В четверг 22 сентября 2016 г., в попразднество Рожества Богородицы, в Новосибирске состоялся ряд певческих старообрядческих мероприятий. В этот день ранним утром была отслужена праздничная литургия Собору святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы Марии. Богослужение возглавил протоирей Михаил Задворнов, в сослужении четырех священников. По ее окончании священноинок Савва (Чаловский) произнес проповедь на событие дня и напомнил собравшимся о пользе посещения храма, смысле жизни христианина и борьбе со страстями.
Описываемый четверг был не менее насыщенным днем, чем день предыдущий, в который проходил престольный праздник новосибирского собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. А именно, в этот день были проведены певческий круглый стол и семинар с вечером духовного пения, а также епархиальное совещание.
Певческий семинар
Сразу после обеда с участием гостей и местных клирошан, певцов, чтецов и даже священнослужителей состоялся церковно-певческий семинар, посвященный практическим вопросам клиросной деятельности и гимнографическому разнообразию богослужебных жанров.
Кроме новосибирцев, семинар посетили гости из Томска, Новокузнецка, Барнаула, Красноярска, с. Залесово Алтайского края и Усть-Каменогорска. Начался семинар с практической части, включившей в себя выступления представителей от приходов и последующие краткие обсуждения сообщений. Как подтвердила беседа, на местах в каждом из приходов в богослужебно-певческой стороне церковной жизни есть какие-то свои особенности, а также поле для дальнейшей работы по развитию или же совершенствованию пения. Выступавшие поделились текущим состоянием и рассказали об имеющихся проблемах. Вместе с другими участниками, включая ведущего, Александра Емельянова, по большинству случаев были предложены пути решения, одобрены сделанные шаги, а также сообразно целям проговорены причины для дальнейшей работы на ниве церковного пения, в особенности с молодежью.
Было отмечено, что это уже не первый такой семинар: подобный, но с более широкой географией представителей проходил два года назад осенью 2014 года.
Среди проблем была высказано недостаточное желание заниматься церковным пением среди детей, на что было рекомендовано проявлять твердость и последовательность в учебных занятиях, насколько позволяет послушание молодых. Из стимулов участия в певческом деле детей были названы пение на клиросе и выступления детских хоров (например, на Рожество или другой приходской праздник).
Неоднократно в высказываниях разных участников звучала мысль, что большую роль в живом участии детей играет воскресная школа. Будь то пение, чтение, разбор Священного Писания и житий святых, — все это идет на пользу. Происходит общение не только детей между собой и с педагогами, но и родителей, которые также объединяются и проводят свои, взрослые занятия.
В рамках теоретической части на семинаре был заслушан доклад историка-востоковеда Алексея Муравьева о православной гимнографии, творцах литургических песнопений и гимнографическом каноне. Ученый выступил по онлайн-каналу дистанционно. В кратком рассказе докладчик рассказал, в частности, о древних церковных гимнах (песнях) и поэтических формах: «Свете Тихии», антифонах, кондаках, Великом каноне, песнях-ирмосах и т.д.
По высказыванию А.В. Муравьева, «Церковное певческое наследие разнородное, претерпевшее значительные изменения».
В тот же день священноначалием епархии Новосибирской и всея Сибири было проведено епархиальное совещание, на котором были рассмотрены текущие вопросы жизни приходов епархии.
Концерт «Певческое наследие»
Вечером состоялся духовный концерт, названный «Певческое наследие» и анонсированный как историко-этнографический. Концертное выступление состоялось в концертном зале Новосибирской специальной музыкальной школы-колледжа (НСМШ). Программа вечера включала в себя различные образцы знаменного распева и духовные стихи.
На концерте выступили Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, под руководством Александра Емельянова, и фольклорный ансамбль «Полынь», руководимый Тарасом Выхристюк. Хористы представили культуру духовного пения старообрядцев Сибири, в ее историко-этнографическом контексте.
Старообрядческий хор в первой части своего выступления представил разноплановые богослужебные песнопения из знаменного пения, основными темами которых были события воскрешения праведного Лазаря, Крестные страдания, Боготелесное погребение и Воскресение Спасителя, а также праздник Воздвижения Честнаго Креста.
Вышедший затем ансамбль достаточно строго и сдержанно, хотя и в традициях русского народного многоголосия, исполнил духовные стихи.
Тарас Выхристюк напомнил собравшимся, что исполняемые ими духовные стихи — это «мирские (внебогослужебные) песни, отличительной чертой которых является покаянная направленность, то есть они поются в назидание. Хотя их и отличает относительная простота мелодий, но вместе с тем они содержат большое количество голосов...»
Ансамбль спел стихи «Незаметно век проходит», «Все люди живут, как цветы цветут». Особенно примечателен назидательным воздействием исполненный духовный стих о конце света «Идут последние веки», напоминающий отдаленно «Солнце и месяц померкнут».
Блок духовных стихов завершил Александр Емельянов, сольно исполнивший «Плач Иосифа Прекрасного». Вернувшийся на сцену хор продолжил исполнение литургических образцов: вторая часть программы была посвящена престольному празднику Рожества Пресвятой Богородицы.
После основной части было возглашено многолетие преосвященному Силуяну, епископу Новосибирскому, и преосвященному Григорию, епископу Томскому, которые также присутствовали на концерте.
В заключение концерта выступил со словом главный консультант управления по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями Министерства региональной политики Новосибирской области Владимир Лымарь:
«Это древнее пение нам всем по душе. Здесь пришли люди неравнодушные, пришли люди, которые дальше понесут это искусство, которое мы сегодня слышали... Их принимают не только из-за рубежа, не только российские граждане, которые там есть, но и те, кто неравнодушен к нашей российской культуре».
Фото новосибирских прихожан и спец. корр.