Русская Православная Старообрядческая Церковь

«Поэзия русского старообрядческого костюма» от Марины Сигаревой в Барнауле

«Поэзия русского старообрядческого костюма» — так можно назвать показ традиционной обрядовой и праздничной одежды староверов Алтая, который состоялся в Неделю сыропустную 26 февраля в нашей барнаульской общине.

Подготовила и провела показ Марина Николаевна Сигарева, знаток русского костюма и певчая одного из клиросов нашего храма. Много лет она исследует одежду, которую носили наши предки. Коллекция костюмов, которая была представлена, изготовлена её руками и руками её учениц.

Марина Сигарева рассказывает о костюмах староверов в Барнауле
М.Н. Сигарева (слева) рассказывает о костюмах

Рассмотрим нашу русскую одежду: не правда ли, проста и хороша?

В основе любого костюма лежит представление о красоте. Как мы знаем, создателями, носителями и хранителями народного костюма были крестьянки, поэтому русский костюм тесно связан с крестьянской жизнью, с её совместным трудом, радостью праздников, торжественностью богослужений. По костюму можно было определить, кому он предназначен: молодой женщине или старой, а может и девице. В костюме просматривалось и социальное положение владельца.

О каждой детали одежды много и увлеченно рассказывала Марина Николаевна. Например, о платке, который был частью сложного головного убора, о его основе – шашмуре (шамшуре или кичке), которая должна была прикрывать заплетённые волосы. Поведала мастерица и о другой отличительной черте костюма — богатой отделке. Рукава рубах закладывались в мелкие складки, которые закреплялись яркой полоской ткани, декорировались богатой вышивкой. Сарафаны, фартуки и нарукавники также украшались всеми известными способами. Рассказала Марина Николаевна и о крое мужских и женских рубах, тканях, из которых шили сарафаны, некоторых техниках, применяемых при изготовлении этих изделий.

Традиционный костюм старообрядцев
Традиционный костюм старообрядцев
Девичьи костюмы старообрядцев
Девичьи костюмы
Народные платья староверов Алтая

Неотъемлемая часть русского костюма — пояс. Он, наравне с крестом, говорит о принадлежности к православному миру. У русских не принято было находиться без пояса даже дома. В настоящее время пояс как принадлежность русского костюма, надеваемого на церковную службу, сохранился только у старообрядцев. В представленной коллекции пояса, разнообразные по цвету, рисунку и размерам, гармонично сочетались со всеми продемонстрированными комплексами.

Марина Николаевна показала нам моленный костюм алтайских старообрядцев, который состоял из белой рубахи и темного сарафана, что создавало строгий, исполненный предельной сдержанности образ. Платок в церковь женщины надевали «в роспуск»: подворачивали кромку и закалывали на булавку.

Наши девицы, облаченные в повседневную одежду наших прабабушек, выглядели очень величественно. Они показали разные типы сарафанов, рубах и головных уборов, а ведущая рассказала об их особенностях.

Свадебный женский костюм
Свадебный женский костюм

Интересным показался свадебный женский костюм. Все в нём было гармонично и торжественно. Необычной деталью явилась ряска – шейное украшение, сделанное из бисера. Это красивое изделие выполнено мастером по традиционной одежде Куликовой Т.Ю.

Костюмы замужних старообрядок отличаются от ансамблей девиц: их комплекты более закрытые, головные уборы более сложные, по-особому повязаны платки.

Женский костюм старообрядок Алтая
Женский старообрядческий костюм (Алтай)

Также были представлены: городское повседневное платье и мужские костюмы.

Несмотря на то, что костюмы наших алтайских старообрядцев чрезвычайно колоритны, многокрасочны, богаты узорами и орнаментами, смотрятся они гармонично и цельно. В них и привлекает эта нарядность, пышность, необычность, душа. Видишь: здесь играет важную роль и цвет всего комплекта, и колорит костюма, специфически выбранный особым образом  и подходом. В свою очередь, это налагает на носителя такой одежды определённые обязанности. Человек ведёт себя в нём по-другому: уверенно, спокойно, сдержанно.

Показ костюмов старообрядок Алтая
Показ костюмов

Такое мероприятие очень полезно для каждого человека, оно формирует чувство сопричастности к культурному наследию своего народа, уважение к истории своего края, не говоря уже о том, что знания о русском костюме расширяют кругозор и развивают эстетический вкус.

Много хороших слов прозвучало в адрес мастера по изготовлению традиционной одежды М.Н. Сигаревой. После показа выступили отец Никола Думнов, Алексей Афанасьевич Синельников, Александр Константинович Холмогоров.

А.К. Холмогоров, А.А.Синельников, протоиерей Никола и Марина Сигарева с участниками после показа костюмов в Барнауле
После показа русского народного костюма

Выражаем искреннюю благодарность Марине Николаевне и низко кланяемся за её труды.

Автор: Татьяна Лапушкина


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете