Русская Православная Старообрядческая Церковь

Группа старообрядцев побывала в трех музеях в Бийске

«Славный уездный город Бийск…»

За последние десять лет Бийск разительно меняется в лучшую сторону. Это успели заметить и оценить барнаульцы, побывавшие в нем на праздник Казанской иконы Божией Матери. Следуя в Горный Алтай, мы пролетаем мимо, через Коммунальный мост, устремляясь в горы и любуясь несколькими старинными зданиями и храмами. И так всегда. В этот раз Бийск принял нас радушно в храме и своих уникальных музеях: Алтайской духовной миссии, Чуйского тракта и Алтайского марала.

Музей истории Алтайской духовной миссии

Музей истории Алтайской духовной миссии в Бийске
Здание епархиального управления, в котором находится музей. Фото автора

Музей Алтайской духовной миссии или Архиерейское подворье, пожалуй, является лучшим православным музеем за Уралом регионального значения, а также входит в тройку лучших провинциальный музеев России. Можно с гордостью сказать, что и у нас на Алтае существует музейный кластер уровня Сузунского медеплавильного завода и монетного двора в Новосибирской области. Примечательно, что многие экспонаты, а это в основном дары бийчан, потомков купеческих фамилий, коллекции и предметы духовной жизни, истории и быта, касаются влияния старообрядчества на жизнь уезда и города. (Бийский уезд был очень плотно заселён старообрядцами различный течений). Это фарфор знаменитого Кузнецовского завода, старообрядческий меднолитой крест-распятие в кабинете самого начальника миссии, нательные крестики из клада и другие предметы. Особенно хочется сказать добрые слова в адрес сотрудников музея, эрудированных, доброжелательных, настоящих фанатов своего дела. Хочется приезжать туда ещё и ещё.

В Бийском архиерейском подворье
В Бийском архиерейском подворье
Экскурсовод Константин Витальевич Молодцов
Экскурсовод К.В. Молодцов в храме Архиерейского подворья
Генерал Скалон
Уроженец города Бийска генерал Скалон, участник войны 1812 года, на могилу которого в Смоленске Наполеон кинул горсть земли, восхищаясь его мужеством. Фото автора
Татьяна Геннадьевна Мальцева в музее
Автор в одном из помещений музея
Обеденный стол
Обеденный стол. Середина XX в.

Музей Чуйского тракта

Возле музея Чуйского тракта в Бийске
Возле музея Чуйского тракта, расположенного в «Доме Варвинских» 1911 г. постройки

Не посетить музей Чуйского тракта было бы просто грех. Тем более, что он находится на пути в горы и всегда манит своими экспонатами. Чуйский тракт внесён в список мест Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО и по праву считается одной из красивейших дорог мира. А у нас в стране является историческим объектом наряду с «Дорогой жизни» в Ленинграде, Старой Грузинской дорогой, Транссибом и БАМом. Слишком много исторических событий, незабываемых, трагических и радостных произошло на их пути. Многое, после посещения этого музея, встало на свои места: как тракт из узкой звериной тропы превращался в торговую и, затем, в автомобильную магистраль. Кто участвовал в её создании: инженерно-технические работники, строители, узники ГУЛАГА, первые купеческие караваны и стоянки. Какие сёла, предприятия, учреждения появились благодаря дороге. И, самое главное, люди, прославившие её, скромно служившие и оставившие свое сердце здесь. Можно с уверенностью сказать, что Чуйский тракт и Горный Алтай стал нам ближе и дороже.

Колесо китайской повозки
Специальное колесо с шипами для горной местности (произведено в Китае). Фото автора
Чуйский тракт. Узкая вьючная тропа
Алтай. Узкая вьючная тропа. Фото автора
Чуйский тракт: с. Шебалино и Семинский перевал
Фрагмент макета Чуйского тракта с указанием с. Шебалино и Семинского перевала. Фото автора
Карта Уймонского тракта, Катунского заповедника
Фрагмент карты «Туристические объекты Чуйского тракта» с указанием Уймонского тракта. Фото автора
Мост через Катунь у с. Иня
Мост через Катунь у с. Иня

Город Бийск и Чуйский тракт нельзя представить без выдающегося исследователя и патриота города, Бориса Хатмиевича Кадикова. Именно он открыл миру наскальные рисунки Горного Алтая, относящиеся к 2-3-му тысячелетию до нашей эры.

Борис Хатмиевич Кадиков
Портрет ученого. Б.Х. Кадиков. Фото автора

Музей Алтайского марала

Безусловной жемчужиной нашей бийской истории стало посещение единственного в России, а, может быть, и в мире, «Музея Алтайского марала», находящегося в представительстве группы компаний «Пантопроект» по ул. Л. Толстого. Место, где расположен офис компании, находится в отреставрированном здании, принадлежащем бийскому купцу Осипову, а рядом находятся особняки (или то, что от них осталось) известных купцов города, благодаря которым создавались храмы, возникали учебные и медицинские учреждения для малоимущих. Печально, но многие из них разрушаются.

В музее Алтайского марала (Бийск)
Экскурсия в музее Алтайского марала

Целебные силы марала были известны давно. Организатор и автор проекта и музея, к.э.н. Николай Алексеевич Фролов — бийчанин. Он страстно любит свой город и его людей, природу Алтая и марала. С 1995 г. вместе с учёными Сибири он занимается разработкой препаратов на основе сухой донорской крови и мяса маралов. Но в последние годы его детище — музей и исследования истории марала и пятнистого оленя. Изучение численности, ареала обитания, охоты, истребления, сохранения. Н.А. Фроловым впервые доказано на основе архивных документов и исследований учёных первенство старообрядцев в деле сбережения и научного использования продуктов мараловодства для исцеления людей. Сами старообрядцы не применяли, по понятным причинам, кровь марала для лечения, но стали первыми городить маральники и производить срезку пантов для продажи в Китай. Пионерами были старообрядцы Бухтармы, а за ними старожилы Уймонской долины. Поэтому Н.А. Фролова можно назвать подвижником в популяризации знаний о благородных оленях, и об этом свидетельствуют его многочисленные книги и статьи.

Соотношение мараловодческих хозяйств на Алтае
Соотношение мараловодческих хозяйств: в Алтайском крае 35%, в Республике Алтай — 65%.
Часть публикаций Н.А.Фролова о мараловодстве на Алтае
Часть публикаций Н.А. Фролова о мараловодстве на Алтае. Фото автора
Гордость советского мараловодства на Алтае
Гордость советского мараловодства — семья Поповых из Усть-Коксинского района. Фото автора
Н.А. Фролов с книгой портрета мараловодов Алтая
Н.А. Фролов с книгой о староверах-мараловодах: «Социально-экономический портрет мараловодов дореволюционного Алтая»
Семья старообрядца-мараловода Бычкова из деревни Б.Бащелак
Семья мараловода Бычкова из деревни Б.Бащелак. Начало XX в.
Семья старообрядца-мараловода Бычкова из деревни Б.Бащелак
Староверы-охотники Уймонской долины. Рисунок с фотографии начала XX в.

Марал в истории был не только источником пропитания, шкур, лекарства, но и объектом нематериальной жизни древнего человека, что отражается в наскальной живописи, мифах, легендах, орнаменте. В гербах многих стран и городов есть его изображение.

Старообрядцы с Николаем Фроловым в музее в Бийске
Старообрядцы с Н.А. Фроловым и его дочерью в музее

Хотелось бы поблагодарить всех бийчан, встретившихся нам, и сказать: «До новых встреч, до новых историй и открытий!»

Автор: Татьяна Мальцева


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете