Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • История
  • Оттиски печатей и штемпелей старообрядческих общин Алтая начала XX в. (по документам Государственного архива Алтайского края)

Оттиски печатей и штемпелей старообрядческих общин Алтая начала XX в.

Публикация правительственных указов «О свободе совести» от 17 апреля 1905 г. и «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 г. стала отправной точкой для официальной регистрации старообрядческих общин на территории Алтайского округа. Томская губерния в дореволюционный период являлась одной из самых старообрядческих в составе Российской империи. Численность раскольников на ее территории к началу XX в. составляла порядка 100 тыс. чел. [1]. Наибольшее количество старообрядцев проживало в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском уездах. Еще в XVIII в. на Алтае сформировались две уникальные субэтнические этно-религиозные общности: каменщики и староверы-«поляки» [2, 3]. С середины XIX столетия на Алтае, преимущественно в среде беглопоповцев и «поляков», начинает активно распространяться Белокриницкое («Австрийское») согласие, имевшее собственную священническую иерархию и церковное устройство [4]. Как и в прежние времена, большое распространение на Алтае имело Поморское согласие, а также отдельные его ответвления. В начале XX в. на территории округа существовала довольно крупная сеть единоверческих церквей, прихожане которых официальной епархиальной статистикой учитывались как православные, на самом же деле являлись носителями религиозных и ментальных установок своих предков-старообрядцев либо смешанного обмирщённого сознания, тем не менее имевшего ярко выраженную старообрядческую основу. Так, на территории современного Алтайского края крупными единоверческими центрами были села Дмитро-Титово, Полковниково, Батурово, Алтайское, Сибирячиха, Староалейское, Шипуниха и др. [5].

Печати приходского совета Барнаул. старообр Крестовоздвиженского храма и протоиерея Иакова Чучалина
Печати приходского совета Барнаульского Старообрядческого Крестовоздвиженского храма и старообрядческого священника протоиерея Иакова Чучалина

Как отметил историк К.Ю. Иванов, на юге Западной Сибири наибольшую активность в деле регистрации общин в 1907–1916 гг. проявили старообрядцы поповского Белокриницкого и беспоповского Поморского законобрачного согласий. Лидером по числу зарегистрированных общин в Томской губернии был Барнаульский уезд, за ним следовали Змеиногорский, Бийский, Каинский, Томский, Кузнецкий и Мариинский. Порядок регистрации общины производился следующим образом: 1. В Губернское управление подавалось прошение, подписанное не менее чем 50 членами общины. 2. Принималось решение о регистрации, о чем делалась запись в журнале Общего присутствия Губернского управления с указанием населенного пункта, в котором располагался центр общины, и населенных пунктов, на которые распространялась деятельность общины, могло указываться название общины, наличие или намерение о строительстве культового здания. 3. Публикация сведений о регистрации в «Правительственном вестнике», официальной части «Томских губернских ведомостей», старообрядческих журналах «Церковь», позже – «Слово Церкви» [6].

В фондах Государственного архива Алтайского края нами обнаружено 20 разновидностей оттисков копченых и чернильных печатей, принадлежавших 7 белокриницким и 8 поморским общинам, а также 2 личные печати белокриницких священников. Кроме того, выявлено 3 оттиска угловых штемпелей Барнаульской белокриницкой общины. В условиях скудности фотоматериалов по истории старообрядчества Алтая начала XX в. и малого количества архивных документов оттиски печатей старообрядческих общин и церквей являются уникальными как документальными, так и иллюстративными источниками.

История барнаульского храма во Имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня Русской православной старообрядческой церкви (белокриницкого Крестовоздвиженского храма в Барнауле) довольно подробно описана профессиональными историками и исследователями Н.А. Старухиным, И.В. Куприяновой, Л.С. Дементьевой и Т.Г. Мальцевой [7, 8, 9]. Крестовоздвиженская община была официально зарегистрирована 28 мая 1908 г. Первоначально деятельность общины распространялась на деревню Бажеву и Казённую Заимку. Закладка храма состоялась в 1909 г. В мае 1915 г. на церковь были подняты купола, а 13 декабря состоялось освящение храма. Община являлась центром 3-го благочиния Белокриницкого согласия Томско-Алтайской епархии, именно в Барнауле проходили практически все епархиальные съезды. Священниками при церкви в дореволюционный период являлись: Даниил Суворов (1910, 1911), Дорофей Зайцев (1910, 1911, 1912), Поликарп Портнягин (1910), Марк Трифонович Рябов (1910, 1911), Георгий Смирнов (1910), Георгий Шарыпов (1910), Александр Савоськов? (1910), Павел Хромцов (1910), Лев Фёдорович Гордеев, Даниил Быков (1911), Антоний Пучков (1914), Евфимий Непеин (1914), Киприян Килин (1914), Филипп Ларионов (1914) и Иаков Игнатьевич Чучалин (1912–1933? гг., с перерывами), Павел Храмцов и Петр Плотников (1931–1932).

В прекрасном состоянии сохранился оттиск печати «Приходского СОВЕТА. Барнаульского Старообр.(ядческого) Кресто-Воздвиженского Храма» (рис. 1) и личная печать о. Иакова Чучалина – «Старообр.(ядческий) Священник Иаков Чучалин. Благочинный III округа» (рис. 2). Уникальным документом является «Опись печатям и штемпелям Барнаульской старообрядческой Крестовоздвиженской общины», датируемая 28 июня 1920 г. за подписью председателя Совета общины В. Волкова [10]. В описи отпечатано три плохо сохранившихся оттиска, причем в тексте документа они обозначены как сургучные, но сами примеры оттисков чернильные: 1. церковная печать «ГРАДОБАРНАУЛЬСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ» (рис. 3). 2. Печать Совета «ПЕЧАТЬ СОВЕТА. ГРАДОБАРН.(АУЛЬСКОГО) КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО СТАРООБРЯД.(ЧЕСКОЙ) ОБЩИНЫ» (рис. 4). 3. Штемпель барнаульского старообрядческого причта «ПРИЧТА КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Барнаульского Старообрядческого ПРИХОДА Белокриницкой иерархии ______дня 191__г. №__ г. Барнаул Алтайской губ.» (рис. 5). В лучшем состоянии сохранились оттиски двух разновидностей угловых оттисков, использовавшиеся в 1920-х гг. «ПРИХОДСКОГО СОВЕТА Барнаульского Старообрядческого КРЕСТО-ВОЗДВИЖЕНСКОГО ХРАМА. Гор. Барнаула Сибирского края (рис. 6) (Алтайской губернии)» (рис. 7).

Приходской совет Барнаульского Старообрядческого Крестовоздвиженского храма: печать
Рис. 1. Приходской совет Барнаульского Старообрядческого Крестовоздвиженского храма [12]
Старообрядческий священник Иаков Чучалин. Благочинный III округа: печать
Рис. 2. Старообрядческий священник Иаков Чучалин. Благочинный III округа [13]
Градобарнаульский Крестовоздвиженский старообрядческий храм: печать
Рис. 3. Градобарнаульский Крестовоздвиженский старообрядческий храм [14]
Печать совета Градобарнаульского Крестовоздвиженского храма старообрядческой общины
Рис. 4. Печать совета Градобарнаульского Крестовоздвиженского храма старообрядческой общины [15]
Причта Крестовоздвиженской церкви Барнаульского старообр. прихода Белокриницкой иерархии: штемпель
Рис. 5. Причта Крестовоздвиженской церкви Барнаульского старообрядческого прихода Белокриницкой иерархии [16]
Приходского совета Барнаульского старообр. Крестовоздвиженского храма гор. Барнаула Сибирского края
Рис. 6. Приходского совета Барнаульского старообрядческого Крестовоздвиженского храма гор. Барнаула Сибирского края [17]

В удовлетворительном состоянии находятся оттиски печатей Воронихинской белокриницкой общины (ныне с. Ворониха Ребрихинского района). Иоанно-Богословская община с. Воронихи Боровской волости Барнаульского уезда была зарегистрирована 18 июня 1910 г. Известно, что священником общины был о. Григорий Фёдорович Мишуров [1908–1924 гг.]. По косвенным данным, в период с 1910 по 1916 г. при храме мог служить о. Лев Фёдорович Гордеев, имевший свою личную печать (рис. 8). На оттиске церковной печати с. Воронихи изображен храм с тремя куполами, вокруг которого по окружности написано: «Иоанно-Богословского Старообрядческого Храма в с. Воронихе» (рис. 9). «ПЕЧАТЬ СОВЕТА Вороненской Старооб.(рядческой) Иоанно-Богословской общины» (рис. 10) сохранилась несколько лучше.

В поврежденном, но хорошем состоянии сохранился оттиск копченой церковной печати села Инюшово (ныне Заринского р-на). Белокриницкий храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 24 сентября 1908 г. Официальная же регистрация общины произошла лишь 29 января 1916 г. Кроме с. Инюшово в ведение общины входили деревни Ново-Маношкина, Мало-Повалиха, Кунгурова, Краюшкина, Ново-Крайчикова, Голубцова, Ново-Чесноковка (Дёмина). Священником церкви с 1905 по 1920-й г. был о. Терентий Михайлович Козминых. Надпись на печати: «ПЕЧАТЬ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ. СТАРООБРЯДЧ.(ЕСКОЙ) ОБЩИНЫ Д. ИНЮШОВОЙ БАРН.(АУЛЬСКОГО) У.(ЕЗДА) ТОМ.(СКОЙ) ГУБ.(ЕРНИИ) (рис. 11).

Белокриницкая община д. Бажево (ныне Первомайского района) была зарегистрирована 28 мая 1908 г., первоначально она, как и Казённая Заимка, относилась к приходу барнаульской Крестовоздвиженской церкви. Вопрос обособления Бажевской общины и постройки храма требует дополнительного изучения. Общину окормляли священники: Макарий (на рубеже XIX–XX вв.), Дорофей Зайцев (1912 – ?), Киприян Килин (1914–1916?), Сергей Харлампиевич Килин (1916–1921?), Феоктист Третьяков (1923 – после 1927 г.). Псаломщиками при церкви в разные годы были Иван Никитич Мокрецов и Никифор Филиппович Ранзин. Церковным старостой в 1920-е гг. являлся Никон Сергеевич Соловьёв. Оттиск чернильной печати с незначительным повреждением центральной части сохранился в хорошем состоянии. Печать из трех окружностей с надписями на двух внешних и изображением храма в центральной: «Печ.(ать) Бажовскаго Вознесенск.(аго) Старообр.(ядческого) храма Белоярск.(ой) Вол.(ости) Барнаульскаго уезда Томской губернии» (рис. 12).

Приходского совета Барнаульского старообр. Крестовоздвиженского храма г.Барнаула Алтайской губернии
Рис. 7. Приходского совета Барнаульского старообрядческого Крестовоздвиженского храма гор. Барнаула Алтайской губернии [18]
Священник иерей Лев Фёдорович Гордеев: печать
Рис. 8. Священник иерей Лев Фёдорович Гордеев [19]
Иоанно-Богословский старообрядческий храм в с. Ворониха: печать
Рис. 9. Иоанно-Богословский старообрядческий храм в с. Ворониха [20]
Печать совета Вороненской старообрядческой Иоанно-Богословской общины
Рис. 10. Печать совета Вороненской старообрядческой Иоанно-Богословской общины [21]
Печать Покровской церкви старообр. общины д. Инюшовой Барнаул. уезда Томской губернии
Рис. 11. Печать Покровской церкви старообрядческой общины д. Инюшовой Барнаульского уезда Томской губернии [22]
Печать Бажовскаго Вознесенскаго старообр. храма Белоярской волости Барнаул. уезда Томской губернии
Рис. 12. Печать Бажовскаго Вознесенскаго старообрядческого храма Белоярской волости Барнаульского уезда Томской губернии [23]

Ильинская община д. Новодрачёнино (ныне Заринского района) также принадлежала к Белокриницкому согласию. Кроме самой д. Новодрачёнино (Текур) она объединяла единоверцев деревень: Маношкиной, Блиновой, Камышенки, Крутой, Омутной, Казанцевой, Афониной, Чудотворихи, Озёрно-Титовой, Камарской и Погорелки. Возникла община как молельный дом, построенный в 1902 г. на средства попечителя Фёдора Матвеевича Пестерева, а в 1908 г. переданный под церковь. Священниками Ильинской церкви были: Лука Григорьевич Батуев (1903 – ?), Даниил Иосифович Суворов (1911 – ?), Иаков Берсенёв (1915 – 1920, с перерывами), Иоанн Павлович Усольцев (1922–1924), Никита Евсееевич Кайгородов (1922–1924?), Пётр Плотников (1924–1930?, ранее с 1918 по 1920 г. – псаломщик). Оттиск копченой церковной печати с изображением храма и надписью «ПЕЧАТЬ ИЛЬИНСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ» сохранился в хорошем состоянии (рис. 13).

Свято-Никольский белокриницкий храм в селе Анисимово Боровлянской волости (ныне Тальменского р-на) был заложен 31 августа 1908 г. Годом ранее, 28 марта 1907 г., община была зарегистрирована. К приходу старообрядческой Никольской церкви относились и жители деревень: Лушниковой, Бурановой, Ново-Еловки, Курочкиной, Ярковой, а также сел Тальменки и Медведевского. Священником церкви был Павел Кузьмич Храмцов (1907 – после 1924 г.), дьяконом в дореволюционный период – Пётр Плотников. Оттиск церковной печати в удовлетворительном состоянии. Надпись: «ПЕЧАТЬ СТАРООБРЯД.(ЧЕСКОГО) ХРАМА ВО ИМЯ НИКОЛЫ ЧУД.(ОТВОРЦА) С. АНИСИМОВА» (рис. 14).

Последней белокриницкой общиной, печать которой обнаружена нами, является Елбанская Вознесенская старообрядческая группа верующих (село Елбанское Усть-Пристанского р-на). По мнению Н.А. Старухина, этот приход мог быть организован около 1926 г. [11]. Между тем случаи перехода в общину от беспоповцев и никониан фиксируются с 1910 г. Таким образом, Елбанская община, скорее всего, возникла в начале XX в. путем присоединения части местных поморцев к «Австрийскому» согласию. Председателем церковного совета в 1927 г. являлся Яков Степанович Белоусов, членами совета состояли Фёдор Никитич Белоусов и М. (Михаил Степанович?) Белых. Оттиск Елбанской печати плохого качества, левая сторона практически не просматривается, вследствие чего затруднено прочтение надписи по окружности. Из читаемого текста можно разобрать: «…старообрядчес.(кой) Белокриницинской иера(рхии)». Можно предположить, что на печати было написано: «(печать) Елбанской/ Елбанской Вознесенской/ Вознесенской старообрядчес.(кой) Белокриницинской иера(рхии)» (рис. 15).

Печать Ильинской старообрядческой общины
Рис. 13. Печать Ильинской старообрядческой общины [24]
Печать старообрядческого храма во имя Николая Чудотворца с. Анисимова
Рис. 14. Печать старообрядческого храма во имя Николая Чудотворца с. Анисимова [25]
Печать Елбанской Вознесенской старообрядческой Белокриницкой иерархии
Рис. 15. [Печать Елбанской/ Елбанской Вознесенской/ Вознесенской] старообрядческой Белокриницкой иерархии [26]

Вторую группу старообрядческих печатей составляют оттиски поморских общин. Восемь обнаруженных оттисков стилистически делятся на две группы. В первую входят: Барнаульская, Боровлянская, Фунтиковская, Воронихинская (чернильные); во вторую: Шиловская, Курочкинская и Буканская (копченые). Отдельно следует выделить чернильный оттиск печати Воробьевской общины.

Поморская община г. Барнаула была официально зарегистрирована 28 мая 1910 г., 14 сентября 1910 г. состоялась закладка, а 8 июля 1911 г. освящение храма. Настоятелем общины в 1910-е гг. являлся Гурий Кокорин, а в 1918–1920-е гг. Евстигней Яковлев. Председателями совета общины долгое время были барнаульский купец-поморец Андрей Григорьевич Морозов и Аким Анисимович Хлюпин. Оттиск в идеальном состоянии. Надпись: «ПЕЧАТЬ БАРНАУЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ ХРИСТИАН СТАРООБРЯДЦЕВ ПОМОРЦЕВ ПРИЕМЛЮЩИХ БРАК» (рис. 16).

Боровлянская община (ныне территория Ребрихинского района) была зарегистрирована 2 апреля 1910 г. Настоятели – Павел Леонтьев (1912–1919?) и Фёдор Тимофеевич Соколов (1912–1919?). Оттиск в хорошем состоянии. Надпись: «ПЕЧАТЬ БОРОВЛЯНСКОЙ ОБЩИНЫ ХРИСТИАН СТАРООБРЯДЦЕВ ПОМОРСК.(ОГО) БРАЧНАГО СОГЛАСИЯ» (рис. 17).

Община с. Фунтики, второй центр общины – с. Лаврентьево (ныне с. Лаврентьевка, оба на территории Топчихинского р-на). Село Фунтики основано старообрядцами. Молельный дом существовал издавна. Официальная регистрация произошла лишь 25 июля 1908 г. Наставник Константин Тагильцев (1910 – 1920?). Оттиск в хорошем состоянии, но имеет дефект в центральной части. В слове «ФУНТИКОВСКОЙ» не продавлена буква У и плохо отпечатаны Т, И, К, О, что не мешает прочтению слова. Надпись: «ПЕЧАТЬ ФУНТИКОВСКОЙ ОБЩИНЫ ХРИСТИАН СТАРОБРЯДЦЕВ ПОМОРЦЕВ ПРИЕМЛЮЩИХ БРАК» (рис. 18).

Община с. Ворониха Боровской волости (ныне Ребрихинский р-н) зарегистрирована 25 июля 1907 г. Настоятели: Николай Харин (1912–1918?, видимо, с перерывами) и Александр Вохмецов (1913–1918?). В дореволюционный период в качестве помощника настоятеля служил Фирс Харин. Оттиск печати отличается от Барнаульского, Боровлянского и Фунтиковского, но все-таки стилистически может быть отнесен к одному ряду с ними. Надпись: «ПЕЧАТЬ СТАРООБРЯДЧ.(ЕСКОЙ) ОБЩИНЫ В С.(ЕЛЕ) ВОРОНИХИНСК.(ОМ) ПОМОРСКАГО ЗАКОНОБРАЧНАГО СОГЛАСИЯ» (рис. 19).

Воробьевская община, кроме д. Воробьевой (ныне Шипуновского района) охватывала деревни: Кособокову, Порозиху, Усть-Порозиху, Чупину, Уржумскую, Кабанову, Буранову, Усть-Ермачиху, Романову, Маралиху и село Огневское. Официальная регистрация состоялась 27 июня 1907 г. Наставники: Марк Михайлович Тюменцев, Викул Евфремович Сидоров, Фёдор Григорьевич Козицин и О. Козмин. Надпись: «Д.(ЕРЕВНИ) ВОРОБЬЕВОЙ ЧАРЫШСКОЙ ВОЛОСТИ ЗМЕИНОГОРСКОГО УЕЗ.(ДА) СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА ПОМОРСКАГО ЗАКОНОБРАЧНАГО СОГЛАСИЯ» (рис. 20). Оттиск в удовлетворительном состоянии, правая сторона отпечатана плохо.

Община села Шилово (ныне Калманского р-на) была зарегистрирована 14 марта 1907 г. Наставниками в дореволюционный период являлись: Семён Константинович Храмов, Харлампий Косьянов, Елистрат Крутин, Иван Дементьевич Волков и др. Оттиск практически в идеальном состоянии. Надпись: «ПЕЧАТЬ ШИЛОВСКОЙ ОБЩИНЫ СВ.(ЯТО) НИКОЛЬСКАГО ХРАМА СТАРООБРЯДЦЕВ ПОМОРСКОГО БРАЧНАГО СОГЛАСИЯ» (рис. 21).

В удовлетворительной сохранности находится оттиск печати Курочкинской общины, зарегистрированной 30 декабря 1909 г. Кроме д. Курочкиной (ныне Тальменского района) община распространяла свое влияние на деревни Корчину, Казанцеву и Ново-Еловку. Наставником общины в 1910 – 1919? г. был Фаддей Гребнев. Надпись: «ПЕЧАТЬ КУРОЧКИНСКОЙ ОБЩИНЫ СВ.(ЯТО) ТРОИЦКАГО ХРАМА ПОМОРСКАГО БРАЧНАГО СОГЛАСИЯ» (рис. 22).

Оттиск печати общины с. Буканского Касмалинской волости (ныне Мамонтовский район) сохранился удовлетворительно. Община была зарегистрирована 28 ноября 1907 г. Настоятели: Степан Глазов (1909) и Андрей Кузнецов (1909 – после 1913?). Надпись: «ПЕЧАТЬ БУКАНСКОЙ ОБЩИНЫ СВЯТО ПОКРОВСКАГО МОЛИТВЕННАГО ДОМА» (рис. 23).

Как уже отмечалось, оттиски печатей могут выступать в качестве дополнительных документальных источников. Так, благодаря выявлению оттисков и прочтению надписей на них удалось установить и проверить названия нескольких старообрядческих храмов, когда-то существовавших на территории Алтайского края. Таким образом, использование сфрагистических материалов, зачастую незаслуженно забываемых историками, способствует установлению важных исторических фактов и восстановлению исторической справедливости.

Печать Барнаульской общины христиан старообрядцев поморцев, приемлющих брак
Рис. 16. Печать Барнаульской общины христиан старообрядцев поморцев, приемлющих брак [27]
Печать Боровлянской общины христиан старообрядцев поморского брачного согл.
Рис. 17. Печать Боровлянской общины христиан старообрядцев поморского брачного согласия [28]
Печать Фунтиковской общины христиан старообрядцев поморцев, приемлющих брак
Рис. 18. Печать Фунтиковской общины христиан старообрядцев поморцев, приемлющих брак [29]
Печать старообр. общины в селе Воронихинском Поморского законобрачного согласия
Рис. 19. Печать старообрядческой общины в селе Воронихинском Поморского законобрачного согласия [30]
Деревни Воробьевой Чарышской вол. Змеиногор. уезда старообр. община Поморского законобр. согласия
Рис. 20. Деревни Воробьевой Чарышской волости Змеиногорского уезда старообрядческая община Поморского законобрачного согласия [31]
Печать Шиловской общины Свято-Никольскаго храма старообрядцев Поморского брачного согл.
Рис. 21. Печать Шиловской общины Свято-Никольскаго храма старообрядцев Поморского брачного согласия [32]
Печать Курочкинской общины Свято-Троицкаго храма Поморского брачного согласия
Рис. 22. Печать Курочкинской общины Свято-Троицкаго храма Поморского брачного согласия [33]
Печать Буканской общины Свято-Покровскаго молитвенного дома
Рис. 23. Печать Буканской общины Свято-Покровскаго молитвенного дома [34]

Источники и литература:

  • 1. Томская губерния. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. СПб. 1904. Табл. XII.
  • 2. Швецова М. «Поляки Змеиногорского округа // Зап. ЗСО РГО. Кн. XXVI. Омск: Тип. Штаба Сиб. Воен. окр., 1899. С. I – II, 1 – 76.
  • 3. Принц А. Каменьщики, ясашные крестьяне Бухтарминской волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Зап. РГО. По общей географии (отделениям географии физической и математической). Т. I. СПб., 1867. С. 543 – 582.
  • 4. Старухин Н.А. Сибирские общества белокриницких староверов во второй половине XIX – начале XX в. Новосибирск, 2015. 206 с.
  • 5. Ильин В.Н. Политика государственной власти и официальной церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832–1905 гг. Барнаул, 2012. 167 с.
  • 6. Иванов К.Ю. Старообрядческие общины, зарегистрированные Томским губернским управлением в начале XX в. // Архивы Кузбасса: Информационно-методический и историко-краеведческий бюллетень. Кемерово, 2002. С. 26 – 28.
  • 7. Старухин Н.А. Белокриницкое согласие на Алтае: Барнаульская Крестовоздвиженская церковь // Старообрядчество: история и культура. Сб. стат. Вып. 1. Барнаул, 1999. С. 93 – 103.
  • 8. Куприянова И.В. Из истории храмостроительства Барнаульской белокриницкой общины // Избранные страницы: Клубу любителей алтайской старины – 25 лет. Барнаул, 2015. С. 233 – 249.
  • 9. Мальцева Т.Г., Старухин Н.А., Дементьева Л.С. 105 лет со времени регистрации старообрядческой общины церковного прихода во Имя Честнаго и Животворящего Креста Господня в Барнауле // Барнаульский хронограф, 2013 г.: календарь знаменат. и памят. дат. Барнаул, 2012. С. 24 – 27.
  • 10. ГААК Ф. 135. Оп. 1. Д. 13. Л. 175.
  • 11. Старухин Н.А. К истории старообрядчества Нижнего Причарышья // Нижнее Причарышье: Очерки истории и культуры. Барнаул – Усть-Пристань, 1999. С. 39 – 42.
  • 12. ГААК. Ф.Р-558. Оп. 1. Д. 1. Л. 65об.
  • 13. Там же. Ф. 135. Оп. 1. Д. 22. Л. 202.
  • 14. Там же. Л. 175.
  • 15. Там же. Л. 80 об.
  • 16. Там же. Д. 8. Л. 175.
  • 17. Там же. Д. 22. Л. 48.
  • 18. Там же. Д. 8. Л. 25.
  • 19. Ф. 144. Оп. 6. Д. 1589. Л.27 об.
  • 20. Там же. Д. 2153. Л. 145.
  • 21. Там же.
  • 22. Там же. Ф.Р-34. Оп. 1. Д. 238. Л. 89.
  • 23. Там же. Ф. 135. Оп. 1. Д. 21. Л. 2.
  • 24. Там же. Ф. 144. Оп. 6. Д. 1502. Л. 31 об.
  • 25. Там же. Ф.Р-2. Оп. 6. Д. 296. Л. 16.
  • 26. Там же. Ф. 135. Оп. 1. Д. 13. Л. 42.
  • 27. Там же. Ф. 144. Оп. 6. Д. 1589. Л. 117.
  • 28. Там же. Д. 3254. Л. 175 об.
  • 29. Там же. Д. 1811. Л. 293.
  • 30. Там же. Д. 2153. Л. 150.
  • 31. Там же. Д. 1791. Л. 80 об.
  • 32. Там же. Ф. 29. Оп. 1. Д. 998. Л. 288.
  • 33. Там же. Д. 1116. Л. 52.
  • 34. Там же. Ф. 144. Оп. 6. Д. 1304. Л. 51.

Авторы: Б.В. Бабарыкин, краевед
А.В. Зимирев, Государственный архив Алтайского края


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете