«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» - поется в церкви на богослужениях Честному и Животворящему Кресту Господню. Для чего мы поклоняемся Кресту Христову и почитаем его? Что значат слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, зач. 37)? Как отвергнуться себя и следовать за Христом?
Об этом и другом сказал в своей воскресной проповеди протоиерей Никола, настоятель храма Покрова Богородицы в Барнауле.
Сегодня воскресный день, неделя Крестопоклонная, и все православные христиане поклоняются Кресту, лобызают Его. Следует понимать, что это почитание значит. Почему, когда идет Великий пост, и вдруг — поклонение Кресту?
А все объясняется просто. Это напоминание того, что Господь проявил Свою безграничную любовь к нам: людям, грешникам. Принял крестные страдания, претерпел мучительные боли — ради нас, ради великих черствых ленивых небрежных и прочих (можно продолжать долго) грешников. Ибо Он приклонил небеса, сошел на землю (Пс. 17:10), чтобы пострадать за нас.
И когда мы грешим, когда мы ленимся, забываем ходить в церковь и совершать домашнюю молитву, не соблюдаем посты и не делаем добрых дел, то это нам укор: ради нас Христос претерпел смерть, мучительнейшую смерть! А мы не можем даже в чем-то самом малом послужить Господу. Принести Ему малую жертву, не говоря уже о великих. Господь не требует, чтобы мы, также как Он, взошли на крест и пострадали за Него, — этого Он не требует от нас. Хотя в истории, как мы знаем, и такие мученики были, наверное, и сейчас есть. Господь требует одного: чтобы мы отверглись себя, взяли крест и последовали за Ним (Марк 8:34).
А что значит отвергнуться себя? А это означает, что мы должны перестать самолюбоваться, самовосхищаться, самоудовлетворяться в духовном смысле, создавать себе все более и более комфортные условия для существования до забвения Бога. То есть, тот человек, который поставил себе цель служить Господу, молиться Ему, трудиться для Него, тот, конечно же, отвергается, отвращается себя. Он забывает и не помнит о себе, ради служения Богу, ради служения ближним своим. И, взяв крест, несет его и следует за Христом. А это терпеливое перенесение всех испытаний земных, в том числе и болезней, невзгод, — любых испытаний, — это все крестоношение.
Ведь Христос последовал ради нас — на крест взошел. И нас призывает, чтобы мы шли за Ним, шли к Нему. Чтобы наша жизнь была не какой-то мелочной, когда дни наполнены только мелочными земными заботами. Но чтобы было еще что-то великое, что-то небесное в нашей жизни, хотя бы отчасти, чтобы в некоторой мере это касалось и нас. Не говорим, чтобы полностью и всецело, как некогда святые и великие подвижники посвящали себя Богу. Дабы мы, живя в миру, хоть отчасти не забывали, хотя бы мы нередко, а почасту посещали храм Божий, и молитва домашняя была у нас усердная, и постное время совершали надлежащим образом, и Слово Божие читали, и изучали Евангелие и толкование на него. То есть, чтобы наша жизнь была наполнена духовным содержанием.
Жить не просто так, бесцельно, неведомо зачем. День прошел, человек его прожил... Как он прошел? Для чего прошел? А ведь жизнь — это драгоценность. И время драгоценно. Настолько драгоценно, что потом будут мучительно больно за бесцельно прожитые дни и время.
Поэтому, братие и сестры, взирая на Крест, на древо Креста, будем помнить, какой великой ценой мы искуплены от смерти, от вечной гибели. И какой великой ценой нам даровано Царство Божие, Царство Небесное.
Богу нашему слава, всегда, и ныне, и присно, и во веки веком.
19 марта 2017 года