Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Крестопоклонная неделя: для чего поклоняемся Кресту и как нести свой крест

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» - поется в церкви на богослужениях Честному и Животворящему Кресту Господню. Для чего мы поклоняемся Кресту Христову и почитаем его? Что значат слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, зач. 37)? Как отвергнуться себя и следовать за Христом?

Об этом и другом сказал в своей воскресной проповеди протоиерей Никола, настоятель храма Покрова Богородицы в Барнауле.

Светящийся старообрядческий крест на храме
Светящийся старообрядческий крест на строящемся барнаульском храме

Сегодня воскресный день, неделя Крестопоклонная, и все православные христиане поклоняются Кресту, лобызают Его. Следует понимать, что это почитание значит. Почему, когда идет Великий пост, и вдруг — поклонение Кресту?

А все объясняется просто. Это напоминание того, что Господь проявил Свою безграничную любовь к нам: людям, грешникам. Принял крестные страдания, претерпел мучительные боли — ради нас, ради великих черствых ленивых небрежных и прочих (можно продолжать долго) грешников. Ибо Он приклонил небеса, сошел на землю (Пс. 17:10), чтобы пострадать за нас.

Крест-распятие на фоне иконы Богородице
Крест-распятие

И когда мы грешим, когда мы ленимся, забываем ходить в церковь и совершать домашнюю молитву, не соблюдаем посты и не делаем добрых дел, то это нам укор: ради нас Христос претерпел смерть, мучительнейшую смерть! А мы не можем даже в чем-то самом малом послужить Господу. Принести Ему малую жертву, не говоря уже о великих. Господь не требует, чтобы мы, также как Он, взошли на крест и пострадали за Него, — этого Он не требует от нас. Хотя в истории, как мы знаем, и такие мученики были, наверное, и сейчас есть. Господь требует одного: чтобы мы отверглись себя, взяли крест и последовали за Ним (Марк 8:34).

А что значит отвергнуться себя? А это означает, что мы должны перестать самолюбоваться, самовосхищаться, самоудовлетворяться в духовном смысле, создавать себе все более и более комфортные условия для существования до забвения Бога. То есть, тот человек, который поставил себе цель служить Господу, молиться Ему, трудиться для Него, тот, конечно же, отвергается, отвращается себя, забывает о себе, не помнит о себе, ради служения Богу, ради служения ближним своим. И, взяв крест, несет его и следует за Христом. А это терпеливое перенесение всех испытаний земных, в том числе и болезней, невзгод, — любых испытаний, — это все крестоношение.

Несение креста. Старообрядческий крестный ход к таежному скиту под Томском
Несение креста на крестном ходе под Томском.
Несет протоиерей Геннадий Коробейников, будущий епископ Григорий Томский.

Ведь Христос последовал ради нас — на крест взошел. И нас призывает, чтобы мы шли за Ним, шли к Нему. Чтобы наша жизнь была не какой-то мелочной, когда дни наполнены только мелочными земными заботами. Но чтобы было еще что-то великое, что-то небесное в нашей жизни, хотя бы отчасти, чтобы в некоторой мере это касалось и нас. Не говорим, чтобы полностью и всецело, как некогда святые и великие подвижники посвящали себя Богу. Дабы мы, живя в миру, хоть отчасти не забывали, хотя бы мы нередко, а почасту посещали храм Божий, и молитва домашняя была у нас усердная, и постное время совершали надлежащим образом, и Слово Божие читали, и изучали Евангелие и толкование на него. То есть, чтобы наша жизнь была наполнена духовным содержанием.

Жить не просто так, бесцельно, неведомо зачем. День прошел, человек его прожил... Как он прошел? Для чего прошел? А ведь жизнь — это драгоценность. И время драгоценно. Настолько драгоценно, что потом будут мучительно больно за бесцельно прожитые дни и время.

Поэтому, братие и сестры, взирая на Крест, на древо Креста, будем помнить, какой великой ценой мы искуплены от смерти, от вечной гибели. И какой великой ценой нам даровано Царство Божие, Царство Небесное.

Богу нашему слава, всегда, и ныне, и присно, и во веки веком.

19 марта 2017 года

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Проповедь, Протоиерей Никола

Старообрядчество в интернете
HotLog