Мероприятие прошло 26 января в Барнауле. В стенах Алтайского государственного института культуры (АГИК) состоялось долгожданное событие – несколько хоровых коллективов столицы Алтайского края исполнили на сцене концертного зала церковные распевы и духовные песнопения.
Среди участников – Барнаульский академический хор им. А.Б. Тарнецкого, Барнаульский детский хор, Новосибирский старообрядческий хор, мужской хор Барнаульской духовной семинарии и Академический хор АГИК.
Мероприятия такого рода довольно редки для нашего региона, но собирают полные залы неравнодушной публики от молодежи до людей преклонного возраста.
Выступления хоровых коллективов были подкреплены смысловыми видеорядами: образы Исуса Христа, Богородицы, иконы Господских праздников, сюжеты Нового завета, христианские святыни, фрагменты художественных и документальных фильмов, фрагменты богослужебных книг и крюковых грамот, репродукции картин – отображались на экране, подкрепляя концептуальную канву исполнения песнопений со сцены.
Особенность духовной музыки заключается в том, что она тесно переплетается с церковным богослужением.
В выступлениях участников можно было наблюдать этапы развития литургических песнопений и духовной музыки из глубины веков до наших дней. Предваряя исполнения коллективов, ведущая со сцены рассказывала о том, какие факторы и события влияли на изменение хорового церковного пения, почему со временем оно восприняло элементы светского музыкального творчества, если мы говорим о пении многоголосном.
Так пели в храмах в старину
Особняком стоит знаменное пение – как не только целый пласт культурного феномена, но и наиболее аутентичное пение, подвергшееся наименьшим временным изменениям, исконно русское исполнение богослужебных текстов, последователями которого являются старообрядцы. Это древнерусское богослужебное пение, для которого характерен одноголосный распев, в унисон, распев сильный, стержневой, бесстрастный и одновременно мелодичный. Здесь и особая нотная – «крюковая» грамота или пение по крюкам.
Знаменное пение часто сравнивают с византийской традицией храмового исполнения, но оно уникально и самобытно. Сегодня невелико число исследований знаменного распева, остаются лакуны, а тема как никогда актуальна и востребована, так как назрела потребность изучения истоков, возвращения к старине и самобытности, к исконно русской духовной музыке.
От сибирских старообрядцев выступил хор под руководством Михаила Долгова. В него вошли песнопевцы, клирошане старообрядческих храмов Новосибирска и Барнаула.
Старообрядцы исполнили знаменным распевом следующие песнопения: «С нами Бог», «Хвалите Господа с небес», «Глас Господень», «Блажен муж», «Днесь Христос в Вифлееме».
В знаменном пении сочетаются одновременно красота и простота. Характерная особенность исполнения заключается в том, что здесь нет ведущих и солирующих певцов, а важна певческая слаженность и единение, что можно было наблюдать в исполнении наших земляков.
Хочется согласиться со словами, которые прозвучали со сцены: «Хор – это сердце и уста молящегося человека».
Автор: Елена Боброва