Русская Православная Старообрядческая Церковь

Отец Антоний Андрианович Пучков

Священномученик о. Антоний Андрианович Пучков родился в с. Голяевское Сердобского уезда Саратовской губернии 17 января 1868 г. в крестьянской семье [1]. Рукоположен во священники епископом Антонием (Паромовым) 11 февраля 1896 г. в возрасте 28 лет и назначен настоятелем в общину Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в г. Барнаул Томской губернии.

Тогда в Барнауле у старообрядцев Белокриницкого согласия церковного здания не было. К концу 1890-х гг. на Подгорной улице, недалеко от бывшего сереброплавильного завода, трудами активных прихожан, с участием о. Антония, был выстроен 2-х этажный церковный дом с моленной на 2-ом этаже и квартирой для священника на первом. В те годы старообрядцы не имели никаких прав и подвергались различным ограничениям и притеснениям.

Только после оглашения Императорского указа «О началах веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и указа Сената «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 года настали более свободные для старообрядцев времена.

С дарованием свободы вероисповедания старообрядцы Барнаула получили, наконец, возможность открыто вести активную общинную деятельность. Различные согласия староверов могли теперь собираться для решения волнующих их вопросов. На заимке за Барнаулом 6 июля 1906 г. состоялся диспут между представителями поморского и токаревского согласий при участии купца-старообрядца Андрея Григорьевича Морозова в присутствии отца Антония Пучкова. Обсуждался вопрос как правильно поклоняться образу Господа «в виде старца ветхого деньми» [2].

Еще до официальной регистрации своей общины барнаульские старообрядцы подали прошение о выделении земли для строительства настоящего храма. 27 сентября 1906 г. земля была выделена на берегу заводского пруда на ул. Подгорной, недалеко от существующего моленного дома. Крестовоздвиженская община была официально зарегистрирована 28 мая 1908 года Томским Губернским Управлением. Кроме городских прихожан-барнаульцев, в состав прихода были включены старообрядцы д. Бажевой и Казенной Заимки.

С заказом на разработку каменного храма старообрядцы обратились к профессиональному архитектору. В те годы в Барнауле работали архитекторы — выпускники Высших Императорский учебных заведений Российской империи: городской архитектор Шиловский и техник по строительно-дорожной части гражданский инженер Иоанн Каликст Феодосиевич Носович польского происхождения. Кто был автором проекта Крестовоздвиженской церкви пока не выяснено.

Крестовоздвиженская старообрядческая церковь на Мамонтова
Крестовоздвиженская церковь на ул. Мамонтова. Лесопильный завод. 1920-е гг. Из фонда ГААК

Храм заложили 6 августа 1909 г. Несмотря на объявленные свободы, старообрядцам запретили проводить крестный ход в облачениях и с иконами, а на о. Антония за его выступление перед собравшимися, был составлен полицейский протокол. По доносу никонианского священства текст речи для торжества освящения места строительства Крестовоздвиженского храма в Барнауле, записанный на бумаге, был отобран полицией.

В 1909 году о. Антоний был запрещен епископом Иоасафом (Журавлевым), но Освященным Собором запрещение было снято.

Отец Антоний Пучков был активным церковнослужителем и выдающимся проповедником. Текст его речи на закладке барнаульского храма опубликовал старообрядческий журнал «Церковь» № 45 за 1909 г. [3]. Статья о. Антония Пучкова под названием «Город Барнаул Томской губернии» [4] была напечатана в журнале «Церковь» № 37 за 1909 г. Известно также, что его статья «Пред исповедью» была опубликована в журнале «Старообрядческая мысль» в № 3 за 1914 год [5].

В 1911 году священника перевели в с. Куйтун Верхнеудинского уезда Забайкальской области, хотя община была против. Причиной перевода мог послужить тот факт, что в 1911 году была создана Иркутско-Амурская епархия, окормляемая епископом Иосифом (Антипиным), а поскольку старообрядческого священства в Восточной Сибири почти не было, некоторых священнослужителей переводили под начало новопоставленного епископа.

Покровский храм в г. Иркутске
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Иркутске. Начало XX в.

С 1916 г. о. Антоний служил в белокриницком Покровском храме в Иркутске. В 1925 г. семья о. Антония проживала в доме № 41 по ул. Большая Русиновская (современная Байкальская — прим. ред.) на территории церкви. Семья состояла из жены и троих детей: сына и двух дочерей. Окормлял о. Антоний в Иркутске около 150 душ [6]. Духовным отцом его являлся епископ Иркутско-Амурский Иосиф (Антипин), проживающий в Харбине.

С окончанием гражданской войны началось повсеместное разорение церквей и аресты священнослужителей. Первый раз о. Антоний был арестован 5.06.1932 года. Предъявленное ему обвинение в распространении антисоветской агитации в процессе расследования не подтвердилось. Постановлением 3-го отделения ПП ОГПУ от 27 декабря 1932 г. дело было прекращено, и А.А. Пучков освобожден из-под ареста [7].

Но тому, кто хоть раз попадал под бдительный надзор НКВД, не миновать было повторных арестов. Так и о. Антоний вновь был обвинен в контрреволюционной агитации и религиозной пропаганде. 27.10.1937 г. он был арестован во второй раз. Обвинение придумано стандартное: «проводит к/р [8] работу против соввласти, являясь активным участником к/p повстанческой организации старообрядцев в Восточной Сибири, получал директивы к/р характера и литературу из Ленинграда от братства св. Аввакума, а также имел связи с заграницей (Харбин)» (т.4 л. 170).

25 февраля 1938 г. на заседании тройки УНКВД Иркутской области о. Антония Пучкова приговорили к расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. 27 февраля 1938 г. приговор был приведен в исполнение [9]. Место захоронения — г. Иркутск. Отцу Антонию было тогда 70 лет. Спустя 20 лет, 19 декабря 1958 г., он был реабилитирован военным трибуналом ЗабВО.

Вечная память безвинно убиенному священноиерею Антонию!

Автор: Е. А. Долнакова

Источник: Крепость веры. №3 (4), 2018

Примечания
  • 1. Архив Митрополии РПСЦ. Опросный лист 1925 г.
  • 2. Барнаул. Летопись города — хронология, события, факты. Барнаул «А.Р.Т.», 2007 г. с. 74
  • 3. Церковь. 1909. №45. С. 1278
  • 4. Церковь. 1909. №37. С. 1085
  • 5. Старообрядческая мысль. №3 за 1914 г. С.238-241
  • 6. Архив Митрополии РПСЦ. Опросный лист 1925 г.
  • 7. Архив РУ ФСБ по Иркутской области, АУД № 474).
  • 8. К/р — контрреволюционную
  • 9. Архив РУ ФСБ по Иркутской области, АУД № 9735. Электронный ресурс. Режим доступа: http://iemp.ru/statiji/detail.php

Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете