Русская Православная Старообрядческая Церковь

Из истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви

Из истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви (к 90-летию строительства)

В очередной раз обратиться к истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви заставил юбилей ее строительства, удивительным образом совпавший с 90-летием образования Томско-Алтайской епархии. История ее – это, прежде всего, история барнаульской общины, в которой как нельзя полно отразилось непростое бытование по бурным волнам житейского моря старообрядческого движения. История же общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви. Первые сведения о ней следует отнести к 1850-60 гг., когда появляются доносы новообрядствующих иерархов на заподозренных в «оживленной агитации в пользу раскола» старообрядцев, обосновавшихся к этому времени в Барнауле, о первых священниках белокриницкой иерархии, образованной незадолго до этого. Существование общины, при давлении как светских, так духовных властей, в определенной степени было возможно благодаря организаторской и финансовой поддержке со стороны «капиталистых» старообрядцев: Афониных, Черкасовых, Волковых. Да и основание прихода, его деятельность, во многом будет связана с именами этих представителей купеческих фамилий.

Крестовоздвиженская церковь в Барнауле. Начало XX в.
Крестовоздвиженская церковь в городе Барнауле. Начало XX века.

К концу 1890-х гг. Крестовоздвиженская община уже достаточно крепко стояла на ногах. Около 1897 года, неподалеку от будущей церкви, был выстроен двухэтажный дом. В верхнем этаже дома устроили моленную, возможно, с походным алтарем, внизу — квартиру для священника. Первым священником, насколько известно, был о. Степан Шумихин, наезжавший из находившейся недалеко от Барнаула д. Полковниково. Первым постоянным священником станет барнаульский мещанин о. Антоний Пучков, а с 1912 года станет служить о. Иаков Чучалин, происходивший из крестьян д. Н-Каянчи, и служивший до этого епархиальным диаконом.

Легальная жизнь общины станет возможной только после выхода Императорского указа «О началах веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и указа Сената «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 года. Решение о регистрации общины будет принято на одном из общинных собраний в 1907 г., тогда же — решение о постройке каменного храма во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм будет заложен через два года — в 1909 году. К сожалению, пока можно считать утерянной проектную документацию, неизвестно точно и имя архитектора. Единственное на сегодняшний день свидетельство о постройке церковного здания, построенного в основном в 1911 г., содержится в «Перечне храмов, построенных старообрядцами за 1905-1914 гг.». Указанный перечень опубликовали в качестве приложения в книге известного старообрядческого писателя и публициста И. А. Кириллова «Правда старой веры» в 1916 году. В «Перечень», за исключением храмов Москвы и Петербурга, выстроенных к указанному году, вошло более 400 старообрядческих церквей. Крестовоздвиженская церковь была одной из них.

Надо сказать, что 1911 год не явился годом окончательной постройки Крестовоздвиженской церкви. Во-первых, сказывалась нехватка средств. Ведь старообрядцы всегда исходили из своих собственных ресурсов и возможностей. Во-вторых, немалую часть средств община тратила на организацию общинной и епархиальной деятельности (к указанному периоду Барнаульская община станет одним из ведущих общинно-епархиальных центров). Так, поднятие крестов состоится только в мае 1915 года, а спустя почти полгода — в декабре — храм будет освящен. Редкая по красоте и боголепию служба состоялась 13 декабря, при огромном стечении народа (только в барнаульском приходе в это время числилось более 600 человек). Освящение храма совершил епископ Томско-Алтайский и Минусинский Иоасаф (Журавлев), в сослужении 8 священников. После литургии были провозглашены «многолетны» «царствующему дому», российскому воинству (шла война), создателям и благотворителям храма. По древнему русскому обычаю настоятель храма о. Иаков (Чучалин) вручил икону Спасителя К. А. Волкову, возглавлявшему строительную комиссию.

Крестовоздвиженская церковь в Барнауле. Поднятие колоколов. 1915 год
Поднятие колоколов. 1915 год.

Как говорилось выше, Барнаульская община быстро становится одним из ведущих старообрядческих центров. Так, практически все известные нам епархиальные съезды проходили в Барнауле. Неоднократно поднимался вопрос и о переносе епископской кафедры — образованной в 1911 году Томско-Алтайской епархии — из Томска в Барнаул, бывшем в это время одним из благочиний. Однако этому помешали общественно-политические катаклизмы 1920-30-х годов.

Здание церкви окончательно конфискуют в начале 1938 года. Конфискации предшествовали массовые расстрелы священства и прихожан общины. Кроме самого церковного здания, общине принадлежала и бывшая моленная, располагавшаяся по ул. Подгорной — Мамонтова, 61 (церковь находилась по той же улице под № 81). До конфискации в этом помещении размещалась церковная начальная школа, какое-то время — редакция журнала «Сибирский старообрядец», выходившего в Барнауле в 1918-19 годах. Отметим, что фактически своим имуществом, а к 1930-м годам здание церкви вместе с внутренним убранством оценивалось в 9882 рубля, община не распоряжалась уже с 1924 года, когда по договору, «заключенному» с Административным Отделом Алтайского губисполкома, церковное здание сдавалось в «бессрочное бесплатное пользование с богослужебными предметами».

Так случилось, что церковное здание, ставшее, по выражению писателя А. М. Родионова, на «пути социалистического трамвая», не стало ни архитектурным, ни историческим памятником. Но благодаря тем людям, которых помнили церковные стены, деятельность которых так значима для старообрядчества, оно было и остается памятником — благодарной молитвенной памяти, памяти несокрушимого человеческого духа…

В настоящее время духовной преемницей бывшей Крестовоздвиженской общины является община Крестовоздвиженско-Покровская. В строящемся общиной храмовом комплексе запланировано строительство двух церквей — Покровской и Крестовоздвиженской. Название их более чем символично для старообрядчества. В первом — упование на заступление Богородицы — «Царицы Небесной», домом которой является Русь, во втором — вера в Крест Христов — «хранитель всей вселенной», «красоту церковную», наследницей которой являлось и является старообрядчество.

Автор: Николай Алексеевич Старухин.

Источник: Епархиальный церковно-общественный журнал «Сибирский старообрядец», №7 (28) от 7 января 2002 г.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете