Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • Проповеди
  • Епископ Сава (Чаловский) — О греховных болезнях и расслаблении души, о самоограничении и покаянии

О греховных болезнях и расслаблении души, о самоограничении и покаянии

Православные христиане, с воскресением Христовым! Время идет вперед, уже шестая неделя после праздника Святой Троицы.

Сегодня мы слышали в Евангелии (От Матфея, зачало 29, — прим. ред.), как Господь исцелил болящего — расслабленного. Это короткое евангельское повествование нам очень важно, как и апостольские чтения.

Епископ Сава (Чаловский)
Епископ Сава (Чаловский) в Усть-Каменогорске. Фото: Елена Карпова

В Евангелии повествуется о том, как Христос пришел в город Капернаум. Обычно Он уходил в пустыню молиться, или же выходил из города в другие города и селения. Когда же возвратился в Свой город, Его встретили люди, которые несли своего расслабленного товарища. Они положили больного к ногам Христа. Господь, видя их веру, сказал: «Отпущаются тебе грехи твои». Но тут фарисеи, бывшие рядом, стали в себе думать, что же Он «богохульствует», как же Он может прощать грехи? — Христос, зная их помыслы, их мысли, сказал: «Что вы помыслили в сердце своем? Что проще сказать, “прощаются грехи” или “встань и ходи”»? Тогда Он сказал болящему: «Встань, возьми свой одр и иди в дом твой» (Мф 9:6).

Наши болезни телесные, наши расслабления — это наши грехи, и в первую очередь, это болезнь нашей души. Наша душа больна грехом. Мы заботимся о наших телах: когда у нас немощь тела, нам неудобно, больно. Эту немощь, телесную болезнь, бывает порой очень трудно перенести. Но когда больна наша душа, зараженная грехом, — мы этого обычно не замечаем, особенно тогда, когда душа поражена страстью гордыни. Мы забыли страх Божий. Мы не замечаем ту тяжелую болезнь нашей души, которая приводит нас к смерти, смерти в этом мире и в жизни вечной. Это очень страшно, когда мы, прожив на этой земле, не обретаем продолжение сей жизни — жизни в будущем веке, которая в Царстве Небесном продолжается. Господь создал это Царство, для того чтобы в нем жили люди, и Сам пришел на землю и пострадал ради нас. Он показал Свою великую любовь к человекам, отдав Свою жизнь за нас. Бог Отец отдал Сына Своего, чтобы спасти род человеческий.

Человек был создан для жилища Господа, чтобы в душе, в сердце человека поселился Господь. Но в нашем сердце находятся другие обитатели: прежде всего, это гордыня — себялюбие. Мы с вами расслабленны, особенно в наше время. Наша душа поражена большими страстями. Страсти подогреваются большими соблазнами, которые сейчас в мире существуют. Мы расслабляемся, и поэтому, чтобы возвратиться в свою природу, вернуть то первобытное состояние созданной Господом души, нужно очистить себя.

Первые люди, Адам и Евва, были чисты, и блаженствовали в раю, пока не согрешили. Этот первый грех дал почву, семя смерти. Человек стал болен не только душой, но и телом. Господь дал наказание человеку, чтобы он исправлялся. Адам и Евва не только извратили свою душу грехом, за которую поселилась у нас смерть. Вся природа вокруг человека, все его окружение тоже изменилось из-за греха. Но мы рождаемся с первородным грехом и, к сожалению, умножаем этот грех, изменяя нашу природу и обстановку.

На земле очень много зол. Зло растет, зло концентрируется: войны, моры, глады. Как Спаситель и сказал, что будут «и войны, и землетрясения по местам» (Мф. 24:7), но не ужасайтесь, потому что этому всему надлежит быть. И будет Страшный Суд. Какими мы предстанем на Страшном Суде? Очищаемся ли мы здесь на земле? — Нужно очищаться и не расслабляться. Для того чтобы у нас не было расслабления, нам надо помнить, что без подвига не спастись.

Святые подвижники, подвигоположники ограничивали себя в наслаждениях, в еде. Поэтому нам очень полезен телесный пост, малоспание (мало спать — прим. ред.). Иными словами, нужно себя понуждать и совершать подвиги для очищения души. Иначе, как мы знаем, золото, если не будет расплавлено, не очистится. Также и мы в нашей жизни должны поддаваться своего рода расплавке. Через смирение, терпение, неся свой крест, мы должны угождать Богу. Мы очищаемся не только через терпение, через смирение, но и через покаяние в своих грехах. Исповедовать грехи и молиться следует не только словами — это пустословие, нужно и делом молиться. В каждом деле должно быть у нас время Господу. Любое дело, какое мы делаем, нужно посвящать Господу. Как же мы будем тогда посвящать Господу плохие дела, которые мы порою творим в нашей жизни?

Читать Священное Писание для христиан — это обязательно, а также поучения Святых Отец, иначе мы не разберемся сами в себе, наши страсти не дадут нам даже понять, что нам хочет донести Св. Писание. Возможностей, чтобы найти эти поучения, сейчас достаточно.

Спасайтесь, несите крест. Христос пронес Крест за нас, а мы должны пронести за себя, очиститься и спасти свои души, чтобы наша жизнь была прожита не напрасно. Если мы проживем жизнь в неге, в расслаблении, в удовольствии, то Царство Небесное не наследуем. Зачем нам тогда было жить? — Лучше, по слову Спасителя, такому человеку было и не рождаться. Будем стараться спастись, прийти к Господу. И Господь нам поможет.

Многие спрашивают: как нам спастись? Просите Господа, и Господь вам подскажет. Ходите в церковь, в храме находится благодать Божия, которая нас осеняет, очищает, вразумляет и спасает. Господу нашему славу воздавайте, всегда и ныне, и присно, и вовеки веком. Аминь.

Проповедь владыки Савы (Чаловского)
Проповедь в Усть-Каменогорске

Проповедь епископа Савы (Чаловского), записана со слов владыки. Сказана в г. Усть-Каменогорске в храме Покрова Пресвятой Богородицы РПСЦ в неделю 6-ю по Пятидесятнице.
24 июля 2022 года.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете