2 июня 2024 г. в Покровском храме Барнаула состоялось воскресное богослужение. За литургией апостольское чтение возгласил гость, чтец Григорий Бесштанников. Также было прочитано евангельское зачало (от Иоанна, 12) о самаряныне, которая уверовала во Христа и обратила ко Господу других жителей своего города.
После службы о. Никола сказал назидательное слово:
«Когда Христос с учениками шел из Иудеи в Галилею, путь Его пролегал через Самарию. Как тогда считали июдеи, это такая еретическая местность, где жили еретики — самаряне, которые неправильно молились, неправильно веровали и прочее. И там, возле города Сихарь, был колодец Ияковлев.
В то время ходили пешком, и Господь наш Исус Христос ходил, поэтому Он и Его спутники утомились. Ученики пошли в город, чтобы купить продукты, а Христос остался у колодца, и от усталости сел. Это описывает св. Иоанн Богослов, Его возлюбленный ученик. Город был рядом, и вдруг приходит из него женщина, и Христос просит у нее воды. Мы неоднократно это читали.
Христос начал говорить этой женщине про источник живой воды. Конечно, жена та вначале ничего не поняла: «У Тебя ведь нет ничего, ни почерпала, и колодец глубокий: как Ты можешь достать?», — и после добавила по-женски: «Дай мне эту воду, чтобы мне никогда не испытывать жажду!». — А Христос ей говорил о чем? (Он ведь и к нам обращается!) — О том, что этот источник живой воды — это дар благодати Святаго Духа, Который вселяется в человека и является Источником Жизни. В этом вскоре убедились многие: и апостолы, и другие ученики. И мы знаем об этом, потому что в день Пятидесятницы, когда апостолы получили дар Святаго Духа, в них открылся этот самый источник Животворящей воды. И уже сей источник напоил многие народы. И мы от этого источника напоены!
Коль мы становимся не очевидцами, не свидетелями, а носителями этой воды, то, следуя христианской логике, и мы должны других напоить. Если и мы по дару Духа Святаго, по благодати Божией, является носителями этого источника, получается, что и мы призваны все вокруг освящать и других напоять этим источником святого дара Божия. Но получается ли у нас? Каждый может свидетельствовать, что у него получается. Это непростое дело, и не у всех получается.
И тогда у меня возникает вопрос: как в жизни быть, как поступать?
Кто из людей может стать наследником жизни вечной, Царства Божия, Царствия Небеснаго? Какие категории там существуют? Может быть, туда отбирают по росту? Самых стройных, высоких, самых красивых? Или наоборот: маленьких, толстеньких? Или же напротив: умных, а неумных не пускают в Царство Божие? Или, может быть, те, которые имеют какие-либо успехи в материальном мире, владеют богатством большим или достигли какого-либо высокого положения, — может быть, они являются кандидатами?
Евангелие нам отвечает: Нет! Перечисленное выше не является критерием того, будет ли человек кандидатом в Царство Божие. А кто же может быть кандидатом?
А те, которые нищие духом, смиренные, кротции, незлобивые. Те, кого постоянно ругают, зло поносят за Христово имя, и они все это переносят крепко. Те, которых злословят, те, которые себя во всем ограничивают: и алчут, и жаждут, — они являются, так сказать, кандидатами на места в Царстве Божием.
А нам как быть? Нам: простым, слабым, немощным, — как быть? — А стремиться надо! Будем стремиться к тому, чтобы подражать тем святым угодникам, подвиги которых описаны в Житиях святых, как они достигали, — это всё нам оставлено, рассказано. Здесь никакой тайны не сокрыто. Мы должны читать, и поступать также, как поступали те святые. По крайней мере, будем стремиться к тому, чтобы поступать по христианским правилам. И тогда Господь по Своей милости не лишит нас быть где-нибудь с краю рая.
Весь мир сегодня стоит на краю пропасти. И не замечать этого и проявлять беспечность — это, конечно, большая ошибка...
Надо собраться и все дела разграничить: есть главные дела, есть второстепенные. Когда наступает праздник, будем говорить себе: «Всё, никаких дел, иду в храм, замаливать свои грехи! Ну и свечку хочу поставить, за родителей, за родственников: они тоже ждут, чтобы за них кто-то слово замолвил, помолился». И Господь, видя такое желание, я думаю, споспешествует всем желающим и труждающим.
Богу нашему слава, всегда, и ныне, и присно, и во веки веком».
После проповеди, по случаю дня, в который почитается святитель Алексий, митрополит всея Руси, батюшка поздравил именинников: дьякона Алексея, чтеца Алексея Нехаева и Алексея Замятина. Певцы громогласно пропели многолетие.
На следующий день, 3 июня, на праздник Сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской и на память святых равноапостольных великого царя Константина и христолюбивой матери его Елены, о. Никола поздравил всех прихожанок Елен, отмечающих в этот день именины. Священник также сказал теплые слова поздравления Владимиру Скоробогатову, по случаю наступающего дня, в который прославляется святой Владимир Сербский. Всем именинникам присутствующие пожелали многолетия пением.