Русская Православная Старообрядческая Церковь

Именины протоиерея Михаила Задворнова: биография священника

31 декабря отметил свой 71-й день Ангела протоиерей Михаил Задворнов, настоятель новосибирского храма в честь Рожества Пресвятой Богородицы. Старейшего сибирского священнослужителя поздравили в его родном новосибирском приходе. Как и в прежние годы, о. Михаил в этот день принимал на исповедь своих духовных чад. Также 1 января 2022 года исполнилось 53 года церковного служения батюшки: в этот день 1969 года будущий священник был посвящен во стихарные чтецы.

По случаю именин отца Михаила публикуем биографический рассказ о нем и его родителях, опубликованный в газете «Сибирский старообрядец» в 2001 году. Годом ранее мы размещали краткую биографию о. Михаила к его 70-летию.

Протоиерей Михаил Задворнов в 2000 году
Протоиерей Михаил Задворнов. Новосибирск, 2000 г. (?)

Жизнеописание протоиерея Михаила Задворнова и его предков

Родился будущий пастырь в семье коренных сибирских старообрядцев Валентина Ивановича и Таисии Авраамовны Задворновых. «Кто такие коренные, да еще и сибирские старообрядцы?» — спросит любопытный читатель. По местным меркам коренными сибиряками считаются те фамилии, три-четыре поколения которых прожили в этих краях. Эти семьи уже редко уезжают из Сибири. А коренные сибирские старообрядцы — это те, кто пронес веру в Бога и заветы предков через все испытания, которые выпадают на долю каждого поколения.

Иван Иванович Задворнов — дед протоиерея Михаила, к началу коллективизации был крепким сибирским крестьянином, но главным его богатством была Вера в Бога и семья: жена, семь сыновей и одна дочь. Жила семья Задворновых в с. Гарь Томской области. До сих пор местные жители знают Задворнову заимку. Рядом в тайге было много старообрядческих скитов, в которых скрывались от репрессий НКВД сотни монахов. Иван Задворнов не оставался в стороне, как мог помогал единоверцам, не раз выручал скрывавшихся в двадцатые годы в тайге епископов Тихона и Амфилохия. За все это в 1928 году как-то ночью комсомольцы приехали за дедом. Без объяснений повезли в райцентр, да не довезли... Через несколько дней в речке Юкса местные жители нашли обезглавленное тело Ивана Задворнова.

Как говорят в народе: «Пришла беда — отворяй ворота», — Семью Ивана с сотнями других раскулаченных свезли в райцентр, посадили на баржу и отправили вниз по Оби. Сослали, правда, по сибирским меркам гуманно. Всего на 500 километров севернее — в глухую нарымскую тайгу. Выбросили всех, кто доплыл: с женами, с грудными детьми, — в том месте, где баржа могла подойти к берегу. Пароход дал прощальный гудок... Зима. Ни одежды, ни топоров. Хлеба тоже не дали... Но неисповедимы пути Господни! Одному Богу известно, сколько могил осталось в тайге. Не думали палачи русского народа, что народ этот обладает одной, неподвластной им, непреодолимой силой — Верой в Бога. Надеялись, что вымрут все, ан нет. Через год в глухой тайге статистики НКВД зафиксировали новый поселок спецпереселенцев.

Отцу будущего пастыря — Валентину Ивановичу — в ту пору было 13 лет, и был он старшим в семье, а на руках — шесть братьев и сестра, мал мала меньше, и больная мама. Но надо жить. Не гнушался никакой работы, каждую копейку, каждый кусок хлеба — домой. И вытянул всех. Все остались живы, слава Богу. Я хорошо помню в храме на Пестеля этого жилистого, аскетичного вида, могучего духом старца с огромной от самых глаз, бородой, всегда молчаливого и даже застенчивого.

Грянула война. Нужно Родину защищать. Ну что же, что обидели, убили отца, сделали нищими — на все воля Божья. Старообрядцы и при царях в почете не ходили, а матушку Россию защищать — это дело святое. И с первых дней войны ушли на фронт пять старших сыновей деда Ивана. Двое сложили головы, а трое вернулись с войны инвалидами, но еще молодыми. Вернулся с фронта и Валентин Иванович. Разрешили переехать в город.

В Новосибирске начинали жить в землянках, в балках. Время было трудное, старообрядцы тянулись друг к другу, тайно собирались по домам на общую молитву. В 1946 году добились восстановления общины. Для старообрядцев, живших в то время в Новосибирске, это было великое благо. Теперь было где отдохнуть душой. Крестили младенцев. Ходили на исповедь, молились. Отпевали покойников. Молодые прихожане присматривались в церкви к девушкам, посещавшим храм. Нашел здесь свою судьбу и отец будущего пастыря. Венчались Валентин Иванович Задворнов и Таисия Авраамовна Татаркина в храме на ул. Овражной в 1947 году.

Первым родился сын Анатолий, а 23 декабря 1950 года сразу двойня: сын Михаил и дочь Анна. С раннего детства, как только встал на ноги, каждое воскресенье с родителями, братьями и сестрой ходил Миша в храм на Овражной. Это сегодня, глядя на фотографии того молитвенного дома, маленького, без внешних признаков церкви, нам горько осознавать, как унижены и растоптаны были люди, не отказавшиеся от веры. А тогда, для детей поколения 40-50 годов, окруженных духовной пустыней и видевших иконы только в потайных уголках бабушкиной комнатки или чулана, все в храме было прекрасно. И золоченый иконостас, и величественные иконы в красивых окладах, и небесное пение, а главное — люди. Статные, с огромными бородами старцы, бравые фронтовики и ласковые мамы и бабушки.

В послевоенные годы отношение к детям в приходе было особое. После стольких мук и испытаний детей любили уже за то, что они есть, что ходят в храм, а значит, не умрет старообрядческий корень. С десяти лет Миша Задворнов начал прислуживать в алтаре. Отец Трофим не случайно среди детей, посещавших храм, выделил именно Мишу. Опытным взглядом пастыря он увидел в мальчике будущего служителя Церкви. А пока, вместе с другими ребятишками, тайно ходил Миша на исповедь в домик матушки Иларии, доверял свои сокровенные мысли и душу своему духовному наставнику отцу Трофиму.

Михаил Задворнов в армии
Наводчик 50-мм противотанковой пушки, гвардии рядовой, воин М. Задворнов. Чехословакия, август 1970 г.

Сегодня молодым прихожанам трудно представить, что в 50-70 годы вся мощь идеологического аппарата государства была направлена на отрыв молодого поколения от веры в Бога, от Церкви. Верующих травили в газетах и по радио, публично позорили тех, кто в открытую, не скрываясь, ходил в церковь. Уполномоченные ставили перед священниками и церковными старостами задачу — не допускать молодежь в храм. Десятилетиями шла жестокая игра. Накануне великих праздников Рожества и Пасхи пастырей, как правило, вызывали «на ковер». Грозили: — Если будет молодежь, закроем храм, если придут — назовите фамилии и т.д. Что мог священник? Соглашался с тем, что политику партии и правительства нужно уважать, обещал, что постарается учесть замечания властей. Шел в храм, молился в алтаре и плакал и просил у Всевышнего и Пресвятой Богородицы спасти Церковь, отвести руку врага рода человеческого от его паствы. И храм стоял. Ситуацию понимали все, но были среди прихожан и такие, кто старался угодить властям. Частенько свои же прихожане выгоняли 7-15-летних мальчишек из храма, наивно полагая, что, если выполнить наказ властей, то эти власти оставят Церковь в покое. Выгоняли и Мишу Задворнова, но он продолжал ходить в храм, все больше погружаясь в премудрости церковной службы.

Влияние на выбор жизненного пути несомненно оказал пример дедушки — инока-схимника Алимпия (скончался в 1957 г.) и бабушки — инокини Ираиды (скончалась в 1960 г.) — родителей Таисии Авраамовны. После окончания средней школы в 1967 году Михаил пошел работать на завод им. Чкалова, туда, где уже более 20 лёт трудился отец. Работа учеником, а затем квалифицированным фрезеровщиком приучила к точности и аккуратности в любом деле.

Первый шаг на пути пастырского служения был сделан 1 января 1969 года. В этот день во время божественной литургии в храме-колокольне Воскресения Христова, что на Рогожской слободе в Москве епископ Клинцовско-Новозыбковский, Донской и Кавказский Иоасаф рукоположил во чтеца юношу из Новосибирска Михаила Задворнова. Через полгода чтец Михаил был призван в ряды Советской Армии. Международная обстановка была накалена до предела. Осенью 1968 года войска Варшавского договора были введены в Чехословакию. Надо отдать должное нашим спецслужбам: они посылали служить за границу действительно тех, кто не подведет. Кто надежнее: рыхлый и изнеженный сынок партийного босса или сын рабочего — старообрядца? Выбор, как правило, падал на «идеологически незрелых», но зато надежных ребят из верующих семей.

Свою двухгодичную службу в Центральной группе войск (Чехословакия) отец Михаил всегда вспоминает как наполненное тяжелой солдатской работой, но прекрасное время. Не было никакой дедовщины. Конечно, политработники приставали с требованиями вступить в комсомол, чтобы отличник боевой и политической подготовки рядовой Задворнов не портил общих показателей роты. Но в гвардейской части, где служил Михаил, были и мудрые командиры. С комсомолом отстали на втором году службы. Посещая окрестности г. Дечин, где стояла часть, проезжая по другим городам Чехословакии, юноша из далекой Сибири поражался тому, что даже в условиях социализма, здесь, в центре Европы, люди открыто ходят в Костел, на перекрестках дорог стоят часовни, горят лампады.

В мае 1971 года гвардии ефрейтор М. Задворнов возвратился из армии. Духовный отец иерей Трофим убедил Михаила не возвращаться в мирскую жизнь, а полностью отдаться служению церкви. В те времена это был непростой выбор. Осенью того же 1971 года в жизни Михаила произошло еще одно, важнейшее для христиан событие. 26 сентября чтец Михаил Задворнов венчался с девицей Ириной Елисютиковой, дочерью иерея Ильи, незадолго до этого погибшего при странных обстоятельствах. Большая старообрядческая семья Елисютиковых в начале 60-х годов переехала в Ставропольский край из Турции. Потомки атамана Некрасова, бежавшие из России в 18 веке, поддавшись на агитацию, приняли решение возвратиться на Родину. Отец Илья был духовным пастырем казаков-некрасовцев. Почти тридцать лет идут по жизни отец Михаил и матушка Ирина. Вырастили в христианском духе двух дочерей.

Старообрядцы иерей Трофим Гребнев и дьякон Михаил Задворнов
Иерей Трофим Гребнев и диакон Михаил Задворнов у алтаря храма на ул. Овражной. Новосибирск, 1975 г.

На праздник Святой Троицы на Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе 16 мая 1972 года чтец Михаил был рукоположен в чин диакона архиепископом Никодимом. С тех пор девять лет жизни были отданы дьяконскому служению в нашем приходе, семь из них вместе с отцом Трофимом. После кончины настоятеля в 1979 году новосибирский приход осиротел. Как бы само собой подразумевалось, что новым настоятелем должен стать о. Михаил. Но служение пастырем — величайшая ответственность перед Богом и людьми, и два года диакон Михаил отказывался принять на себя эту духовную миссию. Горячие молитвы и долгие раздумья над своим будущим привели диакона на задушевный разговор с архиепископом Никодимом. Мудрый архипастырь в простых словах сумел доказать молодому диакону значение для спасения душ христианских, для старообрядческой церкви жертвенного пастырского служения. Выбор был сделан.

На праздник Святой Троицы 4 июня 1981 года архиепископ Никодим хиротонисал диакона Михаила в сан иерея на новосибирский приход. Без малого двадцать лет отец Михаил несет тяжелую ношу духовного пастыря нашего прихода. За эти годы много было хорошего, было и плохое. Были неустроения и смуты, когда темные силы пытались расколоть приход, натравливая православных друг на друга, но молитвы пастыря, общая церковная молитва залечили эти раны.

Свящ. Антипа Плотников, Трофим Гребнев и диакон Михаил Задворнов
На фото: о. Антипа Плотников (г. Томск), о. Трофим Гребнев, диакон Михаил Задворнов во дворе храма на ул. Овражной, 103 после литургии. 1972 г.
Священство. Рогожское, 1981
На фото (слева на право): чтец Федот (Москва), о. Евфимий Масленников, А.В. Масленников (Москва), о. Евгений Михеев (г. Верея, Московская обл.), диакон Александр Гусев (Нижний Новгород, будущий митрополит Московский и всея Руси Алимпий), протоиерей Александр Берестнев (Москва), о. Геннадий Коробейников (г. Саратов), о. Михаил Задворнов (г. Новосибирск), о. Владимир (г. Астрахань) у стен Покровского Собора. Москва, октябрь 1981 г.

В старообрядческой церкви редкий священник замыкает свою деятельность в рамках своей общины, а в Сибири тем более. Сразу же после рукоположения о Михаил почти 10 лет окормлял барнаульскую общину и старообрядцев Алтайского края. Благодаря именно его трудам не затух огонек духовной жизни барнаульского прихода. Отец Михаил подготовил к служению Церкви Христовой и нынешнего настоятеля барнаульской Покровской церкви о. Николу… Дважды о. Михаил выполнял … поручения Митрополии Московской и всея Руси в далекой Австралии — окормлял старообрядцев Христорождественской церкви в г. Сиднее.

Иерей Михаил Задворнов, Сидней
Иерей Михаил читает воскресную проповедь у алтаря Христорождественского храма. Австралия, Сидней, 1989 г.
Епископ Иосиф Басаргин и отец Михаил Задворнов
Епископ Иосиф (Басаргин) (Румынская старообрядческая митрополия); Алексей Пахомович Барякаев, председатель церковного совета и о. Михаил у входа в храм Рожества Христова. Австралия, Сидней, 1993 г.

Новый уровень в духовно-нравственном служении Церкви протоиерей Михаил получил с восстановлением Новосибирской и всея Сибири епархии в 1992 году…

Города и села Новосибирской, Омской и Тюменской областей, Хакассии и Тувы г. Алма-Ата — вот далеко не полный перечень мест служения о. Михаила. Именно благодаря его неустанным трудам удалось собрать старообрядцев Омска и вдохновить их на строительство храма. Его хождения с ходатайствами по администрациям Омской области и г. Омска дали результат. Удалось оформить на общину и реконструировать двухэтажное здание под храм, и 21 июня 1998 года был освящен Никольский храм в г. Омске.

Главным делом жизни о. Михаила было и остается строительство и благоустроение Кафедрального собора. Еще в те времена, когда сама мысль о строительстве нового храма была с точки зрения властей преступной, когда многие прихожане активно выступали против этой идеи, о. Михаил последовательно и непоколебимо боролся за эту мечту. Девять долгих лет потребовалось, чтобы эту высокую мечту воплотить в жизнь. Сколько кабинетов пришлось пройти, сколько вдохновлять упавших духом прихожан, бесконечно жертвовать, чтобы снова и снова возобновлять строительство. В самые тяжелые минуты, когда опускались руки, наш батюшка вставал на молитву, призывал нас не отчаиваться, и... чудо свершалось: находились новые люди, приносили пожертвования, и дело шло дальше.

19-21 сентября 1999 года, на мой взгляд, самые счастливые дни в жизни о. Михаила. Освящен Кафедральный собор. Труды нашего настоятеля высоко оценены Старообрядческой Церковью. Здесь, в Новосибирске, митрополит Алимпий возвел о. Михаила в сан протоиерея. Но только безразличному человеку может показаться, что все задачи выполнены. Наш настоятель не из тех, кто привык почивать на лаврах. Заботы не кончаются: нужно благоукрашать собор…, нужно… Заботам и тревогам настоятеля несть числа. Духовные требы, волнения, бессрочные ночи… Нужно ношу мирских забот и тревог как можно больше нам брать на себя.

Что греха таить. Любим мы земную славу. Любим устраивать пышные юбилеи, соревнуемся в сладких речах в адрес виновника торжества. А ведь знаем, что стяжание земной славы противно Богу. И в этом смысле позиция о. Михаила последовательна и непримирима. Многие ее не одобряют, но что делать? Если не отцы духовные, то кто же будет показывать нам реальное выполнение заповедей Божиих? Думаю, именно поэтому не было ожидаемых многими юбилейных поздравлений, торжественной трапезы и всего того, что сопутствует юбилеям по мирским меркам. Да разве этим можем мы выразить любовь и благодарность своему пастырю? Думаю, главное для нашего пастыря — это стремление к духовному совершенствованию его духовных чад, которое должно проявляться в ревности к богослужениям, в любви к ближнему, в неосуждении своих братьев.

Нашему настоятелю исполнилось 50 лет. Доброта, незлобивость, бесконечная скромность, аскетизм в быту, беззащитность перед лицом агрессии и наглости, доброе христианское отношение к людям, строгое следование правилам пастырского служения снискали у прихожан глубокое уважение к протоиерею Михаилу. Давайте помолимся о здравии душевном и телесном раба Божия протоиерея Михаила и вознесем наши горячие молитвы ко Господу о даровании ему многая Лета.

Указанный автор: Наш соб. корреспондент по городу Новосибирску.

Источник: К юбилею протоиерея Михаила. Сибирский старообрядец, №5, январь 2001. С. 4-7. Под ред. А.П. Долнакова.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете