19 ноября 2023 г. в Государственном художественном музее Алтайского края прошла заключительная кураторская экскурсия по выставке «Краски русской эмали». В этот воскресный день художественный музей посетили прихожане Покровского старообрядческого храма. Проводил экскурсию для гостей Антон Клубков, главный научный сотрудник сектора «Русское православное искусство» научно-исследовательского отдела музея.
Место в текущем здании художественного музея ограничено, поскольку основное здание пока еще находится на реконструкции. Тем не менее, отрадно, что в музее все же есть «красный угол» для показа икон в меднолитом исполнении, хоть и на ограниченной площади. Тем более, что запрос на подобного рода выставки среди посетителей, несомненно, есть.
Специализирующийся на меднолитой пластике, Антон Алексеевич рассказал об особенностях старообрядческой эмали на примерах икон из коллекции ГХМАК:
Большая часть фонда (а это более 250 единиц хранения) поступила в музей на рубеже 80-90-х годов. В XVIII — XIX в. существовало три основных центра искусства медного литья: Поморье (Выговская обитель), Москва (федосеевцы) и Гуслицы.
Известно немного имен старообрядческих литейщиков. На одном из крестов есть авторская монограмма — четыре литеры: Мастер Родион Семенов Хрусталев.
Сейчас, наверное, никого не удивить большим эмальным многоцветием. А в те времена (150-200 лет назад — прим. ред.) большое количество цветов эмали свидетельствовало о развитости ремесла.
На слуху такое такое понятие, как «перегородчатая эмаль» (этим славилась древнерусская эмаль), когда к металлической основе припаивается проволочка, которая выполняет функцию перегородки. Как правило, старообрядцы эту технику не практиковали, а использовали рельеф основы (перегородочная эмаль предполагает дополнительный труд при подготовке перед эмалировкой, — прим. ред.).
Также на выставке были представлены два эффектных «семивершковых» крупноформатных образа, с обилием цветов: Богородица Смоленская и Успение.