Русская Православная Старообрядческая Церковь

К юбилею образования Томско-Алтайской епархии

К 90-летию образования Томско-Алтайской епархии

Как в дореволюционной, так и современной России, белокриницкая иерархия являла собой крупнейшее объединение среди староверия. Ее возникновение явилось прямым следствием традиционно-репрессивной политики правительства в 1830-40-е гг. в отношении, прежде всего, к переходящему из господствующей церкви священству. Значительное распространение влияния старообрядческой Церкви в России, после того как Божиим смотрением к ней был присоединен митрополит Амвросий и восстановлена трехчинная иерархия, начинается с 1850-х гг. и связано с подвижнической деятельностью Владимирского архиепископа Антония (А.И. Шутова) — позже первого Российского архиепископа. Именно в годы его правления в России было основано двенадцать основных, включая сибирские, епархий.

В 1916 г. за Древлеправославной Церковью числилось 19 епархий, в том числе из сибирских — Пермско-Тобольская, и Томская, Иркутская и Всея Сибири.

Томская (Томско-Алтайская) епархия была образована, как известно, в 1911 г., когда из состава Томско-Сибирской выделили Иркутскую епархию. Возглавил ее епископ Иоасаф (И.С. Журавлев), рукоположенный в январе 1906 г. в епископа Томского и Всея Сибири. Упокоился он в 1921 году, а с 1922 по 1937 г. Томско-Алтайскую епархию возглавлял владыка Тихон (Т.Г. Сухов).

Первоначально в Сибири существовала единая сибирская кафедра. Так, первый сибирский епископ Савватий (С.В. Левшин) значился как епископ «Тобольский и Всея Сибири». Возглавлял он сибирскую кафедру с 1862 по 1882 год. В 1883 г., после избрания Савватия московским архиепископом, на сибирскую кафедру был рукоположен владыка Мефодий (М. Екимов), служивший иереем в д. Выдриха на Алтае с 1864 года. Видимо, уже при нем, около 1887 года, выделяется собственно Томская епархия. В состав ее входили Иркутская, Енисейская губернии, Амурская, Якутская, Забайкальская, Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. После ареста и ссылки епископа Мефодия в 1894 году, в епископы Томско-Тобольской епархии рукополагают священноинока Антония (А. Паромова). А в августе 1899 года в связи с переводом его на Пермско-Тобольскую епархию, в сентябре того же года в епископы рукополагают игумена одного из томских скитов Феодосия. Хотя до 1904 года Томская епархия считалась вдовствующей, епископ Феодосий возглавлял ее с 1904 по 1905 гг. (решение принято на Освященном Соборе в Гомеле в 1904 г.) — до того как принял схиму. Всего Томско-Сибирскую, а затем, выделенную из нее Томско-Алтайскую епархию, в период с 1862 по 1937 гг. возглавляло шесть епископов. К ним, пожалуй, можно отнести и епископа Герасима (бывшего Вятского), упокоившегося на Алтае в 1897 году.

Съезд старообрядцев. Томско-Алтайская епархия. 1911 год
Съезд старообрядцев Томско-Алтайской епархии в г. Барнауле 10-12 июня 1911 года

Томско-Алтайская епархия существовала в границах Томской губернии. Всего в нее входило пять благочиний с общей численностью приходов к началу 1920-х годов — 19 228 человек (данные приводятся по отчету епархиальной финансовой комиссии на 1924 год).

По всей епархии существовало 45 приходов, из них 33 — на территории теперешнего Алтайского края (отдельные источники называют 34 прихода). Поэтому, с 1913-14 гг. неоднократно ставился вопрос о переносе епископской кафедры из Томска в Барнаул, но решить его, из-за начавшейся первой мировой, а затем гражданской войны, не представилось возможным. В «Наказе» делегатам от барнаульской общины на очередной епархиальный съезд 1924 года упоминается и другая причина разделения епархии — «скудость сотрудников на духовно-просветительской ниве», в то время как Алтай, по мнению составителей «Наказа», представлял собой «непочатое поле работы» с самыми разнообразными «плевелами». Решение о разделении епархии примут на епархиальном съезде 1924 года. Съезд примет решение о разделении Томско-Алтайской епархии на две самостоятельных: Томскую и Алтайскую епархии. Освященный собор 1925 г. подтвердит решение съезда. Алтайский округ выделят в отдельную епархию с правом выбора кандидата в епископы. Алтайские общины, наиболее влиятельная Барнаульская, будут настаивать на переводе в Барнаул прежнего епископа — Тихона, но вопрос этот не будет решен, а на рубеже 1920-30 гг., в связи с массовым закрытием приходов и репрессиями, окончательно прерван.

Как отмечалось выше, одной из форм управления и организации общинно-епархиальной деятельности были съезды. Насколько нам известно, первый в нашей епархии съезд прошел в Барнауле в июне 1906 года. В последующем они проводились регулярно, практически ежегодно, до 1928 года. Организацию и проведение большинства сьездов в силу различных причин брал на себя Барнаульский приход. Исключение составили епархиальные съезды 1907, возможно, 1908 и 1924 гг., прошедшие в Новониколаевске. Материалы первого съезда нам пока не известны. Как говорилось в прошении, поданном первым (?) настоятелем Новониколаевской общины о. Петром Черемухиным, съезд 1907 года носил статус «общесибирского». Съезд должен был продлиться от 3 до 5 дней, в доме общины по улице Семипалатинской. На съезде намечалось рассмотреть два самых общих вопроса: 1) «обсуждение чисто духовных нужд старообрядческих общин» и 2) изыскание средств на устройство начальных школ для детей.

Последующие съезды будут проходить с более подробными, более развернутыми программами. Например, в программу Барнаульского съезда 1914 г. вошло 12 вопросов, в том числе о необходимости начетчиков в Сибири, об изыскании средств для содержания епископа, его резиденции, об утверждении устава старообрядческого благотворительного и просветительского общества в Сибири, утверждении устава епархиального старообрядческого общества трезвости, о ведении книг церковной документации и метрических книг, о епархиальных нуждах, вопросы о школах, пении, христианских обычаях, разностях в богослужении и другие.

На съезды 1917-19 гг. во многом был наложен отпечаток общественно-политической активности старообрядчества. Так, одновременно с 5 епархиальным съездом, прошедшим в Барнауле в июле 1917 г, прошел краевой съезд старообрядцев всех согласий, с общим числом делегатов от поповцев, беглопоповцев и беспоповцев около 100 человек. В программу съезда вошли вопросы о государственном строе, об отношении к войне, о выборах в Учредительное собрание, земле, «займе свободы». Очередной съезд старообрядцев Томско-Алтайской епархии, прошедший в Барнауле в сентябре 1918 г., вынес решение сплотиться «на общественной, политической и просветительской почве», принял решение о начале подготовки к предстоящим выборам во всероссийские и всесибирские учредительные собрания. Для этого был сформирован центральный исполнительный орган старообрядцев всех согласий. Этот же съезд принял решение об издании журнала «Сибирский старообрядец». Одной из своих задач журнал ставил служение «христианской вере и укреплении ее истин». На съездах активно обсуждались культурно-просветительские вопросы, вопросы объединения со старообрядцами других согласий, оказывалась помощь воюющей армии, создавались детские приюты для детей-сирот, кружки старообрядческой молодежи.

Как можно заметить, в этот сложнейший для страны и старообрядчества период, усилия были во многом направлены на просветительскую деятельность. Успешно читались лекции перед самыми искушенными аудиториями в ряде сибирских городов: о вере и науке, о человеке и религии, христианстве, о грядущих судьбах России и Европы. Но не оставлялось главное — работа, направленная на духовно-нравственное оздоровление приходов. Можно считать, что во многом эта деятельность была успешной.

Учитывая богатейший опыт епархиальной и общинно-приходской деятельности наших предшественников, лишь частично отраженный в данной статье, отметим, что нам, современному поколению старообрядцев, есть с кого брать пример и к чему стремиться. Само время, весь жизненный ритм, требуют от нас максимальной отдачи душевных и физических сил, из чего и должна складываться жизнь христианина. Как никогда, требуется единомыслие пастырей и мирян, епархиального центра, общин и приходов. Не исключено, что мы стоим на пороге дальнейших мировых потрясений, и как встретим их, зависит уже сейчас.

Автор: Н.А. Старухин,
к.и.н., научный сотрудник Сектора археографии и источниковедения
Института истории Сибирского отделения РАН

Источник: Епархиальный церковно-общественный журнал «Сибирский старообрядец», №7 (28) от 7 января 2002 г.
Томско - Алтайская епархия, статья написана автором специально к её 90-летнему юбилею.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете