Детство… Как радостно теперь вспоминать золотые годы нашей еще только начинающейся жизни в этом мире! Когда все вокруг было удивительно и интересно, когда каждую минуту мы могли делать какое-нибудь свое маленькое открытие, а окружающий мир казался нам таким таинственным и чудесным!
Без сомнения, детство – уникальный период жизни человека, но мы не всегда задумываемся над тем, кто делает его для нас таким интересным и уникальным, что раскрашивает наши счастливые детские годы в яркие и радужные краски.
Согласно народной английской мудрости, «Ребенок есть тот же человек в миниатюре, которая все увеличивается».
Это определение кажется очень справедливым, поскольку оно учитывает главное в ребенке — его потенциальную естественную тягу к всестороннему развитию, предполагающему в конечном итоге становление полноценной и гармоничной личности. Конечно, с возрастом увеличивается наше знание о мире, приобретается жизненный опыт, формируется своя собственная точка зрения, но неизменным остается одно – те основы, которые были заложены в нас с малых детских лет, чему нас учили с самых первых шагов и слов.
Тема детства и воспитания даже не большая, она огромная и поэтому сегодня мне бы хотелось рассмотреть лишь малую часть этого вопроса. Сегодня мы поговорим о детских христианских лагерях.
«Зри в корень»
Как известно, нигде в дореволюционной истории России не упоминается об организации старообрядческих детских христианских лагерей. И это явление можно с уверенностью назвать новым для старообрядческого общества. Скорее всего, в Российской империи старообрядцы просто не имели в этом необходимости. Сильные, многодетные, в большинстве случаев, семьи давали благочестивое воспитание, которое закладывало базу дальнейшего развития крепкой и морально устойчивой личности. Но после времени безверия, когда идеалы предков втаптывались вместе с совестью в грязь, картина резко изменилась. Многочисленные до этого общины, где дружба семей помогала организовать общение детей и подростков, выглядели очень плачевно. Среднее поколение почти не посещало храм, и только лишь старенькие дедушки и бабушки старались хоть как-то сохранить огонек веры для внуков.
И время веры пришло.
С Божьей помощью нашлись люди, которые взялись за духовное воспитание подрастающего поколения, поэтому некоторые представители духовенства пошли по пути организации детских христианских лагерей. Опыт устройства лагерей такого типа у церковных людей не было и от этого дело выглядело пугающим. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что в 1994 году в городе Ржеве (Тверская область) по благословению и при личном активном участии настоятеля храма Покрова Пресвятыя Богородицы отца Евгения (Чунина) начал своё существование детский христианский лагерь «Ржевская обитель». Ржевичане были пионерами в этом не простом деле, но, с Божьей помощью, первый блин не оказался комом. И история получила своё развитие не только во Ржеве, но и в городе Казани. А если быть более точным, то под Казанью, в местечке под названием «Тихий плёс», на берегу реки Свияги в 1996 году начал свое существование детский христианский лагерь с одноименным названием. Отец Геннадий Четвергов (настоятель храма Иконы Казанской Божьей Матери), активные члены казанской общины (Вера, Вадим Пронин, Анна Савельева и многие другие), дети и даже сибирские гости казанского прихода (Марья и Наталья Долнаковы) с большой энергией взялись за организацию и подготовку смены. И труды не пропали даром – лагерь стал развиваться и воспитывать новые педагогические кадры.
В задачи лагерей такого типа, прежде всего, ставилось именно воспитание детей в христианской среде. То есть, постараться максимально привить в детях христианские ценности любви, добра и веры за короткий промежуток времени. Ведь в жизни детей-подростков наступает тот момент, когда они прислушиваются больше к сверстникам, а не к родителям.
Далее на примере лагеря «Тихий Плёс» мне бы хотелось рассказать, как можно организовывать в приходе детский христианский лагерь. Сегодня существует несколько детских христианских лагерей, но речь пойдет именно о Плесе, т.к. именно там я в свое время отдыхал и работал.
«Тихий Плес»
Как же развивался лагерь с 1996 по 2004 гг., когда мне посчастливилось быть в нём?
К сожалению, не все сразу, но организаторы с каждым годом ставили перед собой всё более четкие и конкретные задачи, изучали чужие и разрабатывали свои программы. Постоянная работа принесла свои плоды и через несколько лет работы «Тихий Плес» стал для детей не просто местом отдыха, а местом, в которое хочется возвращаться вновь и вновь. Тихий Плес для многих стал местом, если можно так выразиться, их детства!
В первые годы в лагере было много стихийного. Но, несмотря на это, первые воспитатели, не имея по сути никакого педагогического опыта, на одной интуиции и энтузиазме завоевывали авторитет у детей своей искренностью и чистой верой! Со временем приходили всё новые люди, которые, проведя анализ прошлого, прибавили к сердечности отношений немного порядка, который хоть и ограничивал свободу детей, но давал им новые возможности в плане собственного развития. Со временем был сформирован костяк единомышленников – команда, которая работала как часы и могла, как тогда казалось, справиться с любыми текущими проблемами. Каждый из воспитателей знал свои обязанности и чувствовал плечо друга, который не подведет. Такая взаимопомощь придавала уверенности, которая помогала лучше общаться с детьми. И дети это чувствовали, и тянулись с еще большей силой к постижению христианской жизни.
О главном
Всё-таки, что же необходимо для того, чтобы начать смену в детском христианском лагере?
Прежде всего – это желание и воля! Если люди по-настоящему хотят чего-то, то они этого добиваются. Главное, четко представить себе, что если сегодня не взяться за христианское воспитание детей, то завтра таких детей может просто не стать – останется лишь молодое поколение, которое ни во что не верит! И если это осознать всем умом и сердцем, то в сторону уйдет и боязнь нехватки опыта, и нехватка средств, и все другие вопросы, которые сначала кажутся неразрешимыми.
Подготовительная работа по устройству детского лагеря
Подготовительная работа – та работа, которую необходимо начать как можно раньше, продумав все варианты устройства лагеря. А именно:
- 1. сколько будет смен (количество),
- 2. как долго (время прибывания),
- 3. сколько сможем принять детей,
- 4. чем их занять и чему научить и т.д.
Иногда воспитатели и педагоги «Тихого Плеса» начинали готовиться к смене за полгода, в какие-то — раньше. Можно начинать готовиться хоть после окончания смены, т.к. чем старательнее вы будете до смены, тем увереннее вы будете в смене – это уже аксиома!
У меня был случай, когда я заранее прочитал одну очень интересную книгу («Тихий разговор с совестью» А. Гармаева) и сразу наметил, в какие дни смены, какие темы буду разбирать с ребятами. Так вот, мне этого было достаточно, чтобы потом за 15 минут до занятия пробежаться по главе и спокойно вести занятия, которые часто достигали 30-40 минут.
Был и отрицательный опыт, когда в тот же год, но в другую смену я не проработал заранее программу, надеясь на то, что у меня с собой много литературы. И без программы при большой загрузке в течение смены я не смог определится с темами занятий. Это меня всё время угнетало и мешало спокойно работать!
Как я уже сказал, времени над проработкой деталей не бывает много, но самое главное – это хорошо себе представить жизнь лагеря. Проживите мысленно день с детьми в смене, попробуйте представить себе, какие события идут друг за другом, что для организации этих событий нужно и т.д. и т.п. Если у вас в голове будет четкий план действий, то вам меньше в будущем придется думать об организации жизни лагеря.
«Кадры решают всё»!
Как показывает жизнь, возглавить лагерь может и человек, не имеющий педагогического опыта. Самое главное — любить детей и быть хорошим управляющим, т.е. чувствовать настроение коллектива и быть способным наладить взаимосвязь между детьми, педагогами и обслуживающим персоналом.
Теперь поговорим о воспитателях и учителях.
Роль учителя заключается в том, чтобы вести духовные беседы на христианские темы. Хорошо, если этим человеком будет тот, кто уже имеет педагогический опыт. Но если такого человека нет, то можно допустить преподавание и не столь опытного или совсем не опытного, но серьезно настроенного человека. Необходимо только сократить время таких бесед до 20 минут. Это время — самое оптимальное для монолога преподавателя и для восприятия ребенка. Такой «молодой» педагог должен поставить себе цель, чтобы дети на его уроках сами говорили, отвечая на его вопросы.
Кроме того, в детском христианском лагере, на мой взгляд, должна быть выстроена четкая иерархия. Например, как в армии. Директор лагеря – главнокомандующий, педагоги – офицеры, воспитатели – сержанты и старшины. Здесь действует один очень старый принцип: «Делай, как я». Именно «как я», а не «как я сказал» – это две разные вещи. И если уж мы условно приняли воспитателей за сержантов и старшин, то эти «старшины» должны жить жизнью своих «бойцов», т.е. необходимо, чтобы воспитатель в идеале стал для ребят не надсмотрщиком, а старшим товарищем, у которого можно всегда попросить совета и рассудить спорное дело. Именно поэтому воспитателями могут быть вчерашние мальчики и девочки, которые сегодня стали юношами и девушками. Сам я стал воспитателем в 18 лет. Думаю, что этот возраст — самый оптимальный для воспитателя, но, конечно, это моё субъективное мнение, т.к. некоторые люди готовы к этому раньше или, наоборот, позже.
Немаловажным делом будет набор обслуживающего персонала. В «Тихом Плесе» нам в этом повезло – чаще всего это были глубоко верующие и добрые люди. Поэтому дети с большим желанием всегда помогали им!
За 3 — 2 месяца до смены
Именно столько нужно времени, чтобы оповестить людей в приходах, чтобы они могли скорректировать свои планы и прислать своих детей или приехать вместе с ними в лагерь (часто люди, которые приезжали вместе с детьми, помогали по хозяйству и на кухне). Прежде всего, нужно составить объявление (желательно с фотографией), где будет расписано, для чего организуется лагерь, чем дети будут там заниматься и что нужно взять с собой. Во-вторых, не забыть также, как можно точнее указать стоимость путевки! Если есть возможность, то упомянуть о скидках малоимущим и тем, чьи родители готовы помочь в лагере. В-третьих, следует помнить, что чем четче и полнее будет сформировано объявление, тем легче родителям будет отпустить своё чадо.
К этому времени у вас также должно быть четкое представление, кто и чем будет заниматься в вашей педагогической команде.
За неделю до смены
Давайте представим себе, что группа преподавательского и обслуживающего персонала у вас готова. Самое время заняться закупками для лагеря.
Большинство продуктов закупается исходя из числа приезжающих, но вот некоторые вещи, которые не требуют этой привязки к количеству детей, могут быть закуплены заранее. Например, если количество помидоров и огурцов мы покупаем исходя из количества детей и обслуживающего персонала, то, допустим, топор и пилу для хозяйственных нужд нужно будет брать всё равно (число детей здесь не имеет никакого значения). Поэтому этот инвентарь можно будет купить заранее, не дожидаясь подхода смены.
Заезд лагеря
Вот и свершилось то, чего многие так ждали! Вы едете в автобусе, наполненном детьми. Кто-то из них уже бурно обсуждает планы на смену, кто-то сидит тихо из-за того, что никого не знает. Вас же, если вы начинаете смену впервые, беспокоит одна мысль – что делать? В голове много самых различных мыслей и страхов! Мысли о том, что всё пройдет хорошо, сменяются страхами и наоборот. Если вы в этом состоянии, значит всё идет хорошо – вы переживаете за дело, и поэтому и происходят такие метания…
Конечно, я описал лишь частный случай, и многие будут испытывать всё по-другому, но не в этом суть. Главное, чтобы ваши переживания, насколько бы они сильные ни были, не помешали вам выполнять свою работу! Поэтому постарайтесь глубоко вздохнуть (это позволит обогатить кислородом мозг) и с молитвой и с крестным знаменьем начинайте смену!
Помните: дети, почувствовав оторванность от родителей, постараются оторваться и от вас. Не дайте им такого шанса. Уже в автобусе сделайте объявление о том, чтобы никто после приезда не разбегался. И постарайтесь познакомиться с теми, кого не знаете, а если есть дети, которые никого не знают, то следует и их познакомить друг с другом.
Важно, чтобы с самого первого контакта у вас в голосе появились командирские нотки, чтобы ваши приказы не обсуждались, а исполнялись. Это нужно на этапе формирования коллектива. Когда же сформируется коллектив, необходимость в командирских нотках отпадет сама собой.
После того, как автобус уедет, постройте детей и сделайте объявление о том, какие они имеют права и обязанности. Запомните, чем четче правила будут сформулированы, чем меньше в них будет лишних слов, тем точнее дети будут их исполнять. И еще, помните, вы первый раз говорите с детьми, поэтому постарайтесь дать им понять, что вы говорите серьезно и что вы будете следить за тем, чтобы правила не нарушались! Нужно так поставить вашу вводную речь, чтобы дети почувствовали, что они попали в христианский лагерь, и вести себя здесь надо по-христиански. Расскажите им об этом. Если они с первого дня усвоят это правило, то и далее им и вам будет жить радостнее.
Мне это представляется так. Вы только что выгрузились и построились. Вожатый дождался тишины, наладил с детьми зрительный контакт (прошелся медленным ободряющим взглядом по ребятам) – теперь можно говорить. Он поздравляет всех с приездом, с тем, что с Божьей помощью начинается смена, что все они на время отправляются в интересное путешествие в христианскую страну, где нет места не только злым поступкам, но и мыслям и т.д. и т.п.
Первые несколько дней
Сначала, необходимо довести до сведения детей, что в лагере есть требования. С этой целью необходимо ознакомить детей с распорядком лагеря и вывесить листок с ним на видном месте. Важно, чтобы в перечислении требований и возможностей было в меру официальности. Детский лагерь — это место отдыха, и здесь не место сухости, но это не исключает того, что вы строго будете спрашивать с них.
Во-вторых, с первых же дней нужно назначить дежурных по кухне (а также по другим направлениям деятельности лагеря) и четко следить за тем, чтобы дети добросовестно выполняли свои обязанности. И вообще, пройтись по всем пунктам распорядка, назначив на соответствующие должности воспитателей или ответственных. Например, кто ведет детей на речку или кто отвечает за выпуск очередной стенгазеты. Мне помнится, что такие «ответственные должности» очень занимали детей. Дети лучше понимали, что взрослые трудятся для них, и четче выполняли свои каждодневные обязанности.
В-третьих, в конце первого дня подвести итоги. Что удалось, а что не очень, и постарайтесь, чтобы такие итоги были безличными, чтобы было больше позитива (похвалите ребят за то, что быстро развернули лагерь или помогали на кухне), но и не забывайте говорить о неприятных моментах, которые старайтесь решать беседами. Если же это не поможет, то говорите лично с виновниками происшествий и лишь в крайнем случае — прилюдно. Помните, как говорится в Евангелии, если брат согрешил против тебя, то сначала поговори с ним лично, потом призови свидетеля и т.д. Всё это работает и здесь.
В-четвертых, именно в первый день на вас могут свалиться самые неожиданные испытания и проблемы, поэтому если это происходит, то не думайте, что это всё по вашей вине! Ведь всего не предусмотришь, поэтому постарайтесь быть готовыми к трудностям и решайте всё по обстоятельствам. И ещё, вы не одни — рядом с вами Господь и ваши помощники!
Распорядок дня в лагере
- 07:00 — Подъем и пробежка.
Небольшая зарядка бодрит ребят и помогает сразу настроиться на бодрость, отгоняя сон. - 07:40 — Молитва.
Утром всегда молились Полунощницу, а иногда прибавляли к этому молебны. - 08:40 — Завтрак.
Поварам всегда помогали дежурные. А за столом поддерживался порядок и тишина, хотя чтение душеполезной литературы не прижилось. - 10:00 — Работа.
Дети и воспитатели работали либо по облагораживанию территории, либо в огороде, либо по хозяйству. - 12:00 — Свободное время.
В это время дети играли или ходили с воспитателями на речку. - 14:00 — Обед.
- 14:40 — Занятия.
Чаще всего ребята делились на старшую и младшую группы. - 15:40 — Свободное время.
- 19:00 — Молитва.
Вечером всегда молились Павечерницу. - 19:40 — Ужин.
- 21:00 — Костер.
За костром ребята пели или просто общались. - 23:00 — Отбой.
С отбоем в лагере не было проблем — чистый воздух, природа и активный отдых делали своё дело, и ребята спали без задних ног.
Походы и прогулки
Если база детского христианского лагеря находится за городом, и не сильно застроена прилегающая местность, то стоит организовать несколько коротких прогулок или большой поход.
Прогулки (дневной поход с обедом на природе) позволят внести в жизнь лагеря разнообразие. Например, если дети уже привыкли к распорядку дня, то смена «декораций» позволит ни только разнообразить их жизнь, но и позволит взглянуть на базу христианского лагеря, как на свой временный дом, а на своих друзей, как на членов временной семьи.
Большой же поход (2-3 дня) — это достаточно большое испытание, и поэтому при организации его надо ориентироваться на самых младших, чтобы им хватило сил. Вообще, цель похода и является испытать на прочность дружеские отношения ребят и воспитать в них не только дух коллектива, но и подарить им прекрасные воспоминания о настоящей природе! Никогда не забуду тот вечер в походе, когда мы из лагеря переплыли через реку на лодках и разбили лагерь на небольшой поляне в кустарнике прямо возле реки. И когда уже были поставлены палатки, а на костре готовился ужин, то многие из нас были поражены тем, что река (обычно достаточно неспокойная) как будто остановилась, и вечернее солнце смотрит в нее как в зеркало! И сколько еще таких моментов ребятам с Плеса подарил Господь, только Ему и известно! И с красивыми видами тихоплесской земли может сравниться лишь приятные ощущения «комфорта» спального мешка после трудного дневного перехода. О походах можно писать еще долго, поэтому, подводя итог, скажу, что походы помогают детям понять цену вещам (будь то чашка горячего чая или вовремя поданная рука) и сплотить коллектив, показав, насколько важно товарищество!
Занятия
Под занятиями здесь я имею в виду духовную программу, которая будет наполнять жизнь лагеря Словом Божиим. В Тихом Плесе такая программа делилась на три части: утром, после утренней молитвы ребята слушали небольшое зачало (отрывок) из Апостола, вечером из Евангелия, а днем было полноценное тематическое занятие.
Понятно, что отрывки из Евангелия и Апостола подбирались заранее. Также заранее готовилось и толкование на непонятные или спорные места.
Литературу же для больших бесед в отведенное днем для этого время каждый преподаватель подбирал сам. Мне же очень понравились книги Анатолия Гармаева («Тихий разговор с совестью» и «Пути и ошибки новоначальных»). Но еще раз подчеркну, что это личное дело каждого — что и по какой литературе готовить. Необходимо только не забывать, какие дети перед тобой находятся — подростки ли это или совсем маленькие ребятишки. Отсюда подбирается и литература, и манера преподавания.
Что же касается чтения по-церковнославянски и пения по крюкам, то этому делу ребята учились в индивидуальном порядке в свободное время.
Кружки
Кружки в Тихом Плесе разбивались по интересам и по возможностям, т.е. помимо желания самих ребят, нужен был специалист в данной области. Чаще всего такими «специалистами» становились воспитатели, реже специально приглашали людей.
В Тихом Плесе были следующие кружки: рукоделие, «мужество», рисование, лепка и т.д. Остановлюсь подробно на кружке «мужество», так как остальные более-менее понятны, и программы могут быть достаточно легко подобраны.
Итак, «мужество» — кружок для мальчиков, на котором ребята изучали русский рукопашный бой, а также основы военной подготовки и военную историю Россию. Преподаватели старались на занятиях не столько научить мальчиков драться, сколько привить ребятам чувство патриотизма и любви к Родине.
Здесь я не буду расписывать остальные кружки. Так как, во-первых, я ими напрямую не занимался, а, во-вторых, думается, что сегодня есть достаточное количество книг в магазинах и материалов в интернете.
Игры и развлечения
Игры в лагере возникали как организованно, так и стихийно.
При всём многообразии игр, которые предлагали вожатые детям, в их среде закрепилось лишь несколько. А именно: казаки-разбойники, прятки, третий лишний, вышибалы, футбол и волейбол.
Помимо всех известных игр была одна игра, которая была казанской задумкой. Но описание ее затратит слишком много времени, и то я не уверен, что смогу ее объяснить, поэтому и говорить о ней не буду. Скажу лишь, что эта игра была связана с ориентированием на местности.
Вообще, игры можно также найти как в специализированной литературе (где часто игры делятся как по возрасту, так и по подвижности), так и в интернете.
«Почта». Последний день
Всё хорошее когда-нибудь заканчивается, не исключением является и смена в лагере. И просто необходимо, как и в любом деле, зафиксировать все хорошие впечатления. Организаторы должны позаботится, чтобы в конце смены, в последний день, ребята провели какие-либо финальные соревнования и показали, чему они научились за смену.
В Тихом Плесе в последний день устраивали весёлые старты, соревнования с вопросами из Священного Писания, а также праздничный ужин и прощальный костер.
На прощальном костре мне бы хотелось остановиться поподробнее. Дело в том, что когда дети и руководство собирались возле костра, то один из вожатых раздавал всем «почту». Это были записочки, которые за 2-3 дня до окончания дети писали друг другу и складывали в импровизированный почтовый ящик. Это так многим нравилась, что я не удивлюсь, если у многих девушек и парней где-нибудь до сих пор лежат эти записочки от друзей и подруг.
И еще в конце смены ребятам и вожатым дарились небольшие открыточки с изображением вида Тихого Плеса. И также по традиции ребята, если хотели, чтобы друзья написали им несколько слов, то подходили друг к другу и просили оставить небольшое пожелание.
Эти и другие мелочи дарили ребятам возможность не только вспомнить приятное, но и понять, что эти моменты были связаны с познание Бога.
Послесловие
О многом я не успел или забыл сказать, что-то попросту не вошло в небольшой журнал. Думаю, что тему можно продолжать и развивать дальше.
Заканчивая же эту статью, мне бы хотелось поделиться одним своим наблюдением. Я задумался, и мне стало ясно, что благодаря детскому христианскому лагерю моё детство наполнено открытиями христианской веры, я сам зажегся от педагогов их искрой, и искра эта помогает мне сегодня отвечать на жизненные вопросы с христианской точки зрения!
Автор: чтец Иоанн Ошин.
Источник: «Тихий Плес». Журнал «София», №3.
Фото автора и группы «Тихий Плес».