Этот Крестный ход был организован в память о подвигах и страданиях предков-старообрядцев, к месту таежных скитов: мужского Ново-Архангельского и женского, где были храмы в честь явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Ея Успения. В августе 2004 года крестный ход возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов).
В работе И.В. Куприяновой отражены особенности адаптации старообрядческих общин в период богоборческой политики советского государства в период коллективизации — в конце 1920-х — середине 1930-х гг.; показаны попытки их борьбы против закрытия культовых зданий и прекращения старообрядческой богослужебной практики. На конкретных документальных примерах рассмотрены процедура ликвидации общин и переход старообрядческих согласий к традиционным для них способам сохранения вероисповедания в условиях гонений.
Обычно под старообрядчеством разумеется то русское течение, которое религиозно объединяет миллионы людей, называемых старообрядцами. Но такое определение ничего по существу не определяет, ибо остается невыясненным самое это «церковное течение». В огромной литературе по старообрядчеству содержатся совершенно различные определения старообрядчества. По казенному определению, это раскол Русской Церкви, обрядоверие, поклонение букве и, значит, невежество.
В д. Гарь Томской области ежегодно с 2004 года проводятся Крестные ходы к местам старообрядческих Михаило-Архангельских монастырей. В предлагаемом материале – впечатления одной из участниц, барнаульской прихожанки, впервые побывавшей на этом крестном ходе.
Крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. Какова история крестных ходов? С какой целью они проводятся? Какие традиционные крестные ходы проводятся в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Каковы особенности проведения старообрядческих крестных ходов? Как обеспечивается их организация? Ответы на эти и другие вопросы приводятся в публикуемом докладе Игоря Лапина (РПСЦ). Материал был представлен на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», которая была проведена в Москве 26 января 2016 года.
Сразу после выхода в свет правительственных установлений 1905–1906 гг., разрешающих старообрядцам регистрировать свои общины и строить культовые сооружения, барнаульские белокриничане стали ходатайствовать перед городской думой об отведении им места под строительство храма.
Белокриницкий Крестовоздвиженский храм, построенный известным барнаульским архитектором Носовичем, стал наиболее значительным культовым сооружением старообрядцев Алтая.
По мнению представителей светских и церковных властей, «томский раскол силен своими духовными руководителями». В своих рапортах и официальных записках служители синодальной церкви и мелкие чиновники регулярно указывали на наличие так называемых «расколоучителей», требуя принятия решительных и действенных мер по пресечению их деятельности.
Как в дореволюционной, так и современной России, белокриницкая иерархия являла собой крупнейшее объединение среди староверия. Ее возникновение явилось прямым следствием традиционно-репрессивной политики правительства в 1830-40-е гг. в отношении, прежде всего, к переходящему из господствующей церкви священству. Значительное распространение влияния старообрядческой Церкви в России, после того как Божиим смотрением к ней был присоединен митрополит Амвросий и восстановлена трехчинная иерархия, начинается с 1850-х гг..
В очередной раз обратиться к истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви заставил юбилей ее строительства, удивительным образом совпавший с 90-летием образования Томско-Алтайской епархии. История ее – это, прежде всего, история барнаульской общины, в которой как нельзя полно отразилось непростое бытование по бурным волнам житейского моря старообрядческого движения. История же общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви.
Старообрядчество – как христианское православное исповедание – не признавалось ни светскими, ни церковными властями. Поэтому староверы были жестко ограничены в своих правах. В частности, государственная концепция «борьбы с расколом» имела характерное воплощение в брачном законодательстве.
Благочестивые христиане–старообрядцы всегда заботятся о том, чтобы дать своим детям достойное звание христианина воспитание и научить их чтению и разумению Божественных книг.
В родительском сердце – разные надежды, и в уме – светлые мечты. Сын или дочь растет, а с этим вместе возрастает и усиливается забота родителей о будущности своих чад. Сколько волнений приходится испытать родителям, когда наступает время серьезного воспитания и обучения детей.
Знаменный роспев – величайшее достояние нашей культуры. До середины XVII в. он был не только основной и единственно возможной формой богослужебного пения Русской Церкви, но и единственной сферой профессиональной деятельности отечественных музыкантов – исполнителей (певчих) и композиторов (распевщиков).
В 80-е годы прошлого столетия советская фирма «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старинные записи Морозовского хора. Рассказ об этом хоре и его истории – в данном материале.
Что сегодня знает современный человек о старообрядчестве? В лучшем случае – немного: картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», отшельников Лыковых (знаменитая Агафья Лыкова — прим. ред.), двуперстие, суровых бородатых мужчин да женщин в русских сарафанах, иногда пренебрежительно-обидное «кержаки»…
Не стоит, наверно, винить людей в незнании истории, из которой многое было вымарано. Хочется лишь посетовать на то, что не любопытны люди, погрязшие в устройстве личного комфортного бытия, редко задающие себе простой вопрос: «Кто мы и откуда?».
Автор В.Ю. Инговатов, Н.А. Старухин. . Категория История
Отношение старообрядчества к государству как институализированной форме власти, составляло одну из стержневых проблем раскола. После начала церковных реформ патриарха Никона достаточно быстро появляется обширная литература сторонников традиционного обряда, в которой делается попытка обоснования неизбежности гибели русского государства вследствие измены православию. В глазах защитников старины идеология и методы проводимых реформ поставили под сомнение чистоту православной веры и христианские основания российской государственности.
События второй половины XVII века привели к печальному разделению русской православной церкви.
На сторону реформ Никона стала вся высшая власть, как светская, так и духовная. Им легко было обвинить хранителей древлеправославной веры в грехе раскола церкви и за это назвать их «раскольщиками».
Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.
Автор Протоиерей Евгений Чунин. . Категория Проповеди
В первых книгах Библии, а именно – в книге «Левит», Господь дает заповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей». Тем самым Господь строго заповедует, чтобы всякий верующий, всякий благочестивый человек, если он мужчина, непременно носил (то есть не брил) свою бороду. А почему, собственно говоря, это должно быть так?
Со времени крещения Руси вместе со всеми проявлениями богослужения из Византии было перенято и церковное богослужебное пение. Но, восприняв старовизантийскую нотную систему, более чем за полтысячи лет русский народ развил ее и преобразовал со своими интонационно-мелодическими особенностями и православным миропониманием. В результате был выработан свой тип нотации и стиль пения.
Основу русского богослужебного пения составляет столповой знаменный распев. Мелодическая структура знаменного распева обусловлена применением восьми гласов и попевок.
Старообрядчество, представленное ныне несколькими направлениями, имеет давнюю традицию, своих лидеров и свои духовные центры. Память о своей истории в старообрядческой среде хорошо сохраняется.
В Томске бывали авторитетные деятели старообрядчества; томские обители были известны далеко за пределами Сибири; а деятельность местных лидеров старообрядчества оставила след не только в нашей локальной истории, но и в истории урало-сибирского региона.