Русская Православная Старообрядческая Церковь

Выставка «Краски русской эмали» завершилась экскурсией для старообрядцев

19 ноября 2023 г. в Государственном художественном музее Алтайского края прошла заключительная кураторская экскурсия по выставке «Краски русской эмали». В этот воскресный день художественный музей посетили прихожане Покровского старообрядческого храма. Проводил экскурсию для гостей Антон Клубков, главный научный сотрудник сектора «Русское православное искусство» научно-исследовательского отдела музея.

Экскурсия в музее ГХМАК
На выставке эмальерного искусства старообрядцев

Место в текущем здании художественного музея ограничено, поскольку основное здание пока еще находится на реконструкции. Тем не менее, отрадно, что в музее все же есть «красный угол» для показа икон в меднолитом исполнении, хоть и на ограниченной площади. Тем более, что запрос на подобного рода выставки среди посетителей, несомненно, есть.

Выставка в музее ГХМАК. Крест
Крест «Распятие Христово». Конец XIX века. Москва. Мастер Р.С. Хрусталев

Специализирующийся на меднолитой пластике, Антон Алексеевич рассказал об особенностях старообрядческой эмали на примерах икон из коллекции ГХМАК:

Большая часть фонда (а это более 250 единиц хранения) поступила в музей на рубеже 80-90-х годов. В XVIII — XIX в. существовало три основных центра искусства медного литья: Поморье (Выговская обитель), Москва (федосеевцы) и Гуслицы.

Известно немного имен старообрядческих литейщиков. На одном из крестов есть авторская монограмма — четыре литеры: Мастер Родион Семенов Хрусталев.

Сейчас, наверное, никого не удивить большим эмальным многоцветием. А в те времена (150-200 лет назад — прим. ред.) большое количество цветов эмали свидетельствовало о развитости ремесла.

На слуху такое такое понятие, как «перегородчатая эмаль» (этим славилась древнерусская эмаль), когда к металлической основе припаивается проволочка, которая выполняет функцию перегородки. Как правило, старообрядцы эту технику не практиковали, а использовали рельеф основы (перегородочная эмаль предполагает дополнительный труд при подготовке перед эмалировкой, — прим. ред.).

Выставка в музее ГХМАК. Складень
Две створки складня «Деисус». XIX век. Москва
Выставка в музее ГХМАК. Успение
«Облачное Успение Пресвятой Богородицы». Конец XIX века. Москва. Бронза, литье, эмаль

Также на выставке были представлены два эффектных «семивершковых» крупноформатных образа, с обилием цветов: Богородица Смоленская и Успение.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете