Русская Православная Старообрядческая Церковь

Второй семинар в рамках 400-летия протопопа Аввакума прошел в Барнауле

В четверг, 24 сентября, в стенах Алтайского государственного института культуры (АГИК), состоялся семинар «Константы древнего православия. Богословие в красках: древнерусская иконописная традиция в творчестве алтайских иконописцев».

Это вторая тематическая встреча в юбилейный год 400-летия протопопа Аввакума под руководством отдела организации научно-исследовательской работы АГИК и аккредитованного на базе института клуба ЮНЕСКО «Культурное наследие Алтая» (напомним, первый семинар по теме внебогослужебного духовного пения прошел 28 февраля текущего года – прим. ред.).

На семинаре по алтайской иконописи
В начале семинара

Каноническая иконопись: краски вместо слов, образы вместо картин, дух вместо плоти

«В рамках этого знаменательного события для всей России и тех, кто проживает за рубежом, исповедуя старообрядчество, мы проводим серию юбилейных мероприятий, дабы присоединиться к празднованию этой важной даты», – открыла мероприятие Елена Полякова, профессор кафедры музеологии и туризма АГИК, президент клуба «Культурное наследие Алтая».

«Кто посмотрит на нас с той стороны иконы, чему Он нас вразумит, на какие благие мысли настроит? Как происходит таинство открытия иконы, как она несет свой свет в мир и свою мудрость? Как иконописцы создают свои уникальные шедевры? Чем отличается старообрядческая, каноническая иконопись от других видов иконописи?», – пожалуй, это те основные вопросы, с которыми пришли участники семинара, и которые огласила Елена Полякова.

Заглавный слайд семинара по алтайской иконописи
Заглавный слайд семинара. Фото автора

Протопоп Аввакум является для православных христиан, и в особенности старообрядцев, хранителем древних традиций, в том числе в таком богоугодном ремесле как иконопись. Относительно икон священномученик Аввакум наставлял: «И всякой иконе, не-подобно написанной, кланятися не подобает. А еже на бумаге, или на холсте, образ Спасов или пречистые Богородицы написан подобно – подобает кланятися»[1].

В середине XVII столетия произошло «раздвоение» русского церковного искусства. В те времена взамен иконы канонического письма, которая существуют у старообрядцев, были случаи проникновения на российскую землю иконы Запада, католической, ее еще называли иконой академического письма.

Ревнители древнего благочестия выступали против живописных нововведений, хранили и почитали «дораскольные» иконы, оберегая «тонкость древнего письма», любые изменения в котором были для них сродни святотатству.

Выступает отец Никола, Барнаул
Выступает протоиерей Никола

«Протопоп Аввакум был против икон неканонических, категорически заявлял, что такая икона абсолютно противоречит всем правилам, поскольку она изображает человека во плоти вместо «духа человека», – отметил настоятель барнаульского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Никола.

Для Аввакума не было сомнения, что западные влияния на русскую иконопись представляют собой влияние изобразительного искусства совершенно иной, отличной от неё не только художественной традиции, но и духовной природы.

Мы видим подвиг протопопа Аввакума и его последователей еще и в том, что находясь в тяжелейших условиях, таких как ссылка, они сохранили и распространили бесценные книги и иконы. Помимо минимума самых необходимых вещей и священномученик Аввакум, и другие старообрядцы, ссылаемые в Сибирь, всегда с собой брали иконы, которые бережно хранили и передавали на сохранение потомкам.

«Можно с полной уверенностью сказать, что благодаря христианским ревнителям, протопопу Аввакуму, его последователям — старообрядцам, до нас сегодня дошли многие иконы. Заслуга Аввакума в этом велика», – продолжил о. Никола.

В конференц-зале АГИК
В конференц-зале института культуры

И сегодня в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК) находятся более 500 произведений православного искусства, из них чуть более 300 – это произведения, выполненные в технике темперной и масляной живописи. Немалую часть этого собрания составляет икона.

Большой вклад в становление и развитие иконописи в Сибири внес выдающийся алтайский иконописец Викул Федорович Балыкин. Исследование творчества этого иконописца началось в 1993 году, когда жена старшего сына иконописца передала в ГХМАК большую икону «Троица Новозаветная». В течение последующих лет в музей поступило множество произведений автора, в основном бытовавших на территории Залесовского района Алтайского края.

Иконы Викула Балыкина
Иконы алтайского иконописца-старообрядца В.Ф. Балыкина. Фото автора

Открыла имя мастера широкой общественности и занималась изучением его творчества специалист по древнерусской иконописи Людмила Красноцветова.

В дальнейшем об иконописце Балыкине мы узнаем от других исследователей, таких как кандидат исторических наук, краевед, архивист, генеалог Борис Бабарыкин, деятельность которого сопряжена с изучением жизни старообрядческих общин Томской губернии.

Генеалог Борис Бабарыкин
Б.В. Бабарыкин

Борис Бабарыкин обратил внимание участников семинара на том моменте, что сегодня имеются отрывочные сведения о семье Балыкиных, их жизни в с. Шмаково Залесовского района Алтайского края, и в этом направлении есть большой задел для дальнейшего изучения биографии иконописца, его семьи и сподвижников.

Представители семьи Балыкиных стали заложниками эпохи, жертвами репрессий и, как следствие, лагерной жизни за неприятие коллективных форм собственности по религиозным основаниям. Множество других обвинений и антисоветских ярлыков обрушилось на головы Балыкина-старшего и его сыновей.

И в этих жизненных мытарских условиях иконописец творил свои работы, сохраняя веру в Бога, в христианский образ жизни и старообрядческую общинность.

Антон Клубков, старший научный сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края, отмечает, что «у иконописца Балыкина иконы отличаются строгой каноничностью, традиционностью. Почти во всех иконах мы наблюдаем рисованный ковчег (примечание автора – в иконописи – углубленное среднее поле на лицевой поверхности иконной доски).

Наиболее часто встречаемые сюжеты в иконографии автора – образы Богоматери, прежде всего, Знамение, Богоматерь Казанская, Богоматерь Феодоровская; образы Николы Чудотворца, Господа Вседержителя; Георгия Победоносца и архистратига Михаила».

Выступает представитель художественного музея АК
Выступает А.А. Клубков, представитель ГХМАК

Таким образом, исследователям творчества Викулы Балыкина удалось проследить авторский стиль иконописца и выявить атрибутивные критерии, по которым можно было идентифицировать его письмо. Антон Клубков также рассказал участникам семинара о других особенностях иконописных материалов, о технике письма, стилистике в работах алтайского иконописца.

Ознакомиться с работами Викулы Федоровича Балыкина, с творчеством авторов других культурных центров иконописи, а также с экспонатами т.н. «народной иконы», можно на выставке «Православное искусство земли Алтайской», которая откроется 9 октября 2020 года в Государственном художественном музее Алтайского края.

Студенты АГИК
Студенты

С темой иконописи неразрывно связан и другой вид искусства – зодчество. Именно с храма начинается жизнь любого христианина и знакомство с основами вероисповедания, начинается духовная жизнь через Таинства и общинность.

История старообрядческих храмов России, и в частности Томской губернии, – это одновременно и большая радость, и большая скорбь. XX век явил нам расцвет храмового строительства и одновременно безумие их уничтожения.

К обсуждению темы старообрядческого культового зодчества присоединился в онлайн-включении Константин Иванов, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания СОШ № 32 г. Белово (Кемеровская область). Он представил участникам проекты храмов и молитвенных домов старообрядцев начала XX века и рассказал об особенностях утверждения проектов культовых сооружений, сборе средств на храмы через пожертвования со стороны староверов.

В тот период на строительство храма собирали, как говорится, всем миром. В этом и реализовывался принцип общинности и христианской взаимопомощи.

Тему храмового строительства и убранства старообрядческой церкви продолжила историк-краевед, архивист Татьяна Мальцева, которая отметила, что «начало XX века – это поистине золотое десятилетие старообрядчества, которое вылилось в том числе в шедевры архитектуры».

Выступает Мальцева Т.Г.
Выступает Т.Г. Мальцева

Известно, что в Сибири до октября 1917 года было построено свыше 140 старообрядческих церквей. В Барнауле в начале века существовал только один старообрядческий Крестовоздвиженский храм (храм во имя Воздвижения Креста Господня), который находился в исторической части города. В заметке, посвященной освящению храма, говорилось: «Сбылась заветная надежда барнаульской общины, к которой она стремилась много лет. Храм построен...» (см. работу И.В. Куприяновой «Иконостас старообрядческого Крестовоздвиженского храма в Барнауле» — прим. ред.).

Татьяна Мальцева обратила внимание на архитектурные особенности храма и его внутреннее убранство. Фасады Крестовоздвиженского храма были эклектичны, т.е. сочетали в себе элементы византийской и древнерусской храмовой архитектуры. Особое место и особая роль были отведены иконостасу, который был сооружен в 1914 году. Для его наполнения было заказано 59 икон у известнейших российских мастеров того времени.

К сожалению, в связи с уничтожением храма, (а произошло это в 1967 году), многие иконы пропали, некоторые, очевидно, разошлись среди прихожан.

Семинар по иконописи
На семинаре

Сегодня трудами исследователей, реставраторов шедевры иконописи обретают «вторую жизнь».

Как справедливо отметил реставратор, коллекционер, директор антикварного магазина «Русская старина» Сергей Москвин: «Благодаря реставраторам середины XIX века мы увидели иконы Рублева, и узнали о творчестве других иконописцев».

Выступает Сергей Васильевич Москвин
Выступает С.В. Москвин

В большинстве случаев иконы попадают в руки реставраторов в плачевном состоянии, например, когда живописный слой сохранился, а доска, основа иконы, уже рассыпается.

Как считает Сергей Москвин, многие иконы, безусловно, требуют реставрации, но следует соблюсти несколько важных принципов – не навреди, не добавь и не убери.

Баумтрог Наталья подводит итоги семинара
Н.Н. Баумтрог подводит итоги семинара. На линии К. Иванов. Фото автора

Подводя итог мероприятию, Наталья Баумтрог, кандидат филологических наук, научный редактор отдела организации научно-исследовательской работы АГИК, резюмировала:

«На семинаре неоднократно звучала мысль, что XX век «катком» прошелся по иконописной традиции, из-за чего она оказалась прерванной. Впереди и перед исследователями, и реставраторами стоят задачи по сохранению и поддержанию культурного наследия, которое имеется в музеях, в частных коллекциях. А наша задача – изучать эти вопросы, и передавать молодому поколению информацию посредством подобных семинаров».

Общее фото участников семинара
После семинара

Участники из числа студентов профильных направлений, научной и преподавательской среды, представителей Покровской старообрядческой общины г. Барнаула поблагодарили организаторов за проведенное мероприятие и выразили надежду встретиться на третьем семинаре цикла, который будет посвящен духовной литературе.


1. «Памятники истории старообрядчества XVII века», кн. 1 // вып. 1; Л., 1927.

Автор: Елена Боброва

Telegram
Подписывайтесь на канал «Алтайский старообрядец» в мессенджере Телеграмм.
Комментарии
Старообрядчество в интернете
HotLog