Русская Православная Старообрядческая Церковь

Христос Воскресе! — На Святую Пасху проповедь еп. Михаила Семенова

Икона «Воскресение» и Сошествие Христа во ад. Устюг. XVI в.

Семь недель мы в посте и печали ждем великой радости: прихода Господа Воскресшего. И вот Чертог Сияющий открылся перед нами.
Разве сегодня мы не в золотых Чертогах Господних? Какая радость кругом! Не хоры ли ангелов поют с нами победную песнь?

Подробнее

Вербное воскресенье — торжественный праздник Входа Господня во Иеросалим с грустью грядущих Страстей

Древнерусская икона «Вход Господень во Иерусалим»

За неделю до Пасхи, Светлого Христова Воскресения, Церковь вспоминает события воскрешения праведного Лазаря и последующего за ним Входа Господня в Иерусалим.

В русской традиции этот праздник носит также название Вербного воскресенья, а по-церковному называется неделей ваий или неделей цветоносия. Подобные названия праздника появились от неотъемлемой части богослужения праздника: освящения ветвей пальмы или вербы. Как известно, ветвями пальмы постилали Господу путь при его въезде в Иерусалим.

Подробнее

О типологических признаках духовного стиха

Сказочная певчая райская птица-дева Сирин

Актуальность проблемы типологии духовного стиха обусловлена его содержательной емкостью, многообразием форм бытования, стилистической открытостью. Необходимо выявить признаки, объединяющие музыкально-поэтические образцы, сложившиеся в разные исторические периоды, в одну жанровую разновидность.

Подробнее

Христианский пост и здоровье. Польза постной пищи для здоровья

Христианский пост: здравие и спасение

Православный христианин знает, что одно из важнейших условий христианского образа жизни — строгое соблюдение постов и постных дней. Пост — это изменение образа жизни, это труд души, осмысление своих поступков, это покаяние. В пост все продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сливочное масло — исключаются из рациона питания. Разрешается вся растительная пища, не каждый день растительное масло, изредка — рыба.

Подробнее

Знаменный роспев: история, современность и проблемы изучения

Знаменное пение. История и современность. Певческая рукопись Обиход

Две тысячи лет человечество живет по новому летоисчислению. Начало этому исчислению, начало новой жизни, нового сознания людей положило христианство. Явление это было настолько значимым, что люди по-новому осмыслили свое бытие. Новые идеалы повлияли на все стороны жизни человека. Формируется новая философия, культура, искусство. Следствием нового христианского сознания стала главенствующая роль церковных видов искусства в жизни христианского общества.

Подробнее

Крестный ход в Томские таёжные скиты

Крестный ход старообрядцев к Михаило-Архангельскому таежному скиту возле Гари

Этот Крестный ход был организован в память о подвигах и страданиях предков-старообрядцев, к месту таежных скитов: мужского Ново-Архангельского и женского, где были храмы в честь явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Ея Успения. В августе 2004 года крестный ход возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов).

Подробнее

Ликвидация старообрядческих общин Алтая в конце 1920-х — середине 1930-х гг.

Иконостас старообрядческой церкви в селе Ая Алтайского района

В работе И.В. Куприяновой отражены особенности адаптации старообрядческих общин в период богоборческой политики советского государства в период коллективизации — в конце 1920-х — середине 1930-х гг.; показаны попытки их борьбы против закрытия культовых зданий и прекращения старообрядческой богослужебной практики. На конкретных документальных примерах рассмотрены процедура ликвидации общин и переход старообрядческих согласий к традиционным для них способам сохранения вероисповедания в условиях гонений.

Подробнее

Что такое старообрядчество? — Ф.Е. Мельников

Различия между старообрядцами и никонианами

Обычно под старообрядчеством разумеется то русское течение, которое религиозно объединяет миллионы людей, называемых старообрядцами. Но такое определение ничего по существу не определяет, ибо остается невыясненным самое это «церковное течение». В огромной литературе по старообрядчеству содержатся совершенно различные определения старообрядчества. По казенному определению, это раскол Русской Церкви, обрядоверие, поклонение букве и, значит, невежество.

Подробнее

«Спокойная радость»: воспоминания участницы старообрядческого крестного хода в Гари

Сибирский Крестный ход старообрядцев в д. Гарь

В д. Гарь Томской области ежегодно с 2004 года проводятся Крестные ходы к местам старообрядческих Михаило-Архангельских монастырей. В предлагаемом материале – впечатления одной из участниц, барнаульской прихожанки, впервые побывавшей на этом крестном ходе.

Подробнее

Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви

Старообрядцы идут Крестным ходом. Б. Мурашкино

Крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. Какова история крестных ходов? С какой целью они проводятся? Какие традиционные крестные ходы проводятся в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Каковы особенности проведения старообрядческих крестных ходов? Как обеспечивается их организация? Ответы на эти и другие вопросы приводятся в публикуемом докладе Игоря Лапина (РПСЦ). Материал был представлен на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», которая была проведена в Москве 26 января 2016 года.

Подробнее

Куприянова И.В. Иконостас старообрядческого Крестовоздвиженского храма в Барнауле

Иконостас Крестовоздвиженской церкви православных старообрядцев белокриницкого согласия, г. Барнаул

Сразу после выхода в свет правительственных установлений 1905–1906 гг., разрешающих старообрядцам регистрировать свои общины и строить культовые сооружения, барнаульские белокриничане стали ходатайствовать перед городской думой об отведении им места под строительство храма.
Белокриницкий Крестовоздвиженский храм, построенный известным барнаульским архитектором Носовичем, стал наиболее значительным культовым сооружением старообрядцев Алтая.

Подробнее

Ильин В.Н. Государственная политика репрессивного воздействия на активистов старообрядчества Томской губернии в XIX веке

Губернское Управление, проводящее политику против старообрядцев. Томск

По мнению представителей светских и церковных властей, «томский раскол силен своими духовными руководителями». В своих рапортах и официальных записках служители синодальной церкви и мелкие чиновники регулярно указывали на наличие так называемых «расколоучителей», требуя принятия решительных и действенных мер по пресечению их деятельности.

Подробнее

К юбилею образования Томско-Алтайской епархии

Съезд старообрядцев Томско-Алтайской епархии. 1911 год

Как в дореволюционной, так и современной России, белокриницкая иерархия являла собой крупнейшее объединение среди староверия. Ее возникновение явилось прямым следствием традиционно-репрессивной политики правительства в 1830-40-е гг. в отношении, прежде всего, к переходящему из господствующей церкви священству. Значительное распространение влияния старообрядческой Церкви в России, после того как Божиим смотрением к ней был присоединен митрополит Амвросий и восстановлена трехчинная иерархия, начинается с 1850-х гг..

Подробнее

Из истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви

Поднятие куполов на старообрядческой церкви в Барнауле. 1915 год

В очередной раз обратиться к истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви заставил юбилей ее строительства, удивительным образом совпавший с 90-летием образования Томско-Алтайской епархии. История ее – это, прежде всего, история барнаульской общины, в которой как нельзя полно отразилось непростое бытование по бурным волнам житейского моря старообрядческого движения. История же общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви.

Подробнее

Ильин В.Н. Государственная регламентация семейно-брачных отношений старообрядцев в XIX в. на примере Томской губернии

Семья староверов на реке Мана в начале XX в/

Старообрядчество – как христианское православное исповедание – не признавалось ни светскими, ни церковными властями. Поэтому староверы были жестко ограничены в своих правах. В частности, государственная концепция «борьбы с расколом» имела характерное воплощение в брачном законодательстве.

Подробнее

Поучение к родителям и чадам христианским – cвящ. Самуил Никитин

Школа древнерусская. Миниатюра

Благочестивые христиане–старообрядцы всегда заботятся о том, чтобы дать своим детям достойное звание христианина воспитание и научить их чтению и разумению Божественных книг.

В родительском сердце – разные надежды, и в уме – светлые мечты. Сын или дочь растет, а с этим вместе возрастает и усиливается забота родителей о будущности своих чад. Сколько волнений приходится испытать родителям, когда наступает время серьезного воспитания и обучения детей.

Подробнее

Знаменный роспев: история, теория, эстетика – Т.Г. Казанцева

Стихера Благовещению (рукопись)

Знаменный роспев – величайшее достояние нашей культуры. До середины XVII в. он был не только основной и единственно возможной формой богослужебного пения Русской Церкви, но и единственной сферой профессиональной деятельности отечественных музыкантов – исполнителей (певчих) и композиторов (распевщиков).

Подробнее

Морозовский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре

«Морозовский хор» в Московской консерватории

В 80-е годы прошлого столетия советская фирма «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старинные записи Морозовского хора. Рассказ об этом хоре и его истории – в данном материале.

Подробнее

Что такое старообрядчество – «Кто мы и откуда, и куда идем?»

Боярыня Морозова Сурикова

Что сегодня знает современный человек о старообрядчестве? В лучшем случае – немного: картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», отшельников Лыковых (знаменитая Агафья Лыкова — прим. ред.), двуперстие, суровых бородатых мужчин да женщин в русских сарафанах, иногда пренебрежительно-обидное «кержаки»…

Не стоит, наверно, винить людей в незнании истории, из которой многое было вымарано. Хочется лишь посетовать на то, что не любопытны люди, погрязшие в устройстве личного комфортного бытия, редко задающие себе простой вопрос: «Кто мы и откуда?».

Подробнее

К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 1917–1920 гг.

Cъезд Томско-Алтайской епархии в Барнауле

Отношение старообрядчества к государству как институализированной форме власти, составляло одну из стержневых проблем раскола. После начала церковных реформ патриарха Никона достаточно быстро появляется обширная литература сторонников традиционного обряда, в которой делается попытка обоснования неизбежности гибели русского государства вследствие измены православию. В глазах защитников старины идеология и методы проводимых реформ поставили под сомнение чистоту православной веры и христианские основания российской государственности.

Подробнее

Календарь
Старообрядчество в интернете