В д. Гарь Томской области ежегодно с 2004 года проводятся Крестные ходы к местам Томских Михаило-Архангельских старообрядческих монастырей. В предлагаемом материале – впечатления одной из участниц, барнаульской прихожанки, впервые побывавшей на этом крестном ходе в 2010 году.
Всё самое прекрасное происходит в жизни человека, когда он этого меньше всего ожидает, но максимально к этому готов.
Свою статью мне хочется начать именно этими словами по той простой причине, что именно их я привезла с собой из города Томска, куда ездила этим летом на Крестный ход в село Гарь. Хочу честно предупредить о том, что ниже изложены впечатления, чувства и эмоции. Желающие узнать – сколько человек приехало в 2010 году в Томск, сколько священников присутствовало, сколько километров прошли, сколько часов в пути были, могут закончить прочтение на этом месте. По той простой причине, что писалось все это спустя полгода от описываемых событий. В памяти остались не цифры, а чувства.
Начнем, благословясь!
Воспоминания участницы крестного хода
Я никогда не была на подобных мероприятиях и, честно сказать, кроме нашего маленького барнаульского прихода, была проездом только в московском храме, да и то на одной службе. В Томск этим летом я и не собиралась, были уже куплены билеты на отдых в Горном Алтае, но видимо у Господа на мой отдых были другие планы. Получилось так, что первоначальная дата моего отъезда совпала с праздником Преображения, поездка была отложена, а после службы в храме ко мне подошли и предложили поехать в Томск с местной молодежью. Недолго думая, я согласилась.
Опустим дорогу, сборы и прибытие в город, там не произошло ничего интересного.
По приезде на место встречи – храм города Томска, оказалось, что паломники прибыли из разных мест – Новосибирска, Барнаула, Иркутска, Казахстана. То были даже не просто единоверцы и завсегдатаи подобных мероприятий, а зачастую люди, связанные узами кровного родства. Поэтому на первых порах в этой компании я чувствовала себя даже не лишним, а скорее чужеродным элементом. Но постепенно это чувство стало покидать меня: атмосфера способствовала.
Ехали мы до Гари на стареньком дребезжащем автобусе, так получилось, что сидела я рядом с Епископом Силуяном, которому моя чужеродность, наверное, тоже бросилась в глаза, и он стал расспрашивать меня, кто я и откуда. По итогам данного собеседования меня благословили написать статью, что я с Божьей помощью и с настойчивой поддержкой со стороны и делаю.
Встретили, разместили, накормили нас в Гари просто отменно. При всей благодарности к местным жителям, сердце просится сразу перейти к основному – к Ходу.
Встали мы еще затемно, заутреню начали читать в гарьевском небольшом, опрятном храме и продолжали уже в процессе Крестного хода. Шли быстро и уже вскоре вышли из деревни и пошли по проселочной, песчаной дороге к мужскому монастырю.
Каждого чтеца бережно поддерживали за локоть, так как служба не прекращалась ни на мгновение. Привал был только един, и то минут десять. По обеим сторонам простиралась томская тайга. Местные мальчики, успевающие не только идти с нами, но и обежать окрестное пространство, притаскивали грибы, говоря попутно, чей след и какого зверя, где видели. Решив не искушать судьбу, я весь ход старалась держаться ближе к «голове» процессии.
Постепенно окрестный пейзаж стал изменяться – появились болотца, почва становилась более вязкой, и идти в сапогах становилось все труднее. На данном отрезке пути произошел только один достойный внимания инцидент. Мальчик, несущий крест со свечей, решив обогнуть большую лужу, пошел в обход нее под низко наклоненными ветвями дерева и зацепил ими крест, который упал в густую глинистую жижу. Крест был тут же найден и поставлен вовнутрь фонаря, чувство напряжения между священниками промелькнуло, но инцидент был исчерпан и мы пошли дальше. В очередной раз дорога вильнула, и мы вышли на поляну, где стоял трактор с прицепом. С поляны в сторону леса вела едва заметная тропка. Начиналось самое интересное. Дальше мы шли уже по самому сердцу томской тайги, руки касались веток деревьев, листьев трав, ноги проваливались то в густую болотную жижу, то в мох. Постепенно стала накапливаться усталость, меня как новичка постоянно спрашивали «ну как?», «не тяжело?», – я старательно улыбалась, стараясь не думать о том, сколько еще выдержу.
На пути нам встретился затопленный деревянный мост, по которому, полуутопая и держась за поручни, мог пройти только один человек. Именно в этот момент появились первые слабые нотки сомнения в голосах мужчин о том, а туда ли мы вообще идем. Все помнили, что мост был, но не деревянный, а бетонный и без поручней. Данные сомнения никого не остановили, и все пошли дальше. Дорога периодически простиралась по болоту, и кое-кто даже проваливался, зачерпывая воду сапогами. Многие и вовсе шли босиком. Не было видно ни конца, ни края пути, но никто не роптал.
В какой-то момент монотонность происходящего разорвал заливистый лай, нам встретился местный отшельник, живущий круглый год в лесу и промышляющий охотой. Вся наша процессия по одному проходила мимо него, а он, стоя на обочине тропы, смотрел на нас с любопытством и удивлением. Немного погодя, невдалеке от тропинки показался его домик, а рядом с дорогой была сложена небольшая поленница. Помню, меня поразило, что поленья как будто подобраны друг к другу, полешко к полешку.
Люди сосредоточенно шли, силы уже на праздные разговоры никто не тратил, но никто не роптал, даже не смотря на уже явные сомнения в правильности выбранного направления. В какой-то момент служба подошла к концу, и чтецы запели отдельные песни и стихеры. Пройдя еще километра полтора неожиданно, я была в самой голове процессии, нас нагнала собака, а за ней и хозяин – отшельник. Оказалось, он бежал за нами, что бы предупредить о том, что мы сбились с пути и идем напрямую в малинник – логово медведей. Данное известие, наконец, остановило ход, все по одному подошли ко кресту. Кто-то из священников сказал, что если бы упавший крест не нашли, вряд ли бы наше путешествие закончилось бы так мирно.
Мы повернули в обратном направлении. И вот, что особенно странно: если бы подобный инцидент случился в другое время и в другом месте, за «здорово живешь» протопать лишние десять километров – возмущению не было бы предела, и одними словами дело могло бы и не ограничиться. В данном же случае все единодушно решили, что мы были не достойны сразу попасть к монастырю, а должны были доказать свою решимость и готовность попасть на святое место.
Часа через 1,5 – 2 показалась знакомая поляна с трактором, где нас уже изрядно волнуясь, ждал Владыка. Был объявлен привал. Несмотря на дикую усталость, было страшно сесть на землю, по той простой причине, что гарантию о том, что ты поднимешься с нее, ноги давать отказывались. Все попадали на землю, что-то съев, я уткнулась носом в землю и как будто провалилась. Показалось, что прошли считанные мгновения, когда прозвучало «Восстаните!». Самое интересное – все встали и, помолясь, направились уже в правильном направлении, остались только местные жители – им интереснее было пообщаться с Владыкой, который уже второй раз не пошел к монастырю.
Итак, Крестный ход подходил к своему апогею.
Если во время нашей «проверки на вшивость» – дополнительного крюка по тайге, я тихо просила Бога о том, что пора бы уже как-то открыть второе дыхание, ничего подобного – ползла на первом.
Тут откуда ни возьмись, появились силы, ноги перестали гудеть и пошли легче. А в голове, душе и сердце зазвучало «Величай душе моя...».
Когда пришли на место, буквально времени прошло меньше часа. Следов от монастыря на первый взгляд заметно не было. Потом на мои просьбы показать что-нибудь меня подвели к яме явно искусственного происхождения.
Мужчины в это время заменили деревянный крест на дереве: старый подрал медведь. Все это время я пыталась поймать ощущение скорби, холода и пустоты, свойственное кладбищу, либо месту с трагической историей. Но ничего подобного не ощущалось, не покидало чувство спокойной радости. Святые люди, отдавшие свои жизни за веру, не оставили после себя на земле ничего, кроме благости.
Вот так душа и получила глоток невыразимой чистоты и благодати, оценить который мне трудно и спустя полгода, да и дай Бог понять за всю жизнь!
Автор: Елена Тонких
Источник: Журнал Томской старообрядческой общины «София», 2010 г.