Красногорский район — исторически один из районов на Алтае с повышенной плотностью населения со старообрядческими корнями. Одной из традиционных форм народной культуры являются детские игры.
Игра — деятельность ребенка, необходимая для его гармоничного развития. В этой связи невозможно переоценить значение русской народной игры, способствующей умственному, физическому, а также нравственному воспитанию детей, формированию у них таких качеств характера, как трудолюбие, честность, справедливость, взаимовыручка. Подвижные игры направлены на развитие силы, ловкости, глазомера, выносливости, быстроты реакции. Всевозможные считалки, поговорки, песенки, сопровождающие детские игры, способствуют овладению родным языком, развитию памяти.
Веками отшлифовывались русскими крестьянами приемы воспитания подрастающего поколения, в том числе и через игру. И во многом благодаря этой системе воспитания крестьянские дети вырастали трудолюбивыми, выносливыми, духовно богатыми людьми.
Детские подвижные игры у крестьян Алтая были весьма разнообразны. Общеизвестные русские народные игры имели здесь местные интерпретации. Приводим описания традиционных подвижных игр, бытовавших в первой половине XX в. в селах, расположенных на территории современного Красногорского района Алтайского края. Игры — «Столбики», «Разлука», «Третьего гонять» записаны у Феоктисты Полуэктовны Фроловой, 1928 г. р., из с. Карагайка; «Ушко», «Чижик», «Лапта», «Бить-бежать», «Лунки», «Клюшки» — у Ивана Александровича Колонакова 1929 г. р., из с. Тайна; «Шаровки», «Кулик», «Бабки» — со слов Андрея Федоровича Трофимова, 1923 г. р., из с. Кажи. Игра «Баталки» описана Клавдией Григорьевной Святкиной, 1921 г. р., из с. Красногорского.
Игры различались по степени сложности. Условия одних были достаточно просты. Они, как правило, предполагали бег наперегонки или с целью догнать соперника. В эти игры играли как взрослые, так и младшие дети. Другие игры, более сложные, требовали определенной физической подготовки, а также специального оборудования и снаряжения. Для некоторых из них требовалась лапта — плоская палка длиной около 50 см с выточенной ручкой, или шаровка — палка длиной 50-60 см и диаметром 5 см. Мяч изготавливался из плотно скатанной коровьей шерсти.
Шарик для игр «Шаровки» и «Клюшки» изготавливали из наростов, образующихся на березах: «Вот нарось-то на березах бывает. Где-нибудь надломлено дерево. И вот как грыжа вылезет и нарастает. С ее шарик сделают, потом в смоле прокипятят. Он черный становится, крепкий, не разламывается. Его хорошо на льду видно» (И. А. Колонаков).
В летнее время местом для детских подвижных игр являлись открытые полянки, расположенные недалеко от села. Зимние игры происходили на льду застывшей реки или озера.
СтолбикиИграющие дети встают в круг парами: друг за другом лицом к центру круга. Те, кто находится ближе к центру, — «столбики». Лишний ходит по кругу, ударяет по плечу одного из игроков, стоящих за столбиком. Оба бегут по кругу в противоположных направлениях. Кто первый прибежит, тому и стоять за столбиком.
Третьего гонятьИграющие встают в круг так же, как в игре «Столбики». Лишний, с ремнем в руках, задевает одного из игроков, стоящих за столбиком, тот должен бежать от него по кругу и вернуться на свое место. Лишний должен успеть хлестнуть его ремнем. Если ему это удастся, игроки меняются ролями.
РазлукаИграющие дети стоят парами, взявшись за руки. Один из них — лишний, ходит вдоль пар, дотрагивается до плеча одного из игроков. Тот должен его догнать. Оставшийся без пары игрок становится лишним: он ходит вдоль пар, выбирает того, кто будет его догонять.
В эту игру играли также парни с девушками: «В клубе побудешь, побудешь, а потом, как домой идти, пары стоят. Много: пар десять, а то и больше. И вот бежишь. Ты ее тронешь, с кем ты дружишь: тук, она тебя догонит. А когда домой идти, тут мы рвать. Вот она бежит, бежит. У тебя сил-то больше — убежишь. А там под кренделек, да и пошли в обнимку, а там целовушки пошли» (И. А. Колонаков).
УшкоИграют мальчики. Один игрок отворачивается от всех, прикладывает руки к уху (рис. 1). Один из игроков подходит сзади и с силой бьет его по уху.
Водящий должен отгадать, кто его ударил. Руки надо плотно прижимать к уху: «Иногда схитрят, подальше от уха руку сделают, а она как шлепнет — и оглушит» (И. А. Колонаков).
ЧижикДля игры требуется «шаровка» (палка длиной примерно 50 см) и «чижик» (сучок, по форме напоминающий единицу). В землю вбивают кол высотой 50 см, к его верхушке прикрепляют «чижик» (рис. 2).
Игрок бьет по колу так, чтобы «чижик» отлетел как можно дальше (20-30 м). Водящий должен подобрать отлетевший «чижик» и поставить его на кол. Со словами «Чижик — палка — коноплянка, на воробушки кули-и-и...» он бежит к колу. Его задача — распределить силы так, чтобы суметь на одном дыхании протянуть слова поговорки до окончания бега. Поэтому слово «кули-и-и...» он тянет до тех пор, пока не поставит «чижик» на кол. Если ему это удается, он присоединяется к бьющим игрокам, а бьющий становится водящим.
БаталкиИграют девочки и мальчики. Для игры требуется: «баталка» — прямая деревянная палка длиной 50-60 см с выточенной ручкой (как скалка), «чикушка» — палка длиной около 20 см, напоминающая крючок. В землю вбивают кол высотой 60-70 см, на него вешают «чикушку». Один из игроков — водящий — находится недалеко от кола. Остальные игроки с расстояния 5 м по очереди пытаются баталками сбить чикушку. Игрок, сбивший чикушку, бежит за баталкой. Водящий быстро надевает чикушку на кол и тоже бежит за боталкой. Водящим становится тот игрок, который остался без «баталки».
КуликИграют парами. Для игры требуется «кулик» — плоский, заостренный с двух концов брусок длиной 20 см (рис. 3) и «шаровка» диаметром 5 см.
На земле чертят круг или выкапывают лунку диаметром 1 м. Подающий игрок стоит рядом с лункой, другой игрок находится в «поле». Подающий «чикает кулик»: бьет палкой по заостренному концу. Кулик подскакивает, после чего подающий игрок палкой посылает его в поле. Игрок в поле должен подобрать «кулик» и с этого места бросить его в лунку. Если ему это удается, игроки меняются местами.
ЛаптаДля игры требуются лапта и мяч. Проводят две черты на расстоянии 100 м. Две «матки» набирают себе по команде в 10 человек. Одна команда подает мяч, другая ловит. Подает всегда «матка»: «Если хороша матка: ядренай парень, то до Матвеева двора летит этот мяч. За это время и туды, и оттэль прибежать можно». Послав мяч в поле, игроки подающей команды стремятся преодолеть расстояние от одной черты до другой так, чтобы игроки противоположной команды их не осалили. Если кого-то из игроков осалят, команды меняются ролями.
Бить-бежатьЭта игра напоминает лапту, только играют в нее не командами, а парами. Всего в очередь выстраивается примерно пять пар.
Чертят две черты на расстоянии примерно 100 м. Один игрок, стоя у черты, подает мяч: лаптой выбивает его в поле. Водящий игрок стоит в поле. Послав мяч как можно дальше, подающий игрок бросает лапту, и бежит к дальней черте. Водящий игрок подбирает мяч и стремится «осалить» перебегающего игрока. Если ему это удается, игроки меняются ролями.
ЛункиНа земле чертят круг диаметром 3 м. Внутри круга делают лунки по количеству игроков, кроме водящего. Водящий с расстояния 2 м должен рукой катнуть мяч и попасть в одну из лунок. Владелец лунки должен схватить мяч и осалить одного из игроков, не выходя из круга. В это время все остальные разбегаются в разные стороны за пределы круга. Тот, в кого попали мячом, становится водящим. Если игроку не удалось «осалить» кого-нибудь, он сам становится водящим.
КлюшкиЭта игра напоминает хоккей. Для игры требуются деревянные клюшки и деревянный шарик. Ворота заменяют три палки, разложенные на льду буквой «П». Игрокам нужно деревянным шариком попасть в ворота соперников, которые охраняются вратарем: «В клюшки играли в мороз по Тайнушке. Вот поставят тебя, и стоишь. А если пропустил, так тебе клюшкой и наподдают. Они-то бегают, греются. А ты стоишь. Клюшка-то больша. Сопли-то распустил. А морозы-то не таки были, как сейчас. Они-то бегает, а ты стоишь. Стоишь-стоишь, да и околеешь.
А они: «Стоишь тут, спишь, сопли распустил» (И. А. Колонаков).
ШаровкиДля игры требуются деревянный шарик диаметром 5 см и шаровка — палка длиной 60 см и диаметром 5 см. В земле на одной линии выкапывают три лунки на расстоянии 50 см, впереди — игровое поле. Играют втроем. Двое стоят справа от лунок: один игрок — «подающий» — подбрасывает шарик, второй — «сальной» — салит, то есть бьет его шаровкой, третий в поле ловит его. Игрок, стоящий в поле, с того места, где подобрал шар, кидает его в лунку. Если ему это не удается, подающий и сальной подбирают шарик и стараются первыми положить его в лунку. Если сальному не удается положить шарик в лунку, он идет в поле.
БабкиБабки — кости из нижних ножных суставов крупного рогатого и мелкого домашнего скота: коров, быков, овец, коз, свиней. Мелкие бабки называют лютками, крупные — панками. Бабки можно раскрасить в различные цвета. Самый крупный панок (кость быка), предназначенный для сбивания бабок, просверливают и заливают свинцом для утяжеления.
На земле рисуют черту. На расстоянии 4-5 м от нее ставят бабки: по паре от каждого игрока. Пары бабок выстраивают друг за другом. Расстояние между бабками в паре — 10 см, расстояние между парами — 10 см. На кону может быть 5-6 пар бабок. Игра начинается с определения между игроками очередности сбивания бабок. Для этого мечут панок для сбивания бабок. Различают три положения панка: «сака», «плось», «лево» (рис. 4).
Очередность устанавливается в зависимости от того, как упал панок после метания его каждым игроком. Право на первенство дает положение «плось», самое невыгодное положение — «лево».
Игроки по очереди мечут панок, стараясь сбить как можно больше бабок. Сбитые бабки забирают себе. В случае промаха игрок добавляет пару своих бабок. Если игрок попал в кол — центральную пару бабок, — он забирает себе весь кон.
В бабки можно играть и зимой: на льду реки. В этом случае их сбивают плоскими круглыми гальками (диаметром около 5 см) с расстояния 14 м. В ряду ставят по четыре бабки.
В качестве дополнительного пояснения к игре можно привести рассказ И. А. Колонакова:
«Бабки ставишь друг за дружкой. Вот парочку поставили, и пошел, и пошел. На четыре метра бьешь. А панок — дырку просверлят и болт ввернут, чтобы потяжельше был. И вот сваливают. Сумки у каждого протяные через плечо. Проиграешь — грош: бабку покупай. Это полкопейки будет. А на копейку две бабки покупай. Играть-то охота. Швырнут панок. Если ты первый сбил, значит, ты первый начинаешь. И пошло дело, а тут очередь. Я если сшибил, еще кидаю. А если не сшибил, парочку бабок ставлю. Каждая пара ставится на расстоянии 10 см друг между другом. Такое расстояние между бабками в паре, чтоб эта бабка упала, а другу-то не сшибила. Маленькая бабка — люшка. Большая — панок».
Описанные выше игры являются полевым этнографическим материалом ГХМАК, полученным в июле 2002 г., и представляют собой лишь небольшую дошедшую до нас частицу богатства и многообразия игровых форм, имевшихся в системе традиционного воспитания детей у русских крестьян Алтая первой трети XX в.
Автор: Альбина Васильевна Курсакова, ст. науч. сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края.
Источник: Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы международной научно-практической конференции. Вып. 5 / под. ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. – С. 109 – 111.