Русская Православная Старообрядческая Церковь

О сибирских священниках-подвижниках рассказали ученики воскресной школы в Барнауле

4 декабря, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы в воскресной школе «Азбука веры» при барнаульском храме Покрова Пресвятой Богородицы состоялось выступление учеников старшей группы с докладами о старообрядческих священниках Сибири рубежа XIX-XX веков и современности.

Персоналии были выбраны неслучайно – все епископы и иереи вели активную деятельность, в том числе на Алтае, в соседних регионах и братских республиках.

Как отметил один из организаторов мероприятия Алексей Думнов, «наши сибирские священники обделены вниманием, о них мало информации и мало источников», необходимость о них говорить, изучать их жизненный путь и служение, оставить эти данные будущим поколениям давно назрела.

Вела мероприятие Татьяна Геннадьевна Мальцева, краевед-архивист, человек, который уже много лет ведет научную, просветительскую, учебную деятельность, научает и наставляет старообрядческую молодежь.

Участники и слушатели докладов
Участники и слушатели

Время репрессий, гонений за исповедание веры, подложных и безосновательных, абсурдных обвинений, расправ – жизнь и служение большинства епископов и иереев стали подвигом и примером.

Татьяна Мальцева:

«Священнослужители, о которых мы сегодня говорим, жили, трудились, молились и были подвижниками в очень сложное время конца XIX – начала XX вв. Это наши примеры, наши светочи. У большинства из них судьба была трагичной. Говоря об этих священниках, мы должны учитывать историческую обстановку, которая в это время существовала.

Когда проводились допросы, старообрядческие священнослужители ничего не придумывали, они не отрекались от своих убеждений. Говорили так, как есть, «я не призываю против власти, а против такой власти, которая развращает людей». Такие смелые были, их за это подвергали расстрелу».

Удивительны истории героев: путь призвания на служение Богу у всех был разный, но похожи они в самоотверженном труде на благо паствы, за что и были лишены жизни в жестокое время. Уходили священнослужители смиренно и неотреченно.

Выступает Татьяна Лапушкина
Выступает Татьяна Лапушкина с рассказом об епископе Тихоне

Татьяна Лапушкина представила жизнеописание епископа Томско-Алтайского Тихона (Сухова). Испытания и беды, которые выпали на долю будущего архиерея, не сломили его и, как отметила Татьяна, «он еще с большей энергией стал отдавать себя Богу. Молился, чтобы Господь сам указал, идти ли ему во святительство».

Епископ Тихон обвинялся как активный член якобы старообрядческой контрреволюционной повстанческой организации, был смиренным и смелым человеком, который признал себя виновным, заявив, что «в мои задачи входило сохранить старообрядчество от развивающегося безбожия».

Он претерпел несколько арестов и был приговорен в 1937 году к расстрелу, исполнение которого состоялось 15 декабря, в день памяти священномученика протопопа Аввакума. В 2003 году епископ Тихон был причислен к лику местночтимых святых.

Выступает Александр Скоробогатов
Выступает Александр Скоробогатов

Александр Скоробогатов поведал еще об одном архиерее Томской и Алтайской епархии, епископе Иоасафе (Журавлеве). Епископ служил на огромной территории, ведь в то время многие сибирские приходы остались без епископского окормления, священников категорически не хватало, время слежек и репрессий 30-х годов XX века делало священство смертельно опасным.

Выступает Емилия Баумтрог
Выступает Емилия Баумтрог

Емилия Баумтрог провела исследовательскую работу, в том числе с архивными источниками, чтобы рассказать всем присутствующим о барнаульском протоиерее Иякове Чучалине. Будучи сыном старообрядческого священника, он также выбрал для себя путь священства. Посещал прихожан для исполнения религиозных треб, за свою деятельность был арестован, а в 1937 году расстрелян, как и епископ Тихон.

В отношении нескольких сибирских священников в 1950-х годах дела были прекращены ввиду отсутствия в их действиях состава преступления.

Алексей Думнов также провел поиск и анализ информации об иерее Антонии Зайцеве (1915-2002), священнослужителе, годы жизни которого выпали уже на более поздний период советского безбожья, но также претерпевший несколько арестов, осуждение со стороны власти. Позже иерей Антоний был амнистирован, в 1963 году организовал старообрядцев в Алма-Ате (Республика Казахстан), также в разные годы окормлял приходы Восточной Сибири, в которых критически не хватало священства.

Многие лишения терпела и его семья, но по воспоминаниям паствы, которые привел докладчик, «пока оставалось здоровье, он (Антоний Зайцев) старательно посещал страждущих и болящих, до последнего вздоха нес свой крест».

По свидетельствам его духовных чад, они совершали авиаперелеты из Алтайского края в соседний Казахстан к иерею Антонию для участия в Таинствах Христовых. Все это было строго конфиденциальным, тайным, посылались зашифрованные телеграммы, ведь еще преследовались различные проявления вероисповедания и участия верующих людей в религиозной жизни. В 1989 году иерей Антоний Зайцев был реабилитирован.

Доклад об епископе Силуяне (Килине)
Доклад об епископе Силуяне (1939-2021)

О нашем современнике, с которым практически все старообрядцы-христиане Сибири были знакомы, смиренномудром епископе Силуяне (Килине), упокоившемся в 2021 году, рассказала Агафья Шимко (доклад подготовила Ольга Анатольевна Царегородцева).

Наш соотечественник, уроженец Алтайского края, с детства Симон Анфиногенович Килин воспитывался в духе любви к старообрядческим книгам, духовной литературе.

На его век также выпало немало испытаний, как отметила докладчица, в 50-е годы XX века «остались позади нищета и голод военных лет, но впереди ждали новые испытания: та же материальная скудость, в школе – стояние за веру, давление учителей, насмешки сверстников. Государство в то время вело политику исчезновения всяческого вероисповедания».

В период архиерейского служения епископа Силуяна Сибирская епархия раскинулась от Средней Азии до тихоокеанского побережья России. Много трудов отдал владыка объединению общин, открытию приходов Сибири и Дальнего Востока, соседних государств, поставлению священников, которых так не хватало на такие обширные территории, окормлению старообрядцев, оказавшихся за рубежом и, конечно, реставрации и строительству новых храмов.

В нашей памяти владыка запечатлен особенным образом, и пока свежи воспоминания об епископе Силуяне, стоит их зафиксировать и собрать эту информацию воедино, на благо будущих поколений.

Подытожив, Татьяна Мальцева отметила, что ученики воскресной школы подошли к подготовке своих сообщений с любовью, благоговением и чаянием.

Участники поблагодарили организаторов за возрождение традиции проведения выступлений с докладами о религиозных деятелях и надеются на продолжение мероприятий в таком формате, привлечение новых слушателей и докладчиков и, конечно, изучение новых персоналий из числа священнослужителей и людей, внесших большой вклад в развитие старообрядчества нашего региона.

Автор: Елена Боброва

Слушатели докладов о старообрядческих деятелях Сибири и Алтая
Слушатели докладов

Времена не выбирают...

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять ...

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный ...

Крепко тесное объятье.
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

(А.С. Кушнер, 1978)

В минувшее воскресенье в рамках воскресной школы “Азбука веры” прошло мероприятие, посвященное жизненному пути целого ряда епископов и священников, деятельность которых оказала существенное влияние на развитие старообрядческих приходов Томско-Алтайской и Иркутской епархий Русской Православной старообрядческой Церкви (далее — РПСЦ): епископа Иоасафа (Журавлева) (1856-1919), епископа Тихона (Сухова) (1880-1937), протоиерея Иакова Чучалина (1888-1937), иерея Антония Зайцева (1915-2002), епископа Силуяна (Килина) (1939-2021).

В ходе мероприятия докладчиками было отмечено, что они столкнулись с проблемой поиска источников информации в процессе подготовки материалов для выступления и презентаций: в некоторых случаях биографию представителей духовенства приходилось восстанавливать по разрозненным материалам, источникам самого разного характера: по отрывочным, порой весьма скудным воспоминаниям современников, копиям архивных документов, исследованиям исторических событий и фактов, к которым герои исследований имели самое непосредственное отношение, были их участниками. Словом, библиографические списки литературы, к которым можно было бы обращаться при изучении жизни и деятельности этих людей, увы, не очень обширны [1]. И тем выше ценность представленных докладов: имена, забытые в нашей суетной жизни, на данном мероприятии как бы “ожили”, некоторые факты их биографии обрели символический подтекст, личности этих людей обрели краски [2]. Краски эти, в категориях светской жизни — трагического характера, но нельзя забывать, что во вневременных, духовных категориях, жизнь этих людей, в определенной мере — подвижников веры (пострадавших, как, например, еп. Тихон (Сухов), о. Иаков Чучалин, во времена очередных гонений на Церковь Христову в 30-е годы XX века), обретает совсем иной смысл, который в полной мере отражают лаконичные евангельские строки “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20:38).

Приведенное в качестве эпиграфа известное стихотворение А. С. Кушнера можно считать своеобразным камертоном, определяющим общий тон как докладов нашей молодежи, так и последовавшего за ними диалога-размышления участников мероприятия об эпохе, в которой этим людям довелось жить. Ведь всегда(!) именно эпоха, “век железный”, которую ни один человек не волен себе выбрать, определяла жизнь и судьбу любого человека. Действительно: “Время - кожа, а не платье. Глубока его печать”. Эта мысль иллюстрируется жизнью вышеперечисленных, весьма ярких представителей РПСЦ. Аналогично она определяет и нашу жизнь: современному человеку, как и его предкам, тоже иногда приходится осуществлять выбор (нравственный/безнравственный, духовный/бездуховный), а потом нести ответственность за него: это один из основных выводов , который можно было бы сделать по итогам мероприятия. И значение данного выбора было особенно акцентировано организаторами мероприятия (Е.А. Думновой., А.Н. Думновым и Т.Г. Мальцевой) для молодежи, принимавшей активное участие в подготовке и проведении данного события.

Наталия Николаевна Баумтрог

Примечания

  • 1. Некоторые систематизированные данные по данной теме можно почерпнуть, например, из исследования В.В. Боченкова “Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, советский период (1918-1991 гг.)”: Библиографический словарь. Москва, 2019. 319 с.
  • 2. Так, например, из архивных документов известно, что приговор о расстреле барнаульского протоиерея Иакова Чучалина, настоятеля Крестовоздвиженского храма, был приведен в исполнение 24 сентября 1937 года. Именно через 80 лет, день в день, 24 сентября 2017 года в Барнауле был освящен ныне действующий храм Покрова Пресвятой Богородицы по адресу: ул. Г. Исакова, 154.

Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете