В краеведческом музее села Верх-Уймон Республики Алтай с 29 июля по 29 сентября 2022 года проходила выставка древнерусской и старообрядческой иконы «Шедевры старообрядческой иконы».
Проект организовал «Центр искусств. Москва», при поддержке Правительства Республики Алтай и администрации Усть-Коксинского района. Посетители могли увидеть 53 старообрядческие иконы XVI — начала XX века из частных собраний.
В экспозиции — работы из старообрядческих иконописных центров: Москвы, Мстёры, Сызрани, Ярославля, Борисоглебска, Невьянска. Среди них — произведения известных мастеров: Осипа Чирикова, Гавриила Фролова, Александра Бочкарева.
Представлены различные образы, в частности, следующие иконографические типы: «Единородный Сын», «Спас Нерукотоворный», «София, Премудрость Божия», «Спас Благое Молчание», «Господь Вседержитель», «О Тебе радуется», «Неопалимая Купина», «Евангелист Марк», «Чудо великомученика Георгия о змие».
Как сообщает Татьяна Мальцева, со ссылкой на источник в Верхнем Уймоне:
«Отзывы о выставке самые положительные. Это частная коллекция Андриана Мельникова из Москвы. Красиво оформлена, с подсветками: иконы сияют!».
Как известно, село Верх-Уймон основано в XVIII веке старообрядцами. В селе существует также Музей истории и культуры Уймонской долины (старообрядчества). Сайт этого музея сообщает о состоявшемся открытии выставки 29 июля:
«Открытие выставки прошло очень тепло и душевно. Прозвучало много благодарственных слов, за возможность познакомиться с уникальными шедеврами, которые многим из наших жителей недоступны. На открытии присутствовали как местные жители, так и туристы, приехавшие посетить наш район».
На мероприятии выступил глава администрации Усть-Коксинского района Олег Кулигин:
«Икона всегда была в нашем доме. Она охраняла наше жилище. Это напоминание той духовности и силы, которая давала нашей Руси побеждать и жить».
Посетительница Наталья Суртаева оставила теплый отзыв о выставке:
«Вряд ли это старое деревянное здание краеведческого музея когда либо было духовным центром… Но здесь мне почудилось, как эти стены задышали благостью и почтением перед тем сокровищем, что вошло в его стены.
В залах тихо. Очень хочется не нарушить этой тишины: и ступать совсем неслышно, и смотреть, затаив дыхание…
Хочется вобрать в себя эту тишину, и этот свет, и эту благость, и почтение, оставить в себе и хранить.
У всех у нас внутри есть некая дыра, и каждый заполняет её чем может… И вот здесь, на этой выставке, её можно попытаться заполнить».