Русская Православная Старообрядческая Церковь

В Томске завершились XIX Тихоно-Аввакумовские чтения

19-е Тихоно-Аввакумовские чтения прошли 11 декабря 2022 г. в Томском Успенском храме, который в грядущем году готовится встретить 110-летие. Томичи и гости из разных городов Сибири: Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Горно-Алтайска, Москвы и других, — собрались, чтобы выступить и послушать доклады и певческие номера. Говорили о сибирских епископах и священниках, об организации общинной жизни, о христианском выборе профессии и о колокольном звоне.

В этом году тема ежегодного мероприятия получила следующее название: «История Сибирского старообрядчества: 160 лет со дня поставления первого Сибирского епископа Савватия».

В конце богослужения в Томске
В Томске после воскресного богослужения 11.12.2022

Первым выступил епископ Томско-Енисейский Григорий, который поздравил собравшихся с началом XIX Тихоно-Аввакумовский чтений. Владыка напомнил, что мероприятие посвящено 80-летию со дня мученической кончины священномученика Тихона, епископа Томско-Алтайского, и 340-летию со дня памяти священномученика и исповедника Аввакума. Епископ Григорий пожелал участникам «плодотворной работы на благо нашей Церкви».

Между докладами звучали певческие выступления в исполнении различных коллективов: группы воскресной школы г. Новосибирска, старшей и средней групп воскресной школы г. Томска (прозвучал стих «Дышит апрелем», автор слов: Виталий Гриханов, мелодия: м. Анна Егорова), группы певцов во главе со священником из г. Красноярска, молодежной группы с. Малиновки Томского района, а также епархиального молодежного хора г. Томска.

Епархиальный молодежный хор г. Томска
Епархиальный молодежный хор г. Томска

Первый доклад на тему «Первый сибирский епископ-владыка Савватий» подготовили супруги Н.А. Старухин и М.Г. Старухина.

Из выступления Марии Старухиной:

«Осенью 1882 года Тобольского епископа Саватия избирают Московским архиепископом. Почему так происходит? Почему выбор пал на Сибирского епископа, хотя были и другие, более влиятельные кандидаты? Важную роль при выборе будущего архиепископа сыграло следующее. Во-первых, то, что он неоднократно находился под арестом. Этот факт говорил о том, что у человека была твердая вера. Он рассматривался как мученик. Он был аскетом, отшельником, страдальцем, скитником, — это очень высоко ценилось в духовной среде. В Европейской части была другая ситуация, поэтому московское духовенство и московское купечество, которое имело огромное влияние, выбрали кандидатуру именно епископа Саватия. Во-вторых, епископ Саватий был человеком простым, по происхождению он был из крестьян. Для Москвы этот факт был очень существенным.

Важное событие, которого добился архиепископ Саватий, было принятие решения о проведении ежегодных Соборов (до этого они ежегодно не проводились)».

После доклада последовала реплика о. Николы Коробейникова, который обратил внимание собравшихся к личности владыки Саватия:

«При планировании текущих чтений было решено сделать знаковой память о владыке Саватии, потому что первый сибирский епископ стал архиепископом всея Руси. Важно, что из Сибири вышел человек, который знает нашу закалку, нашу природную суровость; он знал наши места, бывал в наших скитах, пережил заключение в тюрьме в Томской губернии, а впоследствии стал московским первосвятителем, — для нас это очень важно».

Тихоно-Аввакумовские чтения в Томске
Тихоно-Аввакумовские чтения в Успенском храме

Елена Алексеевна Долнакова выступила с докладом «Положение Сибирского старообрядчества в 30-е годы XX века». Ее выступление стало центральным во всем мероприятии и нашло живой отклик среди слушателей.

Приводим тезисы из выступления Е.А. Долнаковой:

«В годы революции в Сибири [как и в других регионах] происходили нападения на церкви. В эти годы погибли: старообрядческий протоиерей Анисифор Мамаев, который был зарублен красными в декабре 1917 года в Барнауле без суда и следствия. Священник о. Александр Дернов из Новоглушинской Свято-Троицкой церкви тоже был зарублен красными (Барнаульский уезд). Священник о. Ияков Берсенев из д. Ново-Драченино Чумышской волости (нынешний Заринский район) был арестован и приговорен…

Что касается Томско-Алтайской епархии, здесь было 5 благочиний, 45 приходов, 47 священников и 19 228 человек верующих. По данным анкет 1925 года, которые были составлены сибирскими священниками [для Московской архиепископии], я насчитала 74 священника во всех сибирских епархиях от Урала до Дальнего Востока.

В 1929 году начинаются новые гонения…».

Е.А. Долнакова о фотографии 1928 года
Е.А. Долнакова рассказывает о фотографии в Барнауле 1928 года

«Одна из последних служб, которые проводились в Крестовоздвиженской церкви г. Барнаула, [запечатлена] на фотографии [1928 года]: в центре находится епископ Тихон, по правую руку от него — протоиерей Ияков Чучалин, крайний справа — чтец Дмитрий Волков (сын Антонины Саватиевны Архиповой, певицы, которая принесла Морозовское пение в Сибирь), рядом с ним стоит о. Феоктист Третьяков (священник, который служил в Бийске, потом он служил в Барнауле какое-то время). Крайний дьякон предположительно (точно неизвестно) — в эти годы в Барнауле служил о. Петр Иванович Плотников… Это одно из последних торжественных богослужений в Барнауле, потом началось активное закрытие храмов, запрет на богослужения, разгон общин, лишение общин прав и собственности, очень много разных негативных событий…

В 1929 году отобрали молитвенный дом в Новосибирске, в Томске заколотили колокольню, отобрали церковный дом, в котором проживал епископ Тихон. Было запрещено проведение Освященного Собора. Все старообрядческие церкви в Барнаульском, Бийском, Змеиногорском уездах были закрыты. В Томско-Алтайской епархии оставалось около 10 священников, остальные были репрессированы…

Новое постановление 1930 года подтолкнуло к новым репрессиям. Все население было разделено на несколько частей: контрреволюционный актив первой категории подвергался аресту и заключению в лагеря, для кулаков второй категории (менее злостных для Советской власти) применялась мера — выселение в отдаленные районы, менее злостных кулаков расселяли внутри того района, где они проживали…

У Надежды Крупской было такое выражение: "Борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством". Кулак, зажиточный работящий человек — это зачастую старообрядец, это власти хорошо понимали…

Следующий вал арестов, сыгравший на разрушение сибирского старообрядчества, был в 1933 году. В те годы существовала такая форма: выдумывались специальные контрреволюционные организации. Старообрядцы переписывались, обменивались книгами: общины поддерживали между собой связь. Возможности проводить съезды не было, но поддержка письменной связи была. Эту переписку посчитали организованной деятельностью для создания контрреволюционного общества, которое якобы хочет свергнуть Советскую власть. Назвали эту повстанческую организацию "Сибирское братство", и в 1933 году было арестовано 283 человека, среди них: 3 епископа, 74 монаха, священников и начетчиков — 32 человека, 174 мирянина…

Священник о. Григорий Безматерных был арестован за свою жизнь пять раз (несколько раз отменили приговор), но остался в живых, и вышел из заключения уже больным пожилым человеком…

Священник о. Игнатий Чучалин (отец протоиерея Иякова Чучалина) был священником в с. Нижнекаянча, был сослан, умер в ссылке…

Следующий вал репрессий, пожалуй, самый жестокий — 1937 года, когда вышел новый оперативный приказ НКВД. Начиная со второй половины 1937 года прошел огромнейший вал арестов и, самое главное, расстрелов. Причем, дела тех людей, которые уже были в лагерях, в ссылках в разных местах, — снова рассматривали, но уже не суды, а тройки. Это время называется в истории периодом Большого террора…

Барнаульские священники, которые были казнены в 1937 году: о. Петр Плотников, о. Ияков Чучалин, о. Григорий Мишуров — были расстреляны в один день 24 сентября 1937 года. Все они служили по очереди, потому что о. Ияков Чучалин три года провел в лагерях, и когда в 1936 году был выпущен, он попросил о. Петра Плотникова и о. Григория Мишурова окормлять барнаульскую общину…

Священник о. Андрей Санников, который упокоился 11 декабря, обслуживал г. Ойрот-Туру (г. Горно-Алтайск) в 1930-е годы. Он есть на фотографии 1910 года, когда в Минусинске епископом Иоасафом был освящен Покровский храм…

Евгений Михеевич Астраханцев, уроженец Барнаула, который переехал в Новосибирск после войны, рассказывал о давлении безбожников, как следили в школах, если знали, что верующий».

Иерей Василий Андреев:

«Наши церковные предшественники, жившие тогда, являются для нас примером. Их молитвами и трудами мы живем сейчас. Есть чувство долга, хочется, чтобы и в далеком Горном Алтае возобновилось то, что когда-то было. Радостно, когда приходят люди в церковь. Когда приходят беспоповцы, рассказывают, что их бабушки или дедушки были верующими старообрядцами, крестились двоеперстно. Это дает силы, чтобы продолжать. Раньше была заложена в людях сильная вера, большая работоспособность. Пожилые алтайки рассказывают, что они очень дружно жили с теми старообрядцами, которые работали и проживали по соседству. Всегда у них были хлеб, дрова и все необходимое, потому что работали староверы не покладая рук».

Иерей Иоанн Ошин выступил с докладом на тему «Инициатива снизу: важность, проблемы и особенности»:

«Есть евангельский пример, в котором Христос призывает нас "быть как дети". Мне понравилось аллегорическое сравнение, что дети — это не просто наивные люди: ребенок способен расти, тогда как взрослый человек уже вырос. Как только христианин останавливается на достигнутом (как в сегодняшнем Евангелии о богаче, который сказал в себе: "Душа моя, яждь, пий веселись"), вот именно в этот момент начинается обмирщвление…

Когда в общине появляется человек, который в твоей команде (бывает так, что человек не в твоей команде), тогда получается, что председатель, священник или епископ может делегировать часть своих дел, чтобы этот человек начинал помогать…

Где же взять таких людей, которые будут вашими соделателями? Первое — воспитать: показывать своим личным примером, в частности, своим детям. Следующее — заинтересовать. К примеру, поручать людям даже элементарные вещи для их вовлечения…».

Тема доклада встретила возражения в обсуждениях. Е.А. Долнакова за примерами обратилась к истории:

«По словам о. Иоанна может сложиться впечатление, что каждая община — это какая-то разрозненная группа, среди членов которой есть какой-то ведущий, а остальные — кто-то инициативу проявляет, кто-то — нет. Из истории организации общин после 1905 года, когда было разрешено их регистрировать и получать юридические права, — как это все происходило? — Священников вообще не было. Были люди, которым нужно было молиться, которым нужно было, чтобы крестили детей, чтобы совершались венчания. Такие люди собирались, — это была их инициатива, — они искали священника, они обращались к епископу. У таких групп была одна инициатива — молиться вместе, работать вместе…

Нужно, чтобы каждый ставил перед собой задачу: "я не потребитель, я должен…"»

Иерей Никола Коробейников обратил внимание на необходимость согласования начинаний:

«Тема об инициативах снизу интересная. Здесь самое главное, чтобы инициатива снизу шла не в разрез, а с благословения и по общей линии нашей иерархии».

Роман Куц выступил с сообщением на тему «Традиции колокольного звона староверов поповских согласий»:

«В современное время идет активное возрождение колокольного звонка в сибирских епархиях, возрождены колокольни в тех храмах, где они отсутствовали, это Бийск, Залесово, Малиновка, Кызыл; просыпается интерес к колокольному звону. Можно утверждать, что у нас в староверии сохранилась наша традиция колокольного звона, прежде всего, у староверов-липован».

Детско-юношеская секция чтений в Томске
Детско-юношеская секция чтений прошла в помещении столовой

Параллельно с традиционными докладами среди взрослых, в этом году на чтениях были задействованы школьники.

На детско-юношеской секции, получившей название «Начало жизненного пути христианина: выбор профессии» прозвучали доклады юношей и девиц, так или иначе связанные с профориентацией молодых христиан. Их выступления также перемежались исполнением духовных стихов и песнопений. Заключительным элементом секции стала квест-викторина.

Под конец организаторы позаботились о награждении активных участников чтений и выступивших певческих коллективов.

Своим впечатлением в завершении мероприятия поделился чт. Демьян Клячев из Барнаула:

«На взрослой секции каждый доклад был актуальным, о том, что нужно помнить, о чем нужно знать, к чему следует стремиться. Спаси Христос всех докладчиков, организаторов, всех гостей. Рад, что приехал, надеюсь побывать и в будущем».

Фото: ВК-сообщество «Старообрядческая община с. Малиновка».


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете