Русская Православная Старообрядческая Церковь

Епископ Сава побывал в Тюмени и установил поклонный крест в д. Липихе

1-2 июня 2024 г. старообрядческую общину г. Тюмени посетил преосвященный Сава, епископ Казахстанский, Новосибирский и всея Сибири.

В субботу владыка молитвенно обращался к своему Небесному покровителю, преподобному Сергию Шухтовскому, и принимал поздравления в день своих именин. Прихожане спели дорогому гостю многолетие. Преосвященный владыка ответил на поздравление:

«Когда мы попадаем в среду наших братьев и сестер, чувствуется, что у нас единый дух. Единым духом и единой силой Духа Святаго будем пребывать в Господе. Любовь отличает православных христиан».

В воскресенье в тюменской церкви во имя Рожества Иоанна Предотечи владыка возглавил литургию в сослужении диакона Андрея Долгова.

В церкви св. Иоанна Предотечи в Тюмени
Владыка Сава, прихожане и гости в старообрядческом храме Тюмени

Вслед за литургией и братской трапезой христиане во главе с архиереем отправились в село Липиха Упоровского района. По приглашению местных жителей здесь состоялась установка поклонного креста на местном закрытом старинном кладбище XVII века.

Липиха. Несут крест на место кладбища
Крестный ход к месту погоста
Липиха. Молебен на месте кладбища
Молебен на месте кладбища в Липихе
Липиха. Епископ Сава (Чаловский) кадит у креста
Владыка Сава кадит у креста
Липиха. Общее фото старообрядцев у креста
После молебна

Когда крест был установлен, старообрядцы этой окрестности пригласили гостей на трапезу. Деревня раньше была безпоповская. К настоящему же времени ни общины, ни моленной фактически нет.

Кладбище было закрыто в 1943 г. Из-за пожаров некрополь почти весь сгорел, и местные жители своими силами решили установить поклонный крест в память о своих предках. От Тюмени до Липихи порядка 140 километров, этот путь паломники преодолели на микроавтобусе и личном транспорте, а последний километр до кладбища прошли крестным ходом.

Текст и фото: Христина Горегляд, vk.com/staroveritymen

Село Липиха (историческая справка)

Село Липиха основано старообрядцами поморами в конце XVII века. Пришли они в Сибирь из Архангельской области. Шли, спасая свою веру по северным землям: Кострома, Вятка, Пермь. При переходе Урала их настигла эпидемия холеры, после чего, в обиход было введено раздельное пользование посудой.

По преданию, место для села нашли три казака.

Первым упоминает о селе тобольский дворянин Василий Яковлевич Шульгин, в 1686 году он пишет: «деревня Лепихино и бор Широкое». А официальный документ «Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Тобольский уезд: Переписная книга переписи тобольского дворянина Василия Яковлевича Шульгина, Деревня Лепихино» (РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.434. Л.1-704). По этой переписи в деревне было 18 дворов и проживало 133 человека.

Лепихиных — 2 двора, Комолцевых — 3 двора, Мезенцевых — 2 двора, Ивановы — 2 двора, Леонтьевы — 2 двора, Ожгибесовых — 1 двор, Цирятьев — 1 двор. Беляевых — 1 двор, Невзоровых — 1 двор, Саханиных — 1 двор, Феофиловы — 1 двор, Микифоровы — 1 двор, Осиповы — 1 двор, Мурычевых — 1 двор.
Из трех дворов служат в солдатех набору стольника Ивана Фомича Бибикова.

Название деревня Липихино звучит в «Ведомости о народонаселении Липихинского сельского общества» за 1853 год.

Перед Первой мировой войной в деревне проживало более 1500 человек. Было 3 водяных мельницы и 80 ветреных мельниц и маслобоен. Основной доход населению приносила сдача молока на маслозавод. В каждом дворе держали 5-7 коров.

Несколько человек из села несли службу в Петербурге по охране Зимнего дворца, среди них: Липихин Сергей Корнилович и Щукин Иван Данилович.

Согласно «Ведомости о народонаселении Липихинского сельского общества Мининской волости 1920 года» проживало в деревне, согласно переписи, мужского сословия — 602 человека, женского — 862 человека.

Кладбище было действующим с конца XVII века по пятидесятые годы XX века. В семидесятые годы на кладбище проходили последние коллективные панихиды.

Любовь Веретенникова


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете