Русская Православная Старообрядческая Церковь

Общины и храмы на Алтае

До репрессий 1920-30 годов в Томско-Алтайской епархии Старообрядческой Церкви белокриницкого согласия существовало 45 приходов, из которых примерно 33 прихода (по другим источникам — 34), составлявшие 4 благочиния, находились на территории современного Алтайского края.

В 20-30-е годы XX века на Алтае были закрыты все староверческие церкви, молитвенные дома и старообрядческие монастыри, а официально зарегистрированные общины — ликвидированы. В богоборческий период Алтайское старообрядчество сохранялось на нелегальном положении. Регистрация сохранившихся общин белокриницкого согласия началась во второй половине 1980 — начале 90-х годов XX столетия.

Старообрядческие церкви и общины на Алтайской земле

В 1992 году была создана Новосибирская и всея Сибири епархия с центром в г. Новосибирске, в подчинение которой вошли в том числе и приходы Русской Православной Старообрядческой Церкви, находящиеся в Алтайском крае и Республике Алтай.

В настоящее время кроме старообрядческой общины Барнаула, приходы Русской Православной Старообрядческой Церкви имеются также в Бийске, Горно-Алтайске, с. Залесово, п. Благовещенка, с. Мульта Усть-Коксинского района. Существуют группы христиан-старообрядцев и во многих других районах Алтая.

В Восточно-Казахстанской области Казахстана, Рудном Алтае, действуют старообрядческие храмы в г. Усть-Каменогорске и с. Бобровка, имеются общины и в других казахстанских городах.

Исторические особенности развития старообрядчества в Алтайском крае

Особую роль в духовной жизни нынешнего Алтайского края, а также в его заселении и освоении сыграли старообрядцы. Они появились на Алтае в начале XVIII века и в основном селились в бассейне рек Чарыш и Алей, а также в окрестностях Колывано-Воскресенского завода.

Часть переселенцев пришла самостоятельно, а часть была прислана заводчиком А.Н. Демидовым, прятавшим своих рабочих-староверов от начавшихся преследований со стороны властей на Урале. В 60-е годы XVIII века близ Колывано-Кузнецкой военной линии поселили около полутора тысяч староверов, высланных из Польши (староверы-поляки).

В XVIII — XIX вв. старообрядцы освоили практически все территории православного Алтая.

В начале XX века после издания указов «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) и «О порядке образования и действия старообрядческих ... общин» (1906 г.), активизировалась деятельность старообрядцев: началась массовая регистрация общин, строительство церквей и моленных домов, открытие школ, создание общественных организаций. В 1912 году в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском округах было зарегистрировано 65 старообрядческих общин всех согласий, из которых около 45 принадлежали белокриницкому (входили в состав Томско-Алтайской старообрядческой епархии).

В начале XX столетия регулярно собирались съезды и соборы белокриницких, поморцев, часовенных и неокружников. Так, в июле 1917 года прошел краевой съезд старообрядцев всех согласий, в котором приняли участие около 100 делегатов. Также в 1917-1918 годах старообрядцами Томско-Алтайской епархии издавался журнал «Сибирский старообрядец».

Старообрядчество в интернете