Русская Православная Старообрядческая Церковь

Рассказ о воскресной школе «Азбука веры» при храме Покрова Богородицы в Барнауле

Видеосюжет программы «Алтайский край в лицах» о воскресно-приходской школе «Азбука веры» при старообрядческой церкви во имя Покрова Богородицы в Барнауле. О воскресной школе рассказывают педагоги и настоятель барнаульского храма.

Ольга Илларионовна Нехаева:

Жизнь – она от чего бывает? – От света. Вот когда совсем темнота – все дремлет. А мы держали свечу: «Свет Христов просвещает всех»!

И вот, в Вербное воскресенье мы с вами прославляли Господа, когда он входил в Иеросалим на осляти.

Анатолий Корчуганов:

Воскресные школы в старообрядческих храмах – зримое продолжение веры. Мы встретились с детьми и педагогами в день Вербного воскресения. О том, какой великий смысл вложен в этот праздник, нам поведал отец Никола Думнов.
Старообрядческая Воскресная школа в Барнауле
Урок Воскресной школы «Азбука веры» в Барнауле

О празднике Вербного воскресения

Протоиерей Никола:

Праздник Вербного воскресения – или еще его называют Вход Господень во Иеросалим – это праздник древний, с тех времен, как Христос вошел, или сказать точнее, въехал в Иеросалим на молодом осленке. Его встречало очень много людей, торжественно встречали: с пальмовыми ветвями, постилая дорогу одеждами. В этот праздник мы видим на иконах, как он изображен. Конечно же, для нас это радостный праздник. Седмица – Страстная неделя.

Конечно, сегодня ради такого праздника разрешается вкушение пищи с рыбой, но кроме, конечно, скоромных (продуктов) – мяса, молока. Но тем не менее, радость – даже оттого, что за всеми этими событиями, за всем испытанием, мы знаем, идут события радостные, события Пасхальные, события Воскресения. Поэтому это нас духовно греет, настраивает на правильный лад.

И потом надо еще понять. Как человек, который проходит через какие-то испытания, и, пройдя через испытания мужественно и ответственно, получает удовлетворение, радость. Так и мы, проходя через эти испытания тех евангельских событий, мы сострадаем...

Анатолий Корчуганов:

Крюковое пение, умение слышать начинается в раннем возрасте. В православной традиции дети учились в семье, постигая не только мелодические основы, но и вникая в смысл великих библейских текстов, впитывая Божье предназначение человеческого существования.

Воскресные школы в старообрядчестве

Анна Гаврилова:

В разных старообрядческих приходах разных городов существуют и действуют, как и у нас, воскресные школы: в Новосибирске, в Томске, в Екатеринбурге, Москве и других. Практически во всех приходах существуют воскресные школы. И для того, чтобы обмениваться опытом, знать, что происходит в других приходах, мы собираемся на такие съезды, как прошел в этом году в Томске (съезд преподавателей воскресных школ в декабре 2014 года на «Тихоно-Аввакумовских чтениях» – прим. ред.). Он проходил на базе Аввакумовских чтений, которые проходят каждый год, но в этом году была особая тема: «Воспитание и образование старообрядческих детей».

Учебные программы в воскресной школе

Анна Гаврилова:

У нас не существует каких-то определенных программ, нам никто сверху не дает постановлений, никто не давит. И мы преподаем детям то, что, как мы видим, им нужно, то, что им действительно интересно.

Если взять общеобразовательную школу, то там есть определенный ряд программ, которым должны детей обязательно научить. Где, хочет преподаватель или не хочет, ему нужно в какие-то рамки укладываться. У нас нет определенных рамок, может быть, потому что теснее общение. Поэтому преподаватели работают здесь не за деньги, а потому, что им действительно это самим хочется и интересно. Никто не принуждает и не заставляет никого. И каждый педагог решает, хочет ли он здесь преподавать для этих детей и что ему хочется донести. Мы даже не говорим, что вот вы будете вести пение, – нет, если вам интересно вести «Дневнерусскую культуру», пожалуйста, ведите. Интересно вам играть с детьми – играйте, пожалуйста. То есть, какая-то свобода, а от этого у педагога больше желания вести какой-то предмет и что-то детям давать, то, что есть у педагогов.

Анатолий Корчуганов:

Есть уроки труда, на которых девочек учат шить, кроить и вышивать, ткать опояски. Эти умения присутствуют в общинах староверов по всему миру. И не суть важно, в какой стране ты оказался, тебе всегда сошьют русскую традиционную одежду, украсят ее вышивкой. Воистину, старообрядцы – великие хранители обычаев нашего народа.

О празднике святых Жен Мироносиц

Отец Никола:

В третье воскресенье по Пасхе воспоминается подвиг святых Жен Мироносиц. Собственно говоря, это международный женский день, когда чествуются и те жены, которые пришли однажды помазать умершее тело Христа. И празднуются и чествуются все женщины, которые трудятся на благо Церкви Христовой и на благо всего общества: те, кто воспитывает детей, трудится на производстве... Собственно говоря, это как раз день празднования, день чествования всех наших матерей, бабушек, наших дочерей: в общем, всех жен и женщин, которых мы знаем. В этот день мы обычно делаем духовный концерт для них, устраиваем чаепитие, говорим теплые слова и поздравления, пожелания какие-то добрые: все то, что принято в такой день делать и говорить.

Хотелось бы, чтобы этот день Жен Мироносиц был в масштабах не только нашей общины, маленького прихода, но и в масштабах даже города. Поскольку это очень хороший праздник, насыщенный, причем, событиями реальными. Когда эти женщины, несмотря на смертельную опасность, пошли ночью на гроб, с тем, чтобы помазать. Даже мужчины не все бы решились на такой подвиг: сам по себе поступок-то очень мужественный! И Церковь с благодарностью вспоминает подвиг этих Жен Мироносиц, и призывает праздновать и чествовать всех тех женщин, которые и сейчас трудятся, и в прошлом трудились.

Источник: т/к «Катунь-24»

Посмотреть на YouTube.


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете