Русская Православная Старообрядческая Церковь

Неделя Антипасхи, о Фоме: проповедь о жертве Христа и об уверении ап. Фомы

Чем для нас радостна и важна Пасха Священная? Радость Пасхи выражается многими высокими словами и эпитетами.

Слово «пасха» значит «прохождение». Это слово было заимствовано из Ветхого Завета. Когда Господь выводил народ израильский (еврейский) из Египта, то повелел, чтобы заклали однолетнего агнца и кровью этого ягненка помазали косяки домов. И те дома, где это повеление было исполнено, там было все мирно. Те же места, где это не исполнили, а тем самым нарушили Божие повеление, — там прошел Ангел и погубил всех первородных. Все первенцы, от человека и до скота, были погублены. Итак, это строгое предупреждение, когда в жертву приносился непорочный ягненок, было перед исходом в Ветхом Завете.

В Новом Завете жертвой выступил сам Христос, Агнец Божий, Ягненок Божий. Как мы знаем, на некоторых иконах Христос изображается в виде агнца. Особенно в иконописном каноне св. Иоанна Крестителя: мы видим чашу, в которой на одних образах лежит младенец, а на других — ягненок («Се Агнец Божий»).

Сам Христос выступил этой жертвой, жертвой умилостивления, жертвой искупления за весь род человеческий. Христос искупил, и кровью Его было искуплено все человечество, и мы в том числе.

Господь претерпел смерть в пятницу, в тот день, в который, как полагают святые отцы, умер Адам. В этот день первые люди, Адам и Ева, нарушили заповедь и подвергли себя и будущий род проклятию, смерти и изгнанию из Рая. И в этот же день Христос пострадал, искупив весь род человеческий. Смотрите, как все удивительно и промыслительно! В один и тот же день недели совершено грехопадение Адама с последующим лишением райского бытия, и в этот же день, спустя примерно пять с половиной тысяч лет, Христос пострадал, искупив человеческий род.

Фомина неделя

Воскресный день сегодня называется Фоминой неделей или Антипасхой.

Уверение Фомы. Икона
Уверение Фомы. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая четверть XV в.

Есть в народе расхожее выражение: «Фома неверующий». Эта крылатая фраза берет начало из евангельского события, которое вспоминается сегодня.

Христос явился ученикам Своим «дверем затворенным», то есть вошел к ним при плотно закрытых дверях. Апостолы затворили все двери, как сказано, «страха ради иудейска» (Ин. 20:19). Спрятались и боялись после всех тех событий, которые они пережили. Конечно же, они находились в страхе, трепете после событий распятия Христа, Его позорной смерти.

Ученики по человеческой немощи забыли то, что им Христос говорил до Своей вольной Страсти, перед лицом таких грозных испытаний. Когда же увидели Христа во плоти, живым, причем, Зашедшего «дверем затворенным» — Христос как дух уже прошел через двери, — то обрадовались и удивились (Лк. 24:41). Конечно, Евангелие об этом скупо говорит, но, по всей видимости, их объял страх, наверное, посчитали Его за призрака, за духа. Когда же ощупали Его руки и ноги, и Он даже вкусил пищу, чтобы удостоверить их, что это Он сам, Христос, их Учитель, только тогда они поимели веру.

При первом явлении Христа ученикам, как известно, не было Фомы, и он усомнился, не поверив словам своих друзей-апостолов. И сказано, что на восьмой день Христос явился опять таким же образом (Ин. 20:26), и уже обратясь к апостолу Фоме, предложил, чтобы он вложил персты свои в раны Христовы. Какую любовь мы видим здесь со стороны Христа! И какое дерзновение — со стороны апостола Фомы! Он, вложив, пальцами ощупал раны. И тогда, удостоверившись, что действительно перед ним Христос и Учитель, провозгласил Его Сыном Божиим. А Господь сказал ему: «Блажени невидевшие и уверовавшие» — те, кто верят только со слов как учеников, так и всех христиан, со слов Святаго Евангелия.

Поэтому, дорогие братия и сестры, не будем уподобляться апостолу Фоме в минуты его сомнения, а уподобимся первым апостолам, и, в особенности, женам мироносицам, в числе которых была и Пресвятая Богородица, ибо они уверовали всецело.

Поздравляю с радостным Праздником Пасхи Христовой и Фоминой неделей и желаю быть в добром здравии!

Богу нашему слава, всегда и ныне и присно, и вовеки веком.


Проповедь сказана протоиереем Николой 15 апреля 2018.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Святая Пасха, Проповедь

Старообрядчество в интернете
HotLog