Храм Божий — это Царство Небесное. Когда мы посещаем храмы Божии, то сподобляемся быть как бы в Царстве Небесном. Ведь ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, — все Силы Небесные присутствуют при богослужении, и Сама Пречистая Богородица приходит сюда и молится за нас. Сама Царица Царства Небесного воздает за нас молитву Господу Исусу Христу, чтобы Господь помиловал нас.
Но Господь и так жаждет нашего помилования, Господь хочет нашего спасения. Когда мы говорим о том, что нам предстоит отвечать за наши грехи, надо понимать, что Господь не жаждет нашего мщения. Он Милосердный, и жаждет именно нашего спасения. Человек создан именно для того, чтобы пребывать в Царстве Небесном, а не пребывать в аду и мучиться в геенне огненной. И поэтому Господь создал человека, чтобы обитать в его сердце.
Царство Небесное создано так, чтобы там пребывал человек и наслаждался в веки вечные блаженством небесным, которое Господь уготовал ему. И мы даже не можем представить, какое там блаженство! А в то же время какая страшная мука в аду — мы тоже представить этого не можем. Потому что это мука, которую не только представить-сказать, но никак нельзя даже вообразить, что это такое! Это очень страшное для человека мучение, и оно будет длиться в веки вечные. Или же нам здесь прожить в грехах и попасть в муку вечную, или послужить Господу.
Но чтобы послужить Господу, надо посещать храм. Не посещая храма Божия, мы находимся в неведении: мы забываем, что над нами есть Господь, и погрязаем в суете. Суета житейская нас как в болото засасывает, а бесы как раз желают этого и подбрасывают нам эту суету: чтобы мы заботились о нашем теле, чтобы мы заботились о наших домах, о нашем богатстве, чтобы собирали тленное богатство здесь. И бесы награждают нас страстями.
Страсти — это наши желания земные: это любовь к богатству, любовь к покою, любовь к неге разной, сластолюбие и гордыня. А когда кто-то пытается сделать нам запрещение или оказать какое-то препятствие нашей гордыне, то в нас рождается и ненависть, и осуждение. Господь дает нам благодать, а мы эту благодать превращаем в страсть. И Господь скажет нам: «Я дал вам талант — где он?» — А нет этого таланта! Мы этот талант уже превратили в страсть, а бес нас так просто уже не может отпустить.
Мы можем исправиться, только если мы одумаемся и придем к Господу, хотя это и тяжело будет, если мы будем подвержены страстям. Страсти — это зачастую насилие над нашим телом и над нашей душой, но мы думаем, что это все наше. Это наши хотения, а мы находимся в рабстве грехов.
Самая лучшая свобода — это рабство перед Господом. А для этого нужно отставить свою волю и идти за Господом. И тогда Господь наградит нас Своей благодатью и Царством Небесным и простит наши грехи.
Окаянные, сколько мы грешим! Разговаривая в храме, мы не осознаем того, что не только любой будничный разговор, но даже слово, вылетевшее в храме, — это хуже сквернословия, произнесенного вне храма. А сквернословие — это страшный грех! Когда где-то допущено сквернословие, то этот дом уже нужно освящать особым чином, простое освящение уже не годится. А если сквернословие допущено в храме — в храме в этом уже служить нельзя, нужно его освящать.
А любое наше пустое слово, сказанное в храме — это уже не только грех против нашего тела и против наших ближних, находящихся рядом с нами, которых мы отвлекаем от молитвы, но это грех еще и против Господа. Стоя пред Царем, мы разговариваем, не почитая Царя.
Кроме разговоров, есть еще и помыслы и мысли. Стоя в храме, мы рассеиваемся: у нас заботы, у нас какие-то проблемы домашние. Но храм для того и нужен, чтобы этих проблем у нас и не было, чтобы мы не привлекали эти проблемы своими мыслями, потому что и мысль — тоже грех.
Если мы соглашаемся с помыслами, которые внушает нам дьявол и всевают его приспешники, то, как Господь сказал, согрешаем, если мы подумаем о чем-то, хотя и не сделаем этот грех. Мы уже подготавливаем себя к этому греху, и помыслы в нас меняются: грех, как содеянное, нами действует.
Так что, православные христиане, наше спасение — в наших руках и в воле Божией. Господь хочет, чтобы мы сами пришли к Нему и спасались. И нет другой более важной цели для человека, живущего здесь на земле, кроме спасения своей души.
Но иногда бывает, что спасение собственной души осуждается другими людьми:
«Как же ты можешь спасать свою душу, когда вокруг такое безобразие? Люди гибнут — надо людей спасать, надо мир спасать!»
Таким образом, предлагается влазить в политику, чтобы как-то наводить порядок в мире. Но мы в мире порядок не наведем, миром уже давно правит сатана, а мы должны спасать именно свою душу. Когда тонет человек, он другого спасти уже не может, разве что других утопит. И поэтому, когда мы спасем себя, мы увидим, как вокруг нас спасаются и наши ближние.
Не осуждая никого, не укоряя никого, а всех принимая такими, какие они есть: Господь их исправит. В наших молитвах мы должны молиться о себе и о них. И любить всех, всех ближних; не важно даже, кого любить, но кто ближе к нам — тех и любить надо. И любить Господа, а Господь нам подскажет, как нам спастись, и как спасутся наши близкие и домашние.
Господь сохраняет город ради верующих в него. Так что сохраняйте свой город и страну свою верой вашей и Господь вам поможет. Если какие-то искушения, теснения и скорби будут у вас — это Господь вам посылает. Поэтому терпите эти искушения и терпите эти скорби ради того, чтобы закалить свою душу: Господь этого желает и Господь этого хочет. Не отчаивайтесь никогда, и всегда молитесь, что бы ни случилось, потому что всё Господь нам дает на пользу нашей души. И наша душа расцветет потом, после этих испытаний. Господь поможет, ибо никогда Господь не дает нам испытаний больше нашей силы. И только тогда, когда мы от Господа отходим, то силы нас покидают. Но когда мы с Господом, то силы у нас крепнут, и мы преодолеваем всё и спасаем душу свою.
Господу нашему слава, всегда и ныне, и присно, и вовеки веком. Аминь.
Проповедь священноинока Саввы Чаловского (Усть-Каменогорск, Казахстан). Сказана в Новосибирске на праздник собора святых Богоотец Иоакима и Анны, в попразднество Рожества Пресвятой Богородицы.
22 сентября 2016 года.