В рамках празднования 110-летия официальной регистрации старообрядческой общины с. Залесово (д. Шмаковой) в воскресный день 12 ноября 2017 г. состоялось представление Фонда сохранения традиций русского народа «Причумышье» одновременно с Домом-музеем реконструкции быта старожилов-старообрядцев Среднего Причумышья.
Гости и жители с. Залесово, пришедшие на заседание в зал Районной библиотеки, смогли ознакомится с направлением работы открываемого музея, вспомнить о существовании сохраняемых предками-старожилами традициях, особенностях одежды, быта. Носителями многих старых традиций в этой местности подчас были староверы, как и основателями многих деревень и сел, большая часть которых ввиду проводимой политики укрупнения уже не существует.
На встрече говорили о передаваемых из поколения в поколение традициях русского народа, традиционной одежде, русском костюме, певческой традиции и подобном.
Русский человек стал чужим для традиционной русской культуры
Настоятель старообрядческого Свято-Никольского храма села Залесово о. Евгений Гуреев выступил с приветственным словом, как священник обратив внимание собравшихся на современную проблему связи поколений:
«...Сейчас начинается прерываться связь поколений. Если, к примеру, взять современного человека, его дедушка и бабушка молились, — храмов в те годы не было — обычно приезжал священник, и богослужения, таинства совершались на дому, — детей как правило прятали. Эта цепочка была искусственно разорвана. Если те люди, которые в своем представлении считают старообрядческую церковь "нашей", своей, при этом не посещая храм, — то их дети уже не будут так считать.
Очень горько, что внутренний стержень, сердцевина жизни наших предков — то, ради чего они готовы были оставить все, оставили малую Родину (переселялись из Европейской части России), бросили насиженные места, хозяйство, оставили знакомых, родственников, иногда жертвовали своей жизнью даже — ради чего? — Современный человек, к сожалению, это не ценит. Не просто не ценит, а не интересуется. Для него это ничего не значит — то, ради чего наши предки жертвовали жизнью.
Думаю, что этот музей будет не просто показывать какие-то вещи: платки, платья..., — нет, но что он послужит гораздо более глубокой цели: стать ступенькой. Современный человек боится прийти в церковь: это непривычная для него атмосфера. К сожалению, русский человек стал чужим для традиционной русской культуры. Человек приходит в церковь, и не знает, как себя повести: где встать, как перекреститься, как поклониться... Думаю, этот дом-музей может послужить переходным звеном...»
Русский народный костюм
Профессиональный портной Игорь Леонтьев рассказал о русском костюме:
«...В наше время очень не модным стало одеваться в традиционную одежду. Можно заметить, что это почти антитрадиция русского народа: т.е. одеваются во что угодно, только не в национальное... Эта печальная традиция, которая сложилась, в основном, в советский период жизни нашего Отечества, является как раз отступлением от традиций...
Функциональность традиционной одежды была различна: она годилась "и в пир, и в мир, и в добрые люди". То есть, в ней не стыдно было показаться на люди хозяину, когда к нему неожиданно пришли гости. Это одежда благочестивая, одежда удобная, и в то же время в ней можно было работать: в и лесу, и в поле, и за скотом...»
Сохранение традиции
Выступивший далее историк и археограф Никола Старухин подчеркнул важность целостного сохранения традиции:
«Опыт предков позволяет выстроить отношения с окружающим миром, с людьми, жить в ладе, в мире, согласии.
Традиция сама по себе — понятие емкое. Нет такого понятия, что здесь мы что-то сохраняем, здесь — не сохраняем.
Что касается музейных вещей: здесь, наверное, представляется возможность как можно полнее сохранить все, что касается не только материальной, но и духовной культуры, потому что в жизни это все сильно переплетено.
Важно, чтобы, сохраняя свой внешний облик, мы не забывали о внутреннем своем облике. Староверие заключается не только в ношении сарафанов, бород и кафтанов, оно заключается во всем: в поведении, в отношении с природой, в отношениях с другими людьми».
На мероприятии выступил также молодежный хор Покровской старообрядческой общины г. Барнаула, который проиллюстрировал песенную традицию духовного пения в церкви и в быту в старообрядческой среде. Певчие исполнили ряд песнопений знаменного распева и духовные стихи.
После официальной части здесь же в стенах библиотеки посетителям был предложен стол с угощениями: травяным чаем и выпечкой, с любовью приготовленными по старым рецептам.
На событии, кроме залесовцев, были гости из гг. Барнаула, Новосибирска, Таштагола.
Музей открыт для посещений ежедневно по будням с 9:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья.