Две тысячи лет человечество живет по новому летоисчислению. Начало этому исчислению, начало новой жизни, нового сознания людей положило христианство. Явление это было настолько значимым, что люди по-новому осмыслили свое бытие. Новые идеалы повлияли на все стороны жизни человека. Формируется новая философия, культура, искусство. Следствием нового христианского сознания стала главенствующая роль церковных видов искусства в жизни христианского общества.
Исследуя материалы по истории церкви и истории искусства, можно представить картину развития музыкального творчества христианских народов, в том числе и славянских. Знаменный роспев приходит на Русь вместе с крещением из Византии в X веке, как музыкальная диатоническая система, основанная на древних ладах. Постепенно совершенствуясь, мелодии тетрахордов этих ладов образовали стройную систему осмогласия. К концу VII века она приобретает разработанный и законченный вид благодаря трудам церковных песнотворцев, в том числе св. Иоанна Дамаскина.
Знаменный роспев — пение мелодически одноголосое. Вопреки языческим церемониям, которые сопровождались игрой на музыкальных инструментах, христианская церковь установила принцип исключительно вокального исполнения. Св. Климент Александрийский говорил:
«Мы в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (логосом), а не псалтырью уже, какая иудеями в Ветхом завете употреблялась, и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой, которые обычно употреблять людям военным, но к коим прибегают и презрители страха Божия…»
В Древней Руси знаменный роспев широко распространяется с X века. Не претерпев особых изменений в первые три столетия, он подвергся не совсем удачному реформированию в конце ХIV века, что впоследствии вызвало много споров и исправлений. К концу XVII века основные споры по поводу церковного пения разрешаются в пользу упорядочения и благочиния службы. Раскол, последовавший в ходе церковной реформы, привел последователей «новин» к утрате традиций знаменного роспева.
В обиход стало входить пение партесное, заимствованное из Малороссии и католической Польши.
В среде старообрядцев знаменный роспев сохраняется в традициях православной соборности. Он плотно входит в жизнь и быт человека и занимает важнейшее место в религиозной душе наряду с иконописью, литургикой, Священным Писанием. Немалые усилия прилагались старообрядцами в области просветительства, концертной деятельности, повышения уровня образования в своем обществе. К сожалению, после октябрьского переворота 1917 года знаменный роспев, наряду со всеобщим церковным культурным наследием, оказался чуждым новой идеологии. И до сего времени лишь немногие исследователи отечественной музыки посвящали свои труды древнему пению.
В образовательной системе нашего государства знаменный роспев также занимает незавидное место. А ведь все православное искусство, как творчество соборное, особенно в последнее время является объектом внимания российских и зарубежных историков, археографов и музыковедов. Возможно, пришло время по-новому отнестись к проблеме изучения церковного знаменного пения и поставить его на достойный уровень в ряду дисциплин музыкально-теоретического цикла. Ибо это есть древнейший вид музыкального искусства, фундаментальная основа, на которой возникла вся отечественная музыкальная культура.
Автор: А.Н. Емельянов,
г. Бийск, Русская Православная Старообрядческая Церковь.
Источник: Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. — Новосибирск, 1997. — 196 с.