О принесении христианской жертвы Богу и постном подвиге, о важности таинства причащения для каждого христианина и о празднике Торжества Православия рассказал в своей проповеди протоиерей Никола, настоятель Покровского храма в г. Барнауле.
Вот уже первая неделя Великого поста прошла, также быстро пройдут и остальные недели, да и, по большому счету, вся жизнь так быстро и незаметно пройдет.
Я бы хотел сегодня сказать в кратких словах о следующем.
О нашей жертве Богу
Как мы знаем, ветхозаветный человек понимал жертву за грехи и за прочие дела, как принесение животных: горлиц, голубей, овец и прочих, — в жертву Богу. Но у нас этого сейчас нет. Но мы тоже должны приносить жертву, должны жертвовать. Без жертвы не может быть жизни во Христе, не может быть служения Богу. А что же мы приносим?
В 50-м псалме сказано: «Жертва Богу — дух сокрушен» (Пс. 50:19). Сокрушённый дух — об этом, конечно, надо заботиться, чтобы достичь состояния сокрушенного и смиренного духа.
Но еще я хотел сказать о другой жертве, о которой мы не задумываемся: о жертве, посильной нам. Эта жертва проявляется в том, чтобы мы почасту ходили в храм Божий. Прийти в храм Божий — это тоже, оказывается, с нашей стороны, хотя и небольшая, но жертва. Чтобы соблюдали пост — небольшая, но тоже жертва. Что мы можем Богу принести? Наши жизни? — Ну, если потребуется, конечно, даже жизни придется, может быть, отдать.
Тогда, приступая к посту, мы как бы говорим: «Вот, Господи, я ничего не могу тебе принести, но я ради Тебя хочу воздержаться от мяса, от яиц, от молока в постные дни. Прими, Господи, мою скромную жертву! Тебе, Господи, приношу это».
Мы думаем, что мы такие великие подвижники и герои, что и посты соблюдаем, и молимся... На самом деле, это, конечно, не так. Это совсем даже не геройство, не подвиг, нет. Ведь Господь, может быть, еще и не примет наш пост, если мы с гордыней, с тщеславием, с каким-то еще злом, ненавистью постимся, — тогда, возможно, и не будет принята эта наша жертва. Но ее мы все равно должны отдавать Богу.
Тяжело? — Тяжело. Вставать утром рано тяжело, чтобы идти в храм Божий? — Да, на улице непогода, хочется понежиться в постели, — тяжело, но надо встать, ибо этим мы приносим жертву. Плоть изнемогает, болит — тяжело постовать! — Тяжело, кто спорит. Но все равно, надо стараться, принести Богу вот эту нашу жертву, и делать ее чистой.
Для чего готовиться к Причастию?
Когда мы готовимся к причастию, мы читаем причастное правило, на котором есть Евангелие. Стоит обратить внимание на слова Самого Христа:
«Аминь, аминь, глаголю вам. Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе». И далее: «Ядыи Мою Плоть и пияи Мою Кровь имать живот вечныи, и Аз воскрешу его в последнии день» [Иоан. 6:53-54].
Вот смотрите, почему мы готовимся к Причастию? Иногда тяжело готовиться. Каждый, наверное, кто готовился, испытал на себе, как тяжело готовиться. Но кто не вкушает плоти и не пьет крови Сына Человеческаго, Господа Христа, тот не имеет жизни вечной, и того, как сказано в Евангелии, Господь не воскресит в последний день, то есть, день Страшнаго Суда. Все восстанут, конечно, но одни восстанут на жизнь, а другие — на вечные мучения.
Поэтому, дорогие братие и сестры, нужно потрудиться, особенно в дни Великого поста, очистив себя пощением, говением и молитвами от всякого греха. Кроме исповеди, нужно обязательно подготовиться и причаститься. Раз в году каждому христианину обязательно нужно причащаться, ну а желательно — и в каждый пост.
Торжество Православия
Сегодня неделя Православия, или, точнее сказать, неделя Торжества православия.
Взирая на сегодняшнее положение в обществе, мы можем сказать с иронией: Ну какое же может быть торжество православия, когда кругом такой разврат, такое падение нравов? Прямо сказать, не видим этого торжества. Но Церковь отмечает и подчеркивает: сегодня — да, торжество Православия. А в чем оно проявляется, это торжество Православия? А в том, что Церковь Христова непобедима, Церковь, которую основал Христос, до скончания века будет непобедима, «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Церковь — это хранительница вероучения и таинств, всех православных традиций, обрядов, икон, пения, литургического канона, — в общем, всего того, чем мы духовно наполняем свою жизнь, а в то же время молимся и этого богатства даже и не замечаем. Это так, ибо это празднество было установлено после 7-го Вселенского собора, когда вновь восторжествовало иконопочитание. И это послужило поводом для прославления православия вообще в целом.
Ну а мы, взирая на иконы, порой думаем, что они всегда были. А оказывается, нет, было время, когда на них были гонения. Поэтому сегодня мы благодарим Бога за все Его милости, и любовь, и терпение к нам грешным. Благодарим Бога и просим, чтобы Господь укрепил нас в этой жизни на грядущие подвиги, «хотящие быти».
Богу нашему слава, всегда и ныне и присно, и вовеки веком. Аминь.
5 марта (20 февраля) 2017 г.