«Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» — так называется выставка, размещенная в московском Музее русской иконы. 8 апреля 2019 года предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Московский и всея Руси Корнилий побывал на этой выставке, в экспозиции которой старообрядческие уральские иконы XVIII – начала XX века из собрания музея «Невьянская икона» г. Екатеринбурга.
Как сообщает официальный сайт РПСЦ rpsc.ru, личную экскурсию для владыки Корнилия провел основатель музея и бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Как известно, заказчиками и творцами икон невьянской школы иконописи являлись старообрядцы различных согласий, предки которых бежали от гонений за веру из Центральной части России на Урал. Староверы Урала сформировали самобытную культуру, которая нашла отражение в невьянской иконе.
Одна из особенностей невьянской иконы — подробная прорисовка деталей, которые сложно рассмотреть без увеличения. Этим во многом можно объяснить то, что это дорогая икона.
История невьянской иконы начинается в начале XVIII века. Самая ранняя из датированных икон написана в 1734 г., самая поздняя — в 1919 году.
Невьянская икона — это, по сути, последняя русская иконописная школа, — рассказывает Евгений Ройзман. — Её особенность — белоликость, что отражено в названии выставки. Иконописцы добавляли все большее количество белил к охре основного тона. Также они тщательно избегали живописности, не допускали ни малейшей подрумянки, никогда не рисовали слезничков в уголках глаз.
Ядром экспозиции служат два образа — великолепная икона «Святая княгиня Ольга, со сценами жития» (1836 г.) из коллекции Музея русской иконы и икона «Перенесение мощей Николы Чудотворца» (1822 г.) из екатеринбургского музея.
Выставка вызвала неподдельный интерес у московской публики, в этой связи её экспозиция расширена до трех сотен икон и продлена до 2 июня 2019 года.
Режим работы Музея русской иконы: с 11.00 до 19.00, ежедневно, кроме среды. Вход свободный.
Источник: rpsc.ru.