии Долгих (запись о трудовой деятельности читается плохо). Из протокола допроса от 23.10.1937 следует, что «Черкасов Иван Иович 1862 г.р. (прим.: Б.Б., если верить автобиографии, то эта дата неверна), уроженец г. Барнаула Алтайского края, русский, гражданин СССР, бывший владелец свечной фабрики в г. Барнауле. В 1923 г. сужден за незаконное изготовление свечей к 1 году лишения свободы. В 1933 г. арестовывался за скупку золотой валюты в сумме 500 руб. В 1923 г. за эксплуатацию чужого труда был лишен избирательных прав. До ареста проживал в г. Барнауле, находился на иждивении детей» [7].

И.И. Черкасов проходил по известному среди исследователей делу «Российского общевоинского Союза». В обвинительном заключении ему инкриминировалось: 1. Активное участие в контрреволюционной кадетско-монархической, эсеровской повстанческой организации, подготавливавшей вооруженное свержение советской власти в момент интервенции со стороны капиталистических государств со стороны СССР. 2. Ведение антисоветской агитации, распространение контрреволюционных клеветнических измышлений на политику ВКП(б) и правительство, а также насаждение пораженческих настроений путем предсказывания победы капиталистических государств над СССР, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-2-II УК РСФСР. 14.11.1937 г. Черкасов Иван Иович был расстрелян, лично принадлежащее ему имущество было конфисковано. Реабилитирован 23.09.1965 [8].

Автобиография Ивана Иовича Черкасова
Автобиография, записанная со слов И.И. Черкасова.
ГААК Ф. Р-312. Оп. 4. Д. 3172. Л. 6.

СОЛОВЬЁВЫ

Крестьяне-переселенцы, прибыли на Алтай в 1907 г. Происходят из с. Плосковского Плосковской вол. Екатеринославского уезд. Херсонской губ. Прихожане Вознесенской церкви д. Бажевой и Крестовоздвиженского храма г. Барнаула.

1-е поколение

  • 1. Сергей Пахомович Соловьёв, р. 1859 (1857) – у. после 1932 г.
  • Ж. 1. Неизвестна, у. до 1917 г.
  • Ж. 2. Татьяна Рубцова (по 1-му мужу), р. 1863 (1867) – у. после 1832 г.

2-е поколение

  • 2-1 Филипп Сергеевич Соловьёв, р. 1883 – у. между 1917 и 1922 г.
  • Ж. Анна Павловна, р. 1890 – у. после 1922 г. (26.04.1922 г. вышла замуж за Фёдора Васильева 1892 г.р.)
  • 3-1 Никон Сергеевич Соловьёв, р. 1884 – у. ~ 1941 г.
  • Ж. Агафья Кононовна Сугатова, р. 1883 – у. в июне 1967 г.
  • 4-1 Анастасия Сергеевна Соловьёва, р. 1888 – у. 1969 г.
  • М. ?.?. Золотарёв
  • 5-1 Татьяна Сергеевна Соловьёва, р. 1895 – у.? г.
  • М. Стефан Васильевич Богоненко, р. 1893 – у.? г.
  • 6-1 Акулина Сергеевна Соловьёва, р. 5.7.1899 – у.? г.
  • М. Филипп Тарасов, р. 8.2.1893 – у.? г.
  • 7-1 Марфа Сергеевна Соловьёва, р. 1904 – у.? г.
  • 8-1 Ульяна Сергеевна Соловьёва, р. 1917 (1918) – у.? г.

3-е поколение

  • 9-2 Фёдор Филиппович Соловьёв, р. 22.11.1910 – у.? г.
  • 10-2 Анастасия Филипповна Соловьёва, р. 1911 – у.? г.
  • 11-2 Мария Филипповна Соловьёва, р. 27.03.1913 – у.? г.
  • 12-2 Елизавета Филипповна Соловьёва, р. 15.10.1914 – у.? г.
  • 13-3 Анна Никоновна Соловьёва, р. 2.02.1906 г. – у. после 1967 г.
  • М. Пётр Владимирович Попков, р. 29.06.1907 – у.? г.
  • 14-3 Арина Никоновна Соловьёва, р. 29.04.1907 – у. 19.04.1986.
  • М. Михаил Александрович Тюменёв, р. 14.10.1907 – у. 30.11.1987г.
  • 15-3 Николай Никонович Соловьёв, р. 19.12.1908 – у. 22.08.1990г.
  • Ж. 1. Вера Ефимовна
  • Ж. 2. Валентина Андреевна (возможно, дев. Пепеляева?), р. 1912 – у. 1958 г.
  • 16-3 Илья Никонович Соловьёв, р. 17.07.1910 – у. 17.03.1989
  • Ж. Анна Леонтьевна
  • 17-3 Надежда 1-я Никоновна Соловьёва, р. 9.9.1911 – у. во второй половине XX в. (В 1940 – 1950-е гг. проживала в г. Новосибирске, постриглась в монахини, позже переехала в г. Миасс).
  • М. Анатолий Силантьев (судьба неизвестна, по состоянию на 1932 г. состоял в браке с Надеждой Соловьёвой).
  • 18-3 Федосия Никоновна Соловьёва, р. 5.5.1914 – у.? гг.
  • 19-3 Иван Никонович 1-й Соловьёв, р. 15.7.1917 – у. 30.7.1917.
  • 20-3 Иван Никонович 2-й Соловьёв, р. 1921 – у.? г.
  • 21-3 Надежда 2-я Никоновна Соловьёва, р. 1922 – у.? г.
  • 22-3 Михаил Никонович Соловьёв, р. 1926 (1927) – у.? г.
  • 23-3 Пётр Никонович Соловьёв, р. 1929 (1930) – у.? г.
  • 24-8 Августа Соловьёва, р. 1929 – у.? г.

4-е поколение

  • 25-15 Георгий Николаевич Соловьёв, р. 25.04.1929 – у. в начале 1950-х гг.
  • 26-16 Павел Ильич Соловьёв, р. 5.07.1929 – у. 25.06.2001.
  • 27-16 Владимир Ильич Соловьёв, р. 13.06.1931 – у. 2.05.1977.
  • 28-16 Александр Ильич Соловьёв, р. 26.07.1943 – у. 10.11.1987г.

В среде крестьян-переселенцев – старообрядцев Белокриницкого согласия д. Бажевой можно выделить две центральные группы: выходцев из Херсонской и Нижегородской губерний. Семья Соловьёвых принадлежала к Херсонской группе. Место «выхода» документально не установлено, а приводится наиболее вероятное, в соответствии с подтвержденным местом, из которого переселилась старшая дочь Сергея Пахомовича – Анастасия Сергеевна Золотарёва.

Знаковой фигурой в семье Соловьёвых являлся Никон Сергеевич. В ходе архивного поиска по восстановлению низового клира Вознесенской общины выяснилось, что наиболее близкими к церкви и духовенству были семьи крестьян Ранзиных и Мокрецовых, некоторые представители которых служили псаломщиками местной церкви. Никон Соловьев, со слов потомков, в 1920-е гг. был церковным старостой. Его старшие дети пели на хорах. Данный факт подтверждается сведениями из анкеты учета кулачества за 1930 г. Из дела лишенца Н.С. Соловьёва следует, что он «…служил в царской армии, участвовал в организации колчаковской дружины… подвергался суду за участие в дружине «Святого Креста»… политхарактеристика: …эксплуататор сельхозмашин и церковный староста… лишен избирательных прав» [9]. Семье Никона Соловьёва удалось избежать высылки, к которой она уже была приговорена. В той же анкете значится: «…сбежал неизвестно куда, имущество растранжирил». Потомки не подтверждают его службу в колчаковской дружине. Состоял ли он в дружине «Святого Креста» или нет – вопрос, если да, то в какой форме выражалось его участие: в непосредственной службе или в выделении материальных средств для ее деятельности, документально неизвестно. Зато установлен факт, что и его отец был объявлен кулаком и лишен избирательных прав.

По состоянию на 1932 г. С.П. Соловьёв:

«Кулак… исключен из колхоза 3.01.1932. Состоял в колхозной сельхозартели «Великий Перелом» с апреля месяца 1931 г., внес в колхоз 1 лошадь и малую часть семян. Работал в колхозе на бахчах в качестве сторожа. Продавал арбузы родным и знакомым, продал колхозное ружье неизвестно кому… эксплуататор сельхоз техники и наемного труда… в 1928 г. бойкотирован за невыполнение хлебозаготовки… в 1930 г. скрывал имущество кулака… в 1932 г. выступил при массе колхозников с контрреволюционной агитацией… тяжелобольных в семье нет, в отлучке членов семьи нет».

При этом самому Сергею Пахомовичу было 73 года, трудоспособных в семье не было, его жене Татьяне было 63 года, дочери Ульяне – от роду слепой, 25 лет, а внучке Августе 2 года [10].

Семья старообрядцев Соловьёвых в 1933 году в Барнауле
Семья Соловьёвых 12.07.1933. Барнаул. Слева направо: девочка (?), Агафья Кононовна (в девичестве Сугатова), Михаил и Пётр Никоновичи, Никон Сергеевич.
(из личной коллекции Б.В. Бабарыкина)

При составлении родословных росписей д. Бажевой использовался опрос части жителей-старожилов, а также применены научные подходы некрополистики. Описаны и зафиксированы погребения старообрядцев и их потомков, похороненных на местном кладбище.

Источники и литература:

  • 1. ГААК Ф. 144. Оп. 6. Д. 1588, 1589.
  • 2. Там же. Ф. 144. Оп. 6. Д. 3119.
  • 3. Старухин Н.А. Материалы по истории Крестовоздвиженской старообрядческой церкви г. Барнаула (обзор фонда 135 ЦХАФ АК) // Гуляевские чтения. Вып. 1: Материалы первой, второй и третьей историко-архивных конференций. Барнаул, 1998. С. 292-298.
  • 4. ГААК. Ф. 233. Оп. 1. Д. 203, 204.
  • 5. Там же. Ф. 29. Оп. 1. Д. 1276.
  • 6. Там же. Ф. Р-312. Оп. 4. Д. 3172 Л. 6.
  • 7. Там же. Ф. Р-2. Оп. 7. Д. 12359. Л. 14-16.
  • 8. Там же. Л. 69, 71-72, 82, 83.
  • 9. Там же. Ф. Р-41. Оп. 3. Д. 45. Л. 83-84 об.
  • 10. Там же. Ф. Р-312. Оп. 4. Д. Л. 2-2 об.

Автор: Б.В. Бабарыкин
генеалог, краевед; канд. ист. наук


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете