Русская Православная Старообрядческая Церковь

О жертве Богу, причастии и о неделе Торжества Православия

О принесении христианской жертвы Богу и постном подвиге, о важности таинства причащения для каждого христианина и о празднике Торжества Православия рассказал в своей проповеди протоиерей Никола, настоятель Покровского храма в г. Барнауле.

Вот уже первая неделя Великого поста прошла, также быстро пройдут и остальные недели, да и, по большому счету, вся жизнь так быстро и незаметно пройдет.

Я бы хотел сегодня сказать в кратких словах о следующем.

О нашей жертве Богу

Как мы знаем, ветхозаветный человек понимал жертву за грехи и за прочие дела, как принесение животных: горлиц, голубей, овец и прочих, — в жертву Богу. Но у нас этого сейчас нет. Но мы тоже должны приносить жертву, должны жертвовать. Без жертвы не может быть жизни во Христе, не может быть служения Богу. А что же мы приносим?

В 50-м псалме сказано: «Жертва Богу — дух сокрушен» (Пс. 50:19). Сокрушённый дух — об этом, конечно, надо заботиться, чтобы достичь состояния сокрушенного и смиренного духа.

Но еще я хотел сказать о другой жертве, о которой мы не задумываемся: о жертве, посильной нам. Эта жертва проявляется в том, чтобы мы почасту ходили в храм Божий. Прийти в храм Божий — это тоже, оказывается, с нашей стороны, хотя и небольшая, но жертва. Чтобы соблюдали пост — небольшая, но тоже жертва. Что мы можем Богу принести? Наши жизни? — Ну, если потребуется, конечно, даже жизни придется, может быть, отдать.

Тогда, приступая к посту, мы как бы говорим: «Вот, Господи, я ничего не могу тебе принести, но я ради Тебя хочу воздержаться от мяса, от яиц, от молока в постные дни. Прими, Господи, мою скромную жертву! Тебе, Господи, приношу это».

Мы думаем, что мы такие великие подвижники и герои, что и посты соблюдаем, и молимся... На самом деле, это, конечно, не так. Это совсем даже не геройство, не подвиг, нет. Ведь Господь, может быть, еще и не примет наш пост, если мы с гордыней, с тщеславием, с каким-то еще злом, ненавистью постимся, — тогда, возможно, и не будет принята эта наша жертва. Но ее мы все равно должны отдавать Богу.

Тяжело? — Тяжело. Вставать утром рано тяжело, чтобы идти в храм Божий? — Да, на улице непогода, хочется понежиться в постели, — тяжело, но надо встать, ибо этим мы приносим жертву. Плоть изнемогает, болит — тяжело постовать! — Тяжело, кто спорит. Но все равно, надо стараться, принести Богу вот эту нашу жертву, и делать ее чистой.

Для чего готовиться к Причастию?

Когда мы готовимся к причастию, мы читаем причастное правило, на котором есть Евангелие. Стоит обратить внимание на слова Самого Христа:

«Аминь, аминь, глаголю вам. Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе». И далее: «Ядыи Мою Плоть и пияи Мою Кровь имать живот вечныи, и Аз воскрешу его в последнии день» [Иоан. 6:53-54].

Вот смотрите, почему мы готовимся к Причастию? Иногда тяжело готовиться. Каждый, наверное, кто готовился, испытал на себе, как тяжело готовиться. Но кто не вкушает плоти и не пьет крови Сына Человеческаго, Господа Христа, тот не имеет жизни вечной, и того, как сказано в Евангелии, Господь не воскресит в последний день, то есть, день Страшнаго Суда. Все восстанут, конечно, но одни восстанут на жизнь, а другие — на вечные мучения.

Поэтому, дорогие братие и сестры, нужно потрудиться, особенно в дни Великого поста, очистив себя пощением, говением и молитвами от всякого греха. Кроме исповеди, нужно обязательно подготовиться и причаститься. Раз в году каждому христианину обязательно нужно причащаться, ну а желательно — и в каждый пост.

Убрус. Спас Нерукотворенный. XII век, Новгородская икона
Пречистому Ти образу покланяемся, Благии.
Спас Нерукотворенный. Убрус. XII век, Новгородская икона

Торжество Православия

Сегодня неделя Православия, или, точнее сказать, неделя Торжества православия.

Взирая на сегодняшнее положение в обществе, мы можем сказать с иронией: Ну какое же может быть торжество православия, когда кругом такой разврат, такое падение нравов? Прямо сказать, не видим этого торжества. Но Церковь отмечает и подчеркивает: сегодня — да, торжество Православия. А в чем оно проявляется, это торжество Православия? А в том, что Церковь Христова непобедима, Церковь, которую основал Христос, до скончания века будет непобедима, «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Церковь — это хранительница вероучения и таинств, всех православных традиций, обрядов, икон, пения, литургического канона, — в общем, всего того, чем мы духовно наполняем свою жизнь, а в то же время молимся и этого богатства даже и не замечаем. Это так, ибо это празднество было установлено после 7-го Вселенского собора, когда вновь восторжествовало иконопочитание. И это послужило поводом для прославления православия вообще в целом.

Ну а мы, взирая на иконы, порой думаем, что они всегда были. А оказывается, нет, было время, когда на них были гонения. Поэтому сегодня мы благодарим Бога за все Его милости, и любовь, и терпение к нам грешным. Благодарим Бога и просим, чтобы Господь укрепил нас в этой жизни на грядущие подвиги, «хотящие быти».

Богу нашему слава, всегда и ныне и присно, и вовеки веком. Аминь.

5 марта (20 февраля) 2017 г.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете