Русская Православная Старообрядческая Церковь

Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви

Крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. Какова история крестных ходов? С какой целью они проводятся? Какие традиционные крестные ходы проводятся в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Каковы особенности проведения старообрядческих крестных ходов? Как обеспечивается их организация? Ответы на эти и другие вопросы приводятся в публикуемом докладе Игоря Лапина (РПСЦ). Материал был представлен на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», которая была проведена в Москве 26 января 2016 года.

Староверы несут иконы. Большое Мурашкино
Крестный ход в село Григорово. Фото страницы «РПСЦ Большое-Мурашкино» vk.com/id239734159

1. История крестных ходов в церкви

1.1. История становления крестноходского движения в христианстве

История крестных ходов восходит к ветхозаветным временам, когда евреи торжественно переносили главную святыню – Ковчег Завета. В состав христианских традиций торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в древности. Кроме повсеместных крестных ходов (на святую Пасху и на освящении храма), в церкви существовали крестные ходы и по многим другим духовно значимым поводам.

На Руси крестные ходы были заимствованы от греков и существовали на всем протяжении истории Русской Церкви. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов в последующие времена – начиная от великих русских князей Ярослава I Мудрого, Изяслава I, Владимира Мономаха, переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба.

1.2. История возрождения крестных ходов в РПСЦ

После раскола русской церкви старообрядчество переживало серьёзные гонения со стороны властей. В это нелёгкое время у людей не было возможности свободно организовывать крестные ходы, но, несмотря на это, старообрядцы их совершали. Люди не оставляли традиции, желая укрепиться этим великим делом.

Особый подъем в числе проведённых крестных ходов произошел после исторического события – подписания указа о веротерпимости в 1905 году. С приходом большевиков произошел явный спад активности в этом богоугодном деле.

Но, по воспоминаниям «старожилов», в советские годы, невзирая на отношение коммунистической власти к вере, многие люди продолжали совершать крестные ходы, но уже тайно. Несмотря на то, что это было менее торжественно, люди, сильно рискуя, всё же сохраняли эту традицию.

Большое оживление крестноходского движения произошло с принятием первосвятительского сана митрополитом Андрианом. Владыка видел важность этого движения и всячески поддерживал начинающих.

1.3. Цели и задачи крестных ходов

Основной целью крестного хода является прославление Господа и Его великих угодников, а также молитвенное единение, несение трудностей и оказание милосердия всем нуждающимся.

Задачами же крестного хода являются, в первую очередь, объединение людей для общей молитвы, испытание духа и тела и оставление всего суетного мирского, вознося свои мысли и чувства к Создателю.

2. Крестные ходы в старообрядческой церкви

В России сегодня около 10-ти старообрядческих Крестных ходов.

2.1. Великорецкий крестный ход (проводится с 9-13 августа в г. Вятка, ныне г. Киров)

Наверное, многие слышали о существовании Великорецкого крестного хода из города Кирова в село Великорецкое с 3 по 8 июня, проводимого Русской Православной Церковью. Но не многие знают, что у старообрядцев также существует Великорецкий крестный ход, который проводится с 9 по 13 августа в честь Рожества святителя Николы, что 11 августа, и на память перенесения Великорецкого образа из Вятки в Москву.

Великорецкий крестный ход в г. Киров
Великорецкий крестный ход движется из г. Киров (Вятка), 2009 г.

Старообрядческий Великорецкий крестный ход был возрожден в 2002 году по инициативе и при личном участии владыки Андриана, епископа Казанско-Вятского, позже митрополита всея Руси.

Со времени возрождения крестного хода четко сложился его маршрут. Он состоит из четырех дней пути и одного дня празднования в селе Великорецкое, на месте обретения Великорецкой иконы Святителя Николы в день его Рожества. За четыре дня паломники проходят больше 150 километров.

История Великорецкого крестного хода

В 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николы. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.

Вятчане в 1392 году, узнав о чудотворном образе, убедили жителей Великорецкого, и перенесли образ с берегов реки Великой в город Хлынов, давши обет каждый год возвращать образ на место его явления (в то время и до 1780 года центр вятского края именовался Хлыновом). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Слава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Иоанна IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса.

По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николы, с иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание великорецкого образа святителя Николы.

Сегодня старообрядческий великорецкий крестный ход – это около 300 паломников со всех уголков мира. Это возможность преодоления своих немощей, более 150 километров тяжелого пути по пересечённой местности. Это глубокая молитва и прекрасное пение хоров. Это маленький подвиг, который верующие совершают из года в год.

Великорецкий крестный ход в Вятской области
Великорецкий крестный ход. Возвращение обратно. 2009 г.

2.2. Крестный ход в село Григорово Нижегородской области (из села Большое Мурашкино)

«Рождение же мое в нижегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа» - из жития протопопа Аввакума.

Село Григорово – родина священномученика и исповедника Аввакума, небольшое село Нижегородской области, в котором родился и вырос опальный протопоп.

Большое Мурашкино – большое село, принадлежавшее с 1648 года Глебу Ивановичу Морозову, мужу исповедницы православной веры боярыни Морозовой, в иночестве Феодоры.

5 июля 1991 года в селе Григорово состоялось торжественное открытие памятника протопопу Аввакуму.

Крестный ход. Большое Мурашкино
Крестный ход «По стопам Аввакума» на родину знаменитого протопопа. Фото страницы «Рпсц Большое-Мурашкино»

15 июля 2007 года состоялся первый крестный ход. Он начался от храма во имя священномученика и исповедника Аввакума, что в с. Большое Мурашкино, и завершился у памятника протопопу Аввакуму, в селе Григорово. Это стало доброй традицией. Крестный ход пролегает по лесной дороге и составляет около двенадцати километров.

2.3. Крестный ход Верея – Боровск (Московская обл.)

24 сентября святая церковь чтит память святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой), мучениц княгини Евдокии, Иустины и Марьи. Исповедницы православной веры были заточены в острог, а затем и в земляную яму в центре Боровска, где и были похоронены. В воспоминание подвига мучениц верующие совершают крестный ход к месту их заточения, где сегодня стоит часовня.

Крестный ход Верея – Боровск
Крестный ход из Вереи в Боровск. Фото Виталия Москвичева

2.4. Уральский крестный ход к месту упокоения преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских чудотворцев (пос. Шамары Свердловской обл.)

Братья Константин и Аркадий жили в середине XIX века, принадлежали к часовенному согласию. Понимая, что «без священства нет спасения», присоединились к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. И после этого продолжали они подвизаться в трудах и молитвах в лесной келье. Из злобы и зависти убил братьев местный житель. Произошло это зимой, в конце января. А нашла иноков благочестивая женщина, пришедшая их навестить на Петров день. Почти полгода пролежали они, прикрытые ветками, но тела остались нетленными!

Официальная канонизация преподобномучеников произошла в конце XX века, в 1996 году, после освящения новопостроенного храма в поселке Шамары.

Крестный ход старообрядцев, пос. Шамары
Крестный ход в Шамарах. Фото rpsc.ru

Постепенно сложилась традиция посещать могилу преподобномучеников, находящуюся в 25 километрах от Шамар. По благословению Митрополита Андриана, начался этот Крестный ход.

2.5. Сибирский крестный ход к местам старообрядческих скитов (пос. Гарь)

Начиная с 2004 года, в селе Гарь Томской области проходит Крестный ход от старообрядческого храма с. Гарь до места бывшего расположения знаменитых Томских скитов. Старообрядческие, так называемые Томские, или Михаило-Архангельские, скиты располагались в 200 км от г. Томска. Это был значимый духовный центр, в котором в разные времена проживали выдающиеся деятели старообрядчества. В 1930-е годы монастыри были разорены: часть иноков была убита, часть бежала. В память о подвигах и страданиях за веру предков, к месту основания скитов ежегодно совершается этот Крестный ход, основанный также митрополитом Андрианом.

Крестный ход в Томской тайге к скитам
Крестный ход в Томской тайге к Михаило-Архангельским скитам (Гарь)

3. Особенности старообрядческих крестных ходов

3.1. Старообрядец сегодня: его отношение к крестному ходу (традиционность)

Старообрядчество – это живая история, сохранившаяся до наших дней. Всем известно, что страна, забывшая свою культуру, историю, традиции – обречена на вымирание. У многих сложилось впечатление, что старообрядцы – это люди, живущие глубоко в лесах, отвергающие все средства цивилизации и не идущие на контакт с иноверными. Это по большей части миф, в целом старообрядец сегодня – это тот самый христианин, который жил в далёком 17 веке. Старообрядцы всегда были честны не только перед окружающими, но и перед собой в первую очередь, не шли ни на какие компромиссы ради благ этого мира, не искали царства на земле, а искали Царствия Небесного.

Мы стараемся сохранить изначальную цель этого действа – усердную молитву. Каждый верующий, приезжая на крестный ход, очень рад общению с единоверцами, но приезжает он, прежде всего, помолиться в особой обстановке, пройти духовный путь, сохраняя традиции, которые сложились в церкви.

3.2. Особое отношение старообрядцев к чинопоследованию и строгости в молитве

Как Божественные службы в старообрядческих приходах, так и крестные ходы совершаются чётко по уставу, без каких-либо сокращений и пропусков. Старообрядцы всегда следят за чинопоследованием и порядком в молитве, считая это важным аспектом для спасения души. Ведь святые отцы, имея благодать Божию, составляли службы не для того, чтобы мы их меняли, а для того, чтобы посредством этого каждый мог достичь духовного совершенства.

От этого и происходит строгое отношение к личной молитве, искреннее старание обуздать свои чувства, желания и обратиться к Богу.

3.3. Самоорганизация всех сфер крестного хода

На протяжении более трёх с половиной веков старообрядцы существуют самостоятельно, немного обособленно. Всю организационную деятельность крестных ходов, по всем сферам, общины производят самостоятельно, за исключением вопросов безопасности, когда власти выделяют наряд ГИБДД и спасателей. В остальном члены общины трудятся во славу Божию для того, чтобы обеспечить условия, необходимые для проведения крестного хода и общими силами стараются улучшать эти условия.

4. Трудности в организации

4.1. Питание

В крестном ходе этот вопрос решается благотворительно и питание для паломников совершенно бесплатно. Члены общины также своими силами накануне крестного хода закупают все продукты, готовят еду, которая затем доставляется паломникам на личном транспорте кого-то из прихожан. В целом, питание является большой нагрузкой для организаторов и составляет значительную часть расходов.

4.2. Ночлег

Также остро стоит вопрос с ночлегом, так как все паломники, приехавшие на крестный ход, ночуют на церковной территории и зачастую не хватает палаток для ночлега.

4.3. Медицинская помощь

Вопрос с медицинской помощью также нельзя назвать беспроблемным, так как в колонне не присутствует квалифицированный медик, это слишком дорого. В частности, в 2005 году во время Великорецкого крестного хода преставился приснопамятный митрополит Андриан, внёсший большой вклад в организацию и возрождение всех ныне действующих старообрядческих крестных ходов, медицинская помощь тогда отсутствовала.

4.4. Безопасность

Вопрос с безопасностью касается, прежде всего, дорожного движения. В этом плане дела обстоят в большинстве случаев хорошо. Как правило, выделяется наряд ГИБДД. Но существуют и отрицательные примеры. Так, в 2015 году во время крестного хода Верея – Боровск, на участке в Калужской области наряд не был выделен, не было ни спасателей, ни ГИБДД. Паломники в достаточно большом количестве просто шли навстречу движущимся машинам, а большая часть этого крестного хода проходит именно по автомобильной дороге. И это было весьма небезопасно.

5. Пути решения проблем

5.1. Поддержка со стороны органов власти

Необходима и поддержка органов местной власти, власть может в большей степени способствовать решению организационных вопросов, находящихся в её компетенции.

5.2. Поддержка со стороны государственных структур (ГИБДД, Медицинская служба, МЧС РФ)

При поддержке органов власти необходимо улучшать вопрос с обеспечением безопасности дорожного движения, медицинской службой, так как существуют проблемные зоны в этой сфере.

5.3. Финансовая поддержка

Все вышеперечисленные проблемы сложно улучшить, конечно же, без финансовой поддержки. Поэтому общины часто ищут благотворителей, желающих помочь осуществлению крестных ходов. Если не находят, то организовывают всё своими силами, как зачастую и бывает.

6. Подведение итогов

Подводя итоги, можно сказать, что крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. И мы всеми силами должны стараться сохранить эти традиции и пытаться улучшить условия их обеспечения.


Автор: Игорь Лапин, г.Вятка

Доклад «Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви»,
зачитан на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», проходившей 26 января 2016 г.,
любезно предоставлен сайту altaistarover.ru автором.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете