«Славный уездный город Бийск…»
За последние десять лет Бийск разительно меняется в лучшую сторону. Это успели заметить и оценить барнаульцы, побывавшие в нем на праздник Казанской иконы Божией Матери. Следуя в Горный Алтай, мы пролетаем мимо, через Коммунальный мост, устремляясь в горы и любуясь несколькими старинными зданиями и храмами. И так всегда. В этот раз Бийск принял нас радушно в храме и своих уникальных музеях: Алтайской духовной миссии, Чуйского тракта и Алтайского марала.
Музей истории Алтайской духовной миссии
Музей Алтайской духовной миссии или Архиерейское подворье, пожалуй, является лучшим православным музеем за Уралом регионального значения, а также входит в тройку лучших провинциальный музеев России. Можно с гордостью сказать, что и у нас на Алтае существует музейный кластер уровня Сузунского медеплавильного завода и монетного двора в Новосибирской области. Примечательно, что многие экспонаты, а это в основном дары бийчан, потомков купеческих фамилий, коллекции и предметы духовной жизни, истории и быта, касаются влияния старообрядчества на жизнь уезда и города. (Бийский уезд был очень плотно заселён старообрядцами различный течений). Это фарфор знаменитого Кузнецовского завода, старообрядческий меднолитой крест-распятие в кабинете самого начальника миссии, нательные крестики из клада и другие предметы. Особенно хочется сказать добрые слова в адрес сотрудников музея, эрудированных, доброжелательных, настоящих фанатов своего дела. Хочется приезжать туда ещё и ещё.
Музей Чуйского тракта
Не посетить музей Чуйского тракта было бы просто грех. Тем более, что он находится на пути в горы и всегда манит своими экспонатами. Чуйский тракт внесён в список мест Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО и по праву считается одной из красивейших дорог мира. А у нас в стране является историческим объектом наряду с «Дорогой жизни» в Ленинграде, Старой Грузинской дорогой, Транссибом и БАМом. Слишком много исторических событий, незабываемых, трагических и радостных произошло на их пути. Многое, после посещения этого музея, встало на свои места: как тракт из узкой звериной тропы превращался в торговую и, затем, в автомобильную магистраль. Кто участвовал в её создании: инженерно-технические работники, строители, узники ГУЛАГА, первые купеческие караваны и стоянки. Какие сёла, предприятия, учреждения появились благодаря дороге. И, самое главное, люди, прославившие её, скромно служившие и оставившие свое сердце здесь. Можно с уверенностью сказать, что Чуйский тракт и Горный Алтай стал нам ближе и дороже.
Город Бийск и Чуйский тракт нельзя представить без выдающегося исследователя и патриота города, Бориса Хатмиевича Кадикова. Именно он открыл миру наскальные рисунки Горного Алтая, относящиеся к 2-3-му тысячелетию до нашей эры.
Музей Алтайского марала
Безусловной жемчужиной нашей бийской истории стало посещение единственного в России, а, может быть, и в мире, «Музея Алтайского марала», находящегося в представительстве группы компаний «Пантопроект» по ул. Л. Толстого. Место, где расположен офис компании, находится в отреставрированном здании, принадлежащем бийскому купцу Осипову, а рядом находятся особняки (или то, что от них осталось) известных купцов города, благодаря которым создавались храмы, возникали учебные и медицинские учреждения для малоимущих. Печально, но многие из них разрушаются.
Целебные силы марала были известны давно. Организатор и автор проекта и музея, к.э.н. Николай Алексеевич Фролов — бийчанин. Он страстно любит свой город и его людей, природу Алтая и марала. С 1995 г. вместе с учёными Сибири он занимается разработкой препаратов на основе сухой донорской крови и мяса маралов. Но в последние годы его детище — музей и исследования истории марала и пятнистого оленя. Изучение численности, ареала обитания, охоты, истребления, сохранения. Н.А. Фроловым впервые доказано на основе архивных документов и исследований учёных первенство старообрядцев в деле сбережения и научного использования продуктов мараловодства для исцеления людей. Сами старообрядцы не применяли, по понятным причинам, кровь марала для лечения, но стали первыми городить маральники и производить срезку пантов для продажи в Китай. Пионерами были старообрядцы Бухтармы, а за ними старожилы Уймонской долины. Поэтому Н.А. Фролова можно назвать подвижником в популяризации знаний о благородных оленях, и об этом свидетельствуют его многочисленные книги и статьи.
Марал в истории был не только источником пропитания, шкур, лекарства, но и объектом нематериальной жизни древнего человека, что отражается в наскальной живописи, мифах, легендах, орнаменте. В гербах многих стран и городов есть его изображение.
Хотелось бы поблагодарить всех бийчан, встретившихся нам, и сказать: «До новых встреч, до новых историй и открытий!»
Автор: Татьяна Мальцева